Наша компания смотрит на цифровизацию изнутри, так как «Элдис» занимается решением задач автоматизации ресурсоучета и разрабатывает одноименную платформу, которая позволяет как для отдельных организаций, так и для регионов строить системы коммерческого и технологического учета энергоресурсов.

В последнее время наблюдается значимый тренд на сбережение ресурсов: к электроэнергии, воде надо относиться более экономично. Мы видим, что впервые со времен Советского Союза поменялось отношение к тарификации потребления, к необходимости учета – именно поэтому стали востребованы умные счетчики. Дело в том, что сама установка счетчика эффекта не дает – нужно агрегировать, анализировать данные, контролировать их достоверность, использовать их для принятия управленческих решений, для выявления потенциальных объектов энергосервисных контрактов и так далее. Задач очень много, поэтому опираться нужно на все тренды, о которых говорят эксперты – это и Big Data, и облачные решения, и интернет вещей.

Так, мы в сотрудничестве с «МегаФоном» работаем над развитием интернета вещей в нашей отрасли. «МегаФон» – один из ключевых поставщиков услуг связи, поэтому партнерство с ним для нас очень важно. Технологий передачи данных много, но далеко не все подходят для использования в интернете вещей. Здесь нужна узконаправленная передача данных – технология NB-IoT, которая позволяет делать устройства автономными, энергонезависимыми.

В перспективе использование NB-IoT особенно актуально для учета воды. В отличие от электросчетчиков к устройствам учета воды зачастую проблематично подвести электропитание: счетчики располагаются не в самых удобных точках, где прокладывать провода сложно. NB-IoT позволит создавать счетчики со встроенным энергоэффективным модулем передачи данных, благодаря которому устройства смогут передавать информацию на протяжении всего срока службы без замены источника питания.

Сегодня «МегаФон» закрывает порядка 70 % потребностей нашей компании в услугах связи. Так как мы поставляем наш программный продукт на условиях SaaS, то наши потребители пользуются онлайн-платформой, с которой они могут осуществлять управление. Мы устанавливаем в клиентские устройства SIM-карту оператора, так что не нужно договариваться с поставщиком связи самостоятельно.

Мы видим, что «Мегафон» сейчас занимается не только связью: коллеги активно идут в направлении цифровизации. У дочерней компании есть продукт «Цифровая управляющая компания», в рамках которого мы также сотрудничаем. Например, в Великом Новгороде мы запускаем совместный проект: «МегаФон» оцифровывает процессы управляющей компании, а мы поставляем услуги по автоматизированному учету энергоресурсов. Житель квартиры получает приложение для мобильного устройства, где полностью ведет общение с управляющие компанией, контролирует взаиморасчеты и т.д. Это очень перспективное направление.

Я уверен, что в будущем операторы будут искать новые пути для монетизации аудитории, каналов связи. Такие компании, как «МегаФон» уже сейчас отслеживают стартапы, новые бизнесы, приобретают их, входят в них инвестиционно, если видят перспективу для себя. Тренд – это уход от передачи данных к конечным сервисам для клиентов, отсюда и интерес к сервисам для ЖКХ. Ведь конечные сервисы требуют узкой специализации, узких компетенций. В будущем операторы будут работать по моделям white label, когда конечный пользователь сервиса может получать услугу, но не знать, кто ее конечный производитель, потому что она будет поставляться под брендом оператора. Приятно, что «МегаФон» уже работает в этом направлении.
Алексей Яковлев, больница им. Боткина

о том, как цифра помогает сберегать ресурсы

генеральный директор АО «Элдис»

Роман Власов