Андрей Субботин: «Уберизация» грузоперевозок набирает обороты
Материалы выпуска
Инновации влияют на рост доходов Экспертиза Андрей Субботин: «Уберизация» грузоперевозок набирает обороты Экспертиза Технологическая разборчивость Решения Полезное регулирование Экспертиза Цифровизация – не самоцель Экспертиза Инновации могут снизить процент по ипотеке Экспертиза Когда инновации встречаются с бизнесом Экспертиза Не хайпом единым Экспертиза От теории к практике цифровизации Экспертиза На линии огня Рынок Логистика на цифровом поле Инструменты Проверка на зрелость Инструменты
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Андрей Субботин: «Уберизация» грузоперевозок набирает обороты
Технический директор АО «КОМИТА» Андрей Субботин – о том, как цифровые технологии меняют российский рынок грузоперевозок:
Фото: РБК Петербург

«Тема «уберизации» тех или иных бизнес-процессов сегодня весьма актуальна и в случае грамотной реализации способна стать настоящим Клондайком для первопроходцев — за счет выбора клиентами удобства по сравнению с традиционными моделями. В области организации грузоперевозок ряд игроков делает шаги в направлении создания глобальных платформ, соединяющих заказчика и исполнителя без посредников. Особенно востребована такая платформа будет у компаний малого и отчасти среднего бизнеса, для которых логистические процессы часто требуют серьезного отвлечения времени и сил (в отличие от крупных компаний, у которых подобные процессы давно отлажены).

Кстати, сама экономия на посредниках может дать до 40% выгоды, по экспертным оценкам.

Вместе с тем, при всей назревшей необходимости таких сервисов, их реализация обрастает рядом сложностей: «убер» в такси и в грузоперевозках — совершенно разные вещи. В случае с грузами необходима разработка и интеграция в сервис проверки надежности перевозчика (который, к примеру, не исчезнет с грузом, не сорвет срок доставки из-за поломки единственного грузовика и так далее), возможности оформления онлайн-страховки, отслеживания груза в пути, при необходимости — его охрану, и так далее. Иными словами, это должен быть действительно сложный и продуманный продукт, защищающий интересы заказчика, а не просто дающий список самых дешевых и самых потенциально быстрых вариантов.

Создавать такой продукт, конечно, проще на базе имеющихся возможностей аналитики и практики осуществления перевозок. И здесь важную роль играет эффект масштаба компании и уже существующей клиентской базы. А для усиления конкурентных преимуществ такой площадки надо дать ей дополнительный функционал, чтобы уже на старте имелись выгодные отличия от запускаемых аналогов непосредственно по перевозкам.

В качестве примера можно привести новый проект «три в одном», который будет запущен, возможно, уже до конца текущего года. Речь об интеграции Электронной торговой площадки грузоперевозок с Электронным магазином ОАО «РЖД» и Универсальной электронной торговой площадкой. В итоге решается сразу несколько задач. Так, на Универсальной электронной торговой площадке проводятся закупки по 223-ФЗ, а в Электронном магазине — закупки малого объема (до 500 000 рублей с учетом НДС) для нужд ОАО «РЖД», дочерних и зависимых компаний ОАО «РЖД», а также коммерческих заказчиков. Совмещение с возможностью заказа мультимодальных перевозок онлайн способно сделать новый ресурс крупнейшим в стране. Так, сама по себе Электронная торгово-закупочная площадка ОАО «РЖД» согласно отчетам Минфина является крупнейшей в России по объемам размещенных закупок по 223-ФЗ в 2017 году (порядка 1,5 трлн. руб.) и в I полугодии 2018 года (24% от всех электронных закупок по 223-ФЗ). В рамках Электронного магазина только заказы ОАО «РЖД» (без учета других заказчиков) ежегодно могут составить более 10 млрд рублей. Цифровые возможности объединенной площадки способны внести весомый вклад в создание «зеленых транзитных коридоров», актуальность которых сегодня обсуждается на самом высоком уровне, а также в выполнение «майских указов» Президента, согласно которым ежегодный рост объемов перевозок должен составлять 3%».