Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Между Европой и Азией

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Чтобы стать основной транзитной территорией между Европой и Азией России нужно оптимизировать законодательную базу и создать унифицированные технологии перевозки. И эти задачи уже начали решаться.

По данным компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», ежегодный товарооборот между Китаем и Европой оценивается в $500 млрд. Самый короткий путь доставки — сухопутный, и основная его часть проходит через Россию. Однако сейчас этот путь практически не используется, а грузы идут морским путем. В итоге транспортировка занимает больше месяца, и расходы на логистику достаточно велики (порядка 20% к стоимости товара). Между тем транзит по железной дороге или автотранспортом через Казахстан и Россию займет всего 8 или 10 дней соответственно, а по стоимости выйдет дешевле. Как объясняют эксперты, стать главной транзитной магистралью между Европой и Азией России мешает ряд системных дефектов, устранить которые предстоит в самое ближайшее время.

Инфраструктурные стандарты

«В вопросе разворачивания транзита товаров через Россию без автоматизации и применения платформенных IT-решений не обойтись», — говорит генеральный директор «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков. В разработке проекта задействованы Минтранс, ФТС, Минэкономразвития, также проект поддерживается и крупнейшими участниками рынка грузоперевозок. Эти и связанные темы будут обсуждаться на Транспортной неделе — отраслевом ежегодном мероприятии Минтранса.

«Чтобы обеспечить безбарьерный «зеленый коридор» для транзитных грузов, необходимо согласовать и утвердить стандарты дорожной инфраструктуры, условий оказания услуг, документооборота, включая регламентацию всех возможных инцидентов от поломки машины в пути и проблем со здоровьем водителя до ДТП, — перечисляет Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии». — Для этого нужно создать профессиональный комитет из отраслевых игроков и договориться. В качестве возможного рабочего ориентира могут выступать международные правила Incoterms». С точки зрения физической реализации «зеленого коридора» также нужны технологии, связанные с безопасным и прозрачным перемещением груза — фактически должна быть обеспечена возможность отслеживать перемещение в режиме реального времени, добавляет Фарид Мадани.

Для отслеживания движения грузов по территории России могут применяться электронные навигационные пломбы, и 1 ноября завершился первый пилотный проект ФТС России по мониторингу транзитных автомобильных перевозок между Россией и Казахстаном с использованием навигационных пломб. ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор госсистемы «Платон», — Примеч.ред.) оказывал техническую поддержку эксперименту на безвозмездной основе. Для проекта на базе действующей контрольной и ИТ-инфраструктуры системы «Платон» были разработаны информационная система и прототип пломбы. Компанией уже были проведены успешные испытания пломбы на железнодорожном маршруте в 5 500 тысяч километров от Ангарска до Смоленска. Также сервис тестируется на внутрироссийских автоперевозках с крупнейшими грузоперевозчиками.

Цифровой сервис

Электронная пломба фактически представляет собой бортовой компьютер с огромным количеством функций, содержащий всю необходимую для осуществления перевозки информацию и позволяющий при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС определять с высокой точностью маршрут движения груза. Необходимость этого сервиса опирается на фактические запросы бизнеса. Скорость доставки, быстрота прохождения административных процедур, достоверность информации о нахождении и сохранности груза, дополнительно подключаемые сервисы, например, информация о температурном режиме в отсеке — ключевые конкурентные преимущества в пользу сухопутного маршрута от традиционного морского.

Благодаря таким пломбам в перспективе возможно будет, не вскрывая груз, проверить данные и пропустить грузовик дальше. Это ускорит и упростит прохождение трасс, а также позволит исключить контрабанду и перевозку запрещенных грузов. Такие электронные пломбы могут быть «обвешаны» различными дополнительными опциями — такими как личный онлайн-кабинет, оформление страховок и так далее. Приятный «побочный эффект» — снижение общих расходов на логистику благодаря автоматизации процедур и ускорению доставки.

Собственно, подобные пломбы — это один из элементов так называемого «физического интернета». По расчетам автора этой концепции, канадского ученого Бенуа Монтрея, она позволит сократить затраты на перевозку грузов до 32%. Смысл самой технологии заключается в стандартизации упаковки для всех видов грузов и в изменении некоторых принципов их хранения. В России первопроходцем в области внедрения физического интернета стала ГК «Деловые Линии». Летом 2017 года в рамках выставки «Иннопром» компанией подписано соглашение о внедрении в России физического интернета, а в 2018 году заключен договор с производителем специальной тары для этой технологии.

Что касается использования «Платона» деле создания безбарьерного транзита, то для подтверждения данных и расследования инцидентов может быть использована именно действующая система контроля «Платона». На данный момент на федеральных трассах работают 100 машин и построено 480 рамок с самыми современными средствами фото— и видеофиксации. «Платон» становится некой телематической платформой для реализации различных сервисов.

Успешным примером стало обеспечение безопасности следования иностранных болельщиков в города проведения чемпионата мира по футболу, когда специальными бортовыми устройствами «Платон» было обеспечено 1500 иностранных автобусов с болельщиками по футболу. «Нажатием одной кнопки водитель мог передавать сигнал экстренным службам при возникновении чрезвычайных ситуаций в пути, а аппаратура спутниковой навигации передавала точное местонахождение автобусов», — пояснили в «РТ-Инвест Транспортные Системы». На очереди — назревший проект государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля и запуск первых пилотов в грузоперевозках.
 

Решения Мозговой штурм
Содержание
Закрыть