«Цифровая экономика – это сложный, всеобъемлющий и поэтому понимаемый всеми по-разному термин. По моему мнению, это прежде всего софтверизация бизнеса. Всё, что может стать софтом, что может быть перенесено в приложения или в облака, записано в какие-либо алгоритмы – всё станет приложениями. Еще недавно мы этого представить не могли, но сегодня приложения уже являются частью нашей жизни.

Большая часть молодого поколения вместо традиционных ТВ-программ на телевизоре смотрит YouTube или Netflix, потому что у молодых людей потребление контента стало цифровым – для этого появился софт. Они не приходят в таком объеме, как старшее поколение, в магазины или на рынки – они заказывают вещи в интернете, так как магазины для них уже тоже стали цифровыми. Сервисами такси мы все уже пользуемся через телефоны, машины остались пока что еще предметными, но способ коммуникации перешел в цифру.

Это происходит потому, что цифра позволяет значительно ускорять и удешевлять любой процесс, который до этого делался человеческими руками. Это открывает огромные перспективы. 10 лет назад мы могли оцифровать только стандартизированные процессы, где есть какой-то простой, понятный, линейный, минимально разветвляемый процесс. Сейчас с развитием ИИ, машинного обучения, решения задач классификации и прочих мы можем автоматизировать и цифровизировать процессы, которые еще недавно казались нам решаемыми только людьми.

Я уверен, что хотя робот-юрист «МегаФона» в этом году проиграл человеку, его умения и технологии – в том числе благодаря скиллу разработчиков – будут развиваться так быстро, что за год он проделает тот путь, который человеческий мозг за год проделать не в состоянии. Он может обработать такое количество информации, которое мы руками или нашими когнитивными функциями обработать не можем.

Я всегда смотрю на «МегаФон» как на лидера, который прокладывает дорогу новым технологиям. Я прекрасно помню тот момент, когда в Петербурге запустился LTE – это был прорыв с вау-эффектом. Сейчас я вижу то, что делает компания, и это ярчайший маркер того, что происходит в стране и куда должен смотреть бизнес. Я поддерживаю историю про коллаборацию: мы должны вместе работать над решением бизнес-задач.

Развитие технологий позволяет нам делать каждый процесс быстрее, дешевле, масштабируемее: робот может одновременно обслуживать тысячи человек, тогда как человек, даже самый крутой специалист, гораздо меньше, а еще ему же нужно время на сон. Так что цифровая экономика – это попытка и стремление все процессы (не важно, есть там человек или нет) превращать в цифровую форму и максимально сокращать стоимость на единицу выхлопа этого процесса».
Михаил Гаврилов, Банк Санкт-Петербург

о своем видении значимости цифровой трансформации для отечественных предприятий и о том, каковы первопричины таких изменений

советник заместителя председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург»

Михаил Гаврилов