«МегаФон» запустил три цифровых проекта, выполняя условия соглашения с Правительством Новгородской области. Цифровизацией охвачены три отрасли – здравоохранение, ЖКХ и туризм. Проекты на этапе пилотирования финансируются «МегаФоном», однако в дальнейшем могут стать основой для монетизации цифровых сервисов, в том числе на базе Big Data.

Великий Новгород стал первым регионом, где проект «Цифровой регион» «МегаФона» реализуется не точечно, для одной отрасли, а комплексно, охватывая наиболее значимые для региона направления. Как отметил Алексей Титов, директор Северо-Западного филиала «МегаФона», выбор направлений был обусловлен потребностями региона. Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, пояснил, что основная цель цифровых проектов – повышение качества жизни населения.

Все три пилотных проекта планируется завершить в первом квартале 2019 года. После окончания тестового периода собранные в ходе пилотов данные, в том числе отзывы конечных пользователей, будут проанализированы. Затем будет принято решение о масштабировании проектов как внутри Новгородской области, так и в других регионах.

Хотя все три отраслевых решения реализуются на «облаке» «МегаФона», они представляют собой самостоятельные платформы. Алексей Титов подчеркнул, что объединять отдельные решения в единую экосистему цифровых сервисов более эффективно, чем создавать универсальный продукт. В будущем заказчикам – будь то администрации регионов или бизнес – можно будет предоставлять набор необходимых сервисов в рамках этой экосистемы, то есть фактически она представляет собой конструктор.

При этом каждое из решений также формируется по принципу конструктора: для отдельной отрасли можно выбрать именно тот набор сервисов, который необходим на данном этапе.

Цифровой врач

Проект в области здравоохранения представляет собой платформу для оказания телемедицинских сервисов. На данный момент в проекте «Телемедицина» участвуют 7 лечебных учреждений, среди которых областные больницы, районные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы).

Сама платформа, предложенная «МегаФоном», включает два модуля: врач-врач и врач-пациент. Первая модель обеспечивает взаимодействие с рабочих мест врачей, а вторая связывает рабочее место врача с мобильным приложением для пациентов. Кроме того, платформа позволяет проводить оповещение населения – например, о вакцинации или времени прибытия мобильного ФАПа.

Пока, как рассказала Антонина Саволюк, министр здравоохранения Новгородской области, на платформе проводятся консультации между врачами первичного звена и специалистами. В дальнейшем спектр консультаций будет расширен, в том числе за счет подключения к платформе специалистов из федеральных медцентров.

Пока речь идет исключительно о повторных приемах, что соответствует законодательству в сфере телемедицины. На даже это существенно ускоряет время постановки диагноза, а следовательно, повышает качество лечения пациентов и как результат – общее качество жизни населения.

Цифровое ЖКХ

Платформа «Цифровая управляющая компания» направлена на цифровизацию ЖКХ. Как отметил Алексей Титов, среди наиболее значимых проблем данной отрасли – низкий уровень автоматизации и отсутствие понимания, что ЖКХ – это тоже бизнес. Созданная компанией платформа должна помочь в решении этих проблем.

Первый этап – это оцифровка взаимодействия управляющих компаний с клиентами – жителями дома. Перед запуском платформы был проведен всероссийский опрос, который позволил выявить общие болевые точки такого взаимодействия. Среди наиболее частотных оказались неудовлетворение временем и качеством реакции управляющей компании на запросы жильцов, а также сложности с подачей данных со счетчиков. Именно эти функции и были предложены пользователям платформы.

Через личный кабинет жильцы могут сообщить о возникшей проблеме, выбрать ее категорию, описать и оставить заявку. Данная информация будет попадать к диспетчеру УК, к тому же он получит SMS-сообщение о поступлении заявки. Отслеживать работы по заявкам тоже можно через личный кабинет.

Также в личный кабинет можно вносить данные со счетчиков, причем пользователи будут получать уведомления-напоминания о приближающихся сроках подачи данных. Кроме того, в рамках проекта партнер «МегаФона» компания «Элдис» оснастит половину из полутора тысяч участвующих в проекте квартир умными счетчиками, показания с которых будут считываться в автоматическом режиме.

Фактически речь идет о внедрении в регионе интернета вещей. Для этого «МегаФон» развернул в охваченных проектом районах Великого Новгорода сеть NB-IoT (NarrowBand IoT, NarrowBand Internet of Things). В дальнейшем территория охвата будет расширена. Таким образом, «МегаФон» совместно с компанией «Элдис» будет формировать рынок интернета вещей в области.

Также через личный кабинет пользователь может оплатить услуги ЖКХ. В планах по развитию проекта – модуль для онлайн-голосования, интеграция с ERP-системой управляющей компании и многое другое.

Big Data для развития туризма

Чаще всего цифровизацию туристической отрасли связывают с запуском различных приложений для туристов. Однако в данном случае области требовался инструмент для анализа профиля туристов, а также эффективности реализованных в регионе инициатив.

«МегаФон» создал решение «Big Data туризм», в рамках которого предоставляет администрации города информацию о размещении туристов, местах притяжения, использовании транспорта и онлайн-активности. Все это генерируется на основе обезличенного анализа больших данных по собственным абонентам «МегаФона».

В рамках проекта была произведена обработка исходных данных по турпотоку в Новгородской области за 2017–2018 годы, оценка, анализ и визуализация результатов, выявление закономерностей и трендов туризма в регионе. Также была выполнена оценка объема турпотока по составу, сезонности, средней продолжительности пребывания, 10 основным достопримечательностям, средствам размещения. Первые результаты показали, что рост турпотока в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 42%, что отличается от данных классической статистики.

Как отметил губернатор области, подобные данные необходимы администрации, чтобы на основе объективной информации планировать, где строить гостиницы, рестораны, а также как развивать событийный туризм.

Цифровизация регионов

В «МегаФоне» уверены, что в будущем экосистема «Цифровой регион» будет включать и другие модули. Кроме того, входящие в нее платформы могут быть интегрированы с федеральными информационными системами, в том числе, с ИС для здравоохранения.

Что же касается монетизации, то далеко не всегда платить за проект должны администрации регионов – платформы могут быть не менее востребованы бизнесом, поэтому и инвестиции могут идти именно со стороны отдельных предприятий. В частности, платформа для ЖКХ уже была представлена на ряде мероприятий и вызвала интерес со стороны крупных холдингов, объединяющих управляющие компании. Также не исключили в «МегаФоне» и возможность реализации проектов для отдельных регионов на условиях сервисных контрактов.

Пока же основная задача – отработать механизмы взаимодействия, выделить наиболее востребованный функционал платформ, а кроме того, изучить, какие доработки нормативных актов необходимы.
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области

«МегаФон» начал цифровизацию Великого Новгорода