«Билайн» ставит на скорость
Материалы выпуска
«Ленинградская область — регион, притягивающий ресурсы» Компетенция Цифровизация без экономики Инструменты «Билайн» ставит на скорость Решения Экономика как драйвер Компетенция «Big Data позволяет почувствовать сеть на кончиках пальцев» Компетенция «Революция отменяется» Компетенция
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Билайн» ставит на скорость

Директор региона «Запад» компании «ВымпелКом» - о том, какие вызовы ставит перед сотовым оператором растущее потребление дата-трафика абонентами.
Дмитрий Глотов, директор региона Запад компании «ВымпелКом» (Фото: Пресс-служба)

Один из определяющих трендов телекоммуникационного рынка — увеличение объемов потребления мобильного дата-трафика абонентами как массового, так и бизнес-сегментов. С одной стороны, телеком-операторы сами стимулируют этот тренд, так как передача данных для них — самый сильный драйвер роста выручки. С другой, это вынуждает модернизировать сеть под растущие запросы, а следовательно, требует дополнительных инвестиций. Дмитрий Глотов, директор региона «Запад» компании «ВымпелКом», рассказывает о проведенной на сети работе и о том, как это поможет оператору увеличить долю рынка в Петербурге.

— Какие тренды и события оказали наиболее значимое влияние на стратегию развития сети компании в прошедшем году?

— Среди определяющих трендов — рост потребления интернет-трафика и увеличение количества смартфонов. Например, в 2018 году объем интернет-трафика в нашей сети вырос больше, чем на 80%. Безусловно, основным драйвером роста потребления является распространение LTE, благодаря которой скорости доступа увеличились. Сейчас доля LTE-трафика в нашей сети составляет уже больше 72%.

И это вполне объяснимо: проникновение LTE-девайсов в нашей сети за год серьезно увеличилось. Этого удалось добиться за счет реализованного в этом году проекта по интеграции «Евросети»: мы удвоили собственную розничную сеть. Однако мы не только увеличили число салонов, но и изменили товарную матрицу. Сегодня 100% смартфонов, продаваемых в нашей торговой сети, поддерживают работу в сетях LTE. Динамика проникновения 4G-смартфонов показывает, что стратегия была верной: если год назад доля LTE-смартфонов в нашей сети составляла 54%, то в этом — уже 73%.

— Т.е. все факторы влияния на стратегию развития сети были органическими, внутренними?

— Не все. Важным драйвером стало проведение Чемпионата мира по футболу в Петербурге. Мы в партнерстве с другими операторами участвовали в организации покрытия сетями связи indoor и outdoor на новом стадионе на Крестовском острове, развивали сеть в фан-зонах. Это нужно было сделать: за время проведения ЧМ-2018 внутри нашей сети абонентами было сгенерировано более 2300 часов голосового трафика и более 5,5 Тбайт дата-трафика.

За этими цифрами стоят серьезные усилия нашей техдирекции. В центрах управления сетями была организована непрерывная работа, мониторили загрузку сети и предпринимали необходимые меры, чтобы обеспечить нужную емкость. Ведь сеть — это живой механизм, очень тяжело спрогнозировать и предугадать места скопления людей, поэтому зачастую требуются дополнительные меры. К примеру, в период мундиаля мы протестировали технологию EasyMacro — это компактное решение стандартного оборудования базовых станций. Петербург — сложный город для строительства, особенно в историческом центре, где не всегда есть возможность найти носитель для размещения стандартной большой антенны. Данное решение оптимально для таких ситуаций, так как может быть смонтировано на любой носитель.

Также в период ЧМ мы применяли на Конюшенной площади в фанзоне ЧМ-2018 технологию Massive MIMO. Она позволила дать максимальную емкость сети при массовом скоплении абонентов и обеспечить требуемые для общения скорости.

В итоге, несмотря на то что утилизация сети подходила к высоким значениям перегрузок, которые бы негативно повлияли на пользовательский опыт, не было. Испытание Чемпионатом мира мы выдержали с честью.

— Каковы были в уходящем году основные направления развития сетевой инфраструктуры «ВымпелКома» в Петербурге и Ленобласти?

— Фактически мы работали сразу по нескольким направлениям. Во-первых, мы продолжили географическое развитие сети. Рост количества базовых станций во всех диапазонах составил 50% — это очень серьезный рывок. Мы приходили в районы новостроек, коттеджных поселков, покрывали дороги — ЗСД, КАД.

Мы видим, что на данный момент модель потребления и покупок в крупных городах все больше смещается в сторону крупных ТРЦ. Архитектурно и технически они часто решены так, что туда слабо проникают радиоволны и возникают проблемы в indoor-покрытии. Поэтому в 2018 году мы реализовали проекты по развертыванию indoor-систем в 13 ТРЦ и таким образом покрыли все 100% ТРЦ города.

Но это не только географическое расширение. Мы увеличивали и емкость сети. Мы понимаем, что количество абонентов растет, увеличивается и трафик, поэтому в некоторых местах необходимо удваивать или даже утраивать количество базовых станций, чтобы обслуживать абонентов и давать им хорошую скорость.

Так что мы провели серьезную модернизацию сети, чтобы обеспечить потребности клиентов. В рамках модернизации мы создали двойной слой 4G-покрытия — к уже существующему слою в 2600 диапазоне мы добавили слой 10 МГЦ в 1800 диапазоне. Для этого нам пришлось провести рефарминг и перенести большую часть голосового трафика в 900-ый диапазон. Последний мы также активно развивали в рамках программы, что позволило нам предоставлять услуги голосовой связи в труднодоступных местах — домах с дворами-колодцами и толстыми стенами в центре города, в подвальных помещениях, где часто размещаются кафе, арт-пространства и т.д.

Голос, который мигрировал из 1800-го диапазона в 900-ый, высвобождал первый диапазон, который мы могли переиспользовать, проведя рефарминг, расширение полосы передачи данных с 5 МГц до 10 МГц. Таким образом мы дали абонентам больше возможностей пользоваться дата-сервисами.

— Что это дало абонентам?

— Стабильность работы сети и улучшенное качество связи. И для нас это не абстрактные понятия. Нам удалось увеличить покрытие для голоса, снизив на 30% обрывы на сети и на столько же — количество неуспешных установок голосовых соединений. Число обрывов дата-сессий снизилось на 21% благодаря развитию покрытия и емкости увеличения. Неуспешная установка дата-сессий снизилась на 70% год к году. Так что мы видим серьезное улучшение работы нашей сети. Конечно, есть еще территории в Ленобласти, где требуется модернизация — процесс не завершен, но мы двигаемся в этом направлении и в скором времени работы будут завершены.

Подтверждают наши измерения и данные сторонних независимых сервисов. По оценкам сервиса Vigo, который проанализировал более 680 млн сессий просмотра видеоконтента, в конце 2018 года именно на сети «ВымпелКом» зафиксирована наиболее высокая скорость передачи данных. В конце 2017 года мы были на третьем месте, а в этом стали лидерами, увеличив скорость относительно не только конкурентов, но и себя самих.

— Строительство и модернизация сети — затратные процессы, которые требуют возврата инвестиций. Значит ли это, что «Билайн» намерен начать агрессивную кампанию по привлечению новых абонентов в нашем регионе?

— Мы ожидаем дальнейшего роста абонентской базы — без нее невозможен рост бизнеса оператора. Так что привлечение абонентов — действительно первостепенная задача. Мы ждем этого, потому что наша сеть удовлетворяет потребностям абонентов, мы осознанно к этому готовились, создавая резерв для набора абонентов в Петербурге. Мы также учитывали, что мы должны обслуживать абонентов из других регионов. Турпоток в Петербург растет и будет расти — это касается как внутреннего туризма, так и международного. И это все заложено в наши прогнозы. Так что рост базы, рост выручки и доли «Билайна» на рынке телекома Петербурга — наши основные задачи, которые мы уже реализуем: абоненты уже откликаются на те изменения, которые происходят на сети. Мы видим прирост абонентской базы. В том числе, мы видим улучшение баланса портации по MNP в нашу сторону.

— Но ведь в Петербурге высока конкуренция. Инвестиций в сеть достаточно?

— Мало построить сеть — мы считаем важным регулярно рассказывать о том, как оператор развивается для того, чтобы предоставлять клиентам лучшее качество связи. Второй фактор влияния на конкурентоспособность — это розница, и тут мы также отлично себя чувствуем после интеграции «Евросети». Третий фактор — это тарифные планы. Мы идем в ногу со временем, у нас уникальная линейка тарифов-конструкторов «ВсеМое», и безлимитный тариф «Анлим» с возможностью раздавать интернет. Запущенные полгода назад тарифы— конструкторы себя оправдали: они привлекают не только новых абонентов, но на них охотно переходят и существующие клиенты. Так что и в этом отношении у нас есть задел.

— Придется ли для активизации на рынке перестраивать внутренние бизнес-процессы?

— Ресурсы уже сильно увеличены. Людей мы наняли — в том числе на позиции в розничную сеть. Мы вкладываемся в обучение, чтобы ребята в офисах стали экспертами во всех точках контакта с клиентами — и в тарифах, и в обслуживании, и в характеристиках продаваемых смартфонов. Это основной ресурс, который у нас есть, чтобы конкурировать на рынке Петербурга. В бизнес-сегменте у нас выстроена четкая структура, и здесь менять ничего не надо.

— Каковы планы на будущий год?

— Мы уже тестируем технологии, которые, вполне вероятно, будем развивать в следующем году. Так, в этом году мы применяли технологию carrier aggregation, которая позволяет соединить два диапазона в единую полосу и дать ресурс абоненту для максимальной скорости. Мы видим, как растет доля устройств с поддержкой данной технологии. На данный момент их доля порядка 20% и растет примерно на 30% и более год к году, так что здесь есть пространство для развития.

Мы запустили VoLTE в опытно коммерческую эксплуатацию и сейчас тестируем востребованность этого сервиса. На данный момент он доступен пользователям двух моделей смартфонов Samsung, но пользовательская аудитория будет расширяться.

Темпы инвестиций сохранятся на прежнем уровне. В следующем году мы будем приходить в новые микрорайоны, уделим дополнительное внимание покрытию в местах летнего отдыха, будем развивать новые диапазоны.

В планах — продолжить развитие фиксированной составляющей и увеличивать базу конвергентного предложения. Здесь, кстати, мы тоже добились хороших результатов: в этом году мы активно строили фиксированную составляющую сети и приросли в Петербурге более чем на 19 тыс. домохозяйств.

— Будете ли готовиться к запуску сетей 5G?

— В 2019 году мы планируем тестировать эту технологию. Пока не могу сказать, где, но тестовые площадки будут в том числе и в Петербурге. Мы будем исходить из того частотного ресурса, который будет выделен под строительство 5G. Это базовый фактор, на основе которого можно будет разрабатывать стратегии. От него зависит частота строительства базовых станций, а следовательно, и затраты. Пока мы этого не знаем.

Понятно, что это будет важный фактор для рынка: запуск 5G не может не изменить операторскую модель. Будет появляться больше умных городов, умных производств. После запуска 5G интернет будет везде — мы будем жить в цифровой инфраструктуре, и это будет накладывать определенные требования на оператора. Нужна будет определенная емкость сети, чтобы пропускать требующиеся объемы трафика. Сети должны быть готовы, т.е. не только радиочасть, оборудование, но и транспортная сеть — она тоже будет претерпевать изменения. И многие бизнес-процессы — не только у операторов, но и у клиентов–будут меняться, ускоряясь кратно. Но точно сказать, как это будет реализовываться на практике, мы сможем только тогда, когда сети будут запущены. Я думаю, что в этом будущее и мы станем одним из самых активных участников этого процесса.