Логистика на цифровом поле
Материалы выпуска
Технологическая разборчивость Решения Полезное регулирование Экспертиза Цифровизация – не самоцель Экспертиза Инновации могут снизить процент по ипотеке Экспертиза Сцилла и Харибда роботизации Решения Когда инновации встречаются с бизнесом Экспертиза Не хайпом единым Экспертиза От теории к практике цифровизации Экспертиза На линии огня Рынок Логистика на цифровом поле Инструменты Проверка на зрелость Инструменты
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Логистика на цифровом поле
Между представлениями о том, к чему должна привести цифровизация отрасли грузоперевозок, и текущими реалиями рынка существует значительный разрыв.
Фото: pixabay.com

В рамках IV Digital City Forum, организатором которого выступил РБК Петербург, эксперты обсудили вопросы дальнейшей цифровизации транспортно-логистической отрасли. Рынком уже достаточно хорошо освоен ряд программных продуктов — например, системы управления складом WMS, системы управления транспортом TMS, которые, по экспертным оценкам, могут давать от 10 до 35% экономии денег и/или времени. Cделан ряд других шагов, которые позволят коренным образом изменить рынок грузоперевозок, трансформировав традиционные бизнес-модели. Вместе с тем, как отметили участники дискуссии, это лишь начало: потенциал перевода отрасли в «цифру» огромен.

Скрытые возможности

Полная цифровизация цепочки снабжения даже на отстроенных в компаниях процессах, позволяет получить дополнительные 20-50% оптимизации, уверен Денис Афанасьев, директор по разработке ПО DataArt. «Сегодня в целом можно говорить о трансформации в цепочке снабжения на последней миле, где традиционные В2В или В2С модели сменяются Х2С, где «Х» это в принципе все, что ориентировано на клиента, включая дроны, автономные ездящие контейнеры и т.п.», — поясняет Афанасьев.

Денис Афанасьев (DataArt) (Фото: РБК Петербург)

Правда, и дроны, и автономные контейнеры — это больше будущее, чем настоящее. Для использования дронов, к примеру, сегодня есть и административные, и технологические барьеры. Случай с разбившимся летающим беспилотником Почты России наделал много шума и стал сдерживающим фактором для продвижения подобных проектов. И все же перспективы развития в этом направлении достаточно заманчивы: это и минимизация расходов на доставку, и сокращение временных затрат, а также возможность сокращения автомобильного трафика в крупных городах.

Разумеется, отрасль меняется не только при внедрении таких радикальных инноваций, но и за счет универсальных инструментов. Евгений Кудрявцев, руководитель группы региональных продаж DPD, отмечает эффективность автоматизации работы колл-центра: робот-оператор обслуживает порядка 30% всех клиентских обращений, что экономит человеко-часы и ускоряет процесс обслуживания клиентов.

Евгений Кудрявцев (DPD) (Фото: РБК Петербург)

Как и другие отрасли, грузоперевозки все больше опираются на различные данные, переходя к новым принципам управления и создавая таким образом фактически новую вспомогательную индустрию. Аркадий Гусев, директор по информационным технологиям «Евросиб СПб — транспортные системы», рассказал о разработке и успешном внедрении собственного картографического сервиса, который выводит на интерактивную карту данные о подходе, загруженности и техническом состоянии вагонов. «При этом корректно настроенная система фильтров для отбора информации позволяет определять проблемные точки и принимать управленческие решения», — добавляет Гусев.

Аркадий Гусев («Евросиб СПб – транспортные системы») (Фото: РБК Петербург)

Новые вызовы

Рассуждая о главных вызовах, на которые предстоит ответить участникам рынка, генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани особо отметил кадровую проблему.

«Когда компания находится на пороге чего-то нового — блокчейн например, или те же роботы со сложным функционалом — снова встает вопрос, как это реализовывать. Настоящая проблема — найти либо вырастить специалистов, которые могли бы работать на прорыв существующей практики. В целом здесь мы пришли к тому, что программисты не должны залезать на уровень бизнес-логики, и должны быть полностью освобождены от непрофильных функций. Так растет скорость управления изменениями в компании», — пояснил свою точку зрения Мадани. Глава «Деловых линий» также отметил, что значительную роль в процессе трансформации информационных систем может сыграть государство, которое может стимулировать этот процесс — например, через изменения нормативно-правовой базы.

Фарид Мадани (ГК «Деловые Линии») (Фото: ГК «Деловые линии»)

Фактически речь идет о том, что в логистике все большую роль играют ИТ-специалисты. И вопрос о том, развивать ли свои компетенции или привлекать кого-то в качестве консалтера, стоит очень остро. Напомним, что в ряде отраслей подобная проблема также стояла и выбор уже сделан: те же банки развивают собственные компетенции, причем очень серьезно. Но смогут ли себе позволить это логистические компании — большой вопрос.

Одним из сопутствующих эффектов цифровизации является накопление огромного массива данных, которые могут быть использованы для создания новых сервисов и подготовки аналитических отчетов для клиентов. Однако для эффективного использования этого ресурса необходимо обеспечить корректную интерпретацию собираемых данных, отметил менеджер по транспортной и складской логистике ООО «Объединенные пивоварни Хейенкен» Илья Семенов. Такая задача, по его мнению, сама по себе требует серьезных компетенций.

Илья Семенов («Объединённые пивоварни Хейенкен») (Фото: РБК Петербург)

Связисты вышли за рамки

Проблема обработки данных не случайно стоит так остро: интернет вещей в транспортной отрасли используется все активнее, и это требует новых подходов. К тому же само развитие технологий и выход на этот рынок тех компаний, которые уже научились извлекать прибыль из Big Data (таких, например, как телеком-операторы), открывает новые возможности, выводя сервисы грузоперевозок и доставки на принципиально иной уровень.

Сегодня цифровые сервисы для логистики наряду с профильными разработчиками и интеграторами предоставляют телекоммуникационные компании. «Услуги контроля автопарка и груза уже достаточно обыденны. Мы предлагаем новые возможности, например, специальные датчики отслеживают положение и перемещение груза в пространстве, в том числе ось наклона, температурный режим перевозки (для скоропортящихся товаров или товаров со спецусловиями перевозки), проводят мониторинг состояния водителя по движению глаз и так далее. Реализованный кейс с поставщиком живых цветов по контролю температурных перевозок позволил клиенту сократить потери на 30%», — рассказывает Роман Емельянов, руководитель по развитию клиентов Северо-Западного филиала компании «МегаФон».

Роман Емельянов («МегаФон») (Фото: РБК Петербург)

Алена Нечитайло, руководитель направления M2M/IoT МТС на Северо-Западе, отмечает, что аналитика на телематике позволяет снизить издержки на топливо, на ремонт и простои из-за него, сократить аварийность и оптимизировать стоимость страховки. «По отдельным клиентам уже в первый месяц внедрения наших решений экономия достигает 15%» — добавляет Алена Нечитайло. Кроме того, компания готова предоставлять агрегированную обезличенную геоаналитическую информацию, которая может использоваться для принятия решений по развитию транспортной инфраструктуры города. Подобные проекты МТС реализовывала в различных городах, в том числе в столице.

Алена Нечитайло (МТС) (Фото: РБК Петербург)

Полезность и эффективность телематики подчеркивает и Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг». «Все машины в рамках оперативного лизинга оборудуются системами телеметрии в составе сервисного пакета. И если изначально мы преследовали цель контроля пробега, чтобы вовремя проводить техобслуживание, то сейчас клиенты в личном кабинете видят всевозможные параметры эксплуатации машины, включая штрафы онлайн и состояние водителя. На больших автопарках это сильно сокращает издержки», — делится опытом Волков.

Андрей Волков («Балтийский лизинг») (Фото: РБК Петербург)

Облака и «уберизация»

Цифровизация логистики и использование ИТ-продуктов Transport Management System (TMS) существенно сокращает затраты транспортных компаний и обеспечивает быстрый рост бизнеса, отметили участники дискуссии. Но для малых и средних компаний TMS недоступна из-за дороговизны подобных решений. По словам Алексея Бугая, заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIA-Technologies, этот барьер будет устранен с появлением на рынке облачных решений класса TMS, доступных для большинства перевозчиков.

И все же одним из самых судьбоносных трендов для отечественной логистики должны стать платформенные решения по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта), организации мультимодальных перевозок. Причина в том, что они могут полностью трансформировать рынок, изменив расстановку сил в отрасли. Такое уже произошло на рынке таксомоторных перевозок, который существенно изменился благодаря уберизации. Очевидно, что аналогичные изменения на рынке грузоперевозок — вопрос времени.

Драйвером цифровизации российской логистики становятся также платформенные решения по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта). Весной текущего года BIA-Technologies запустила сервис GetCargo на цифровой платформе, который, по словам Алексея Бугая, располагая парком в 15 тыс. машин, вышел на окупаемость в течение полугода.

Алексей Бугай (BIA-Technologies) (Фото: РБК Петербург)

Компания «Комита» по договору с РЖД в настоящее время формирует комплексный продукт по интеграции своей универсальной электронной торговой площадки и электронного магазина с электронной торговой площадкой грузоперевозок, в рамках которых можно будет не только купить требуемый товар, но и заказать весь комплекс услуг по грузоперевозке — как железной дорогой, так и автотранспортом. Это далеко не самая простая задача, потому что речь идет об обеспечении взаимодействия разных перевозчиков, мультимодального подхода, к которому сейчас стремятся во всем мире. Такое решение, по словам Андрея Субботина, технического директора «Комиты», будет особенно привлекательно для субъектов малого и среднего бизнеса, т.к. существенно расширяет возможности ведения их бизнеса.

Андрей Субботин («Комита») (Фото: РБК Петербург)

Правда, как показал опыт такси, уберизация имеет и обратную сторону. Не случайно в некоторых странах Uber запрещен, а в других таксисты проводят демонстрации и забастовки против уберизации. Как будет развиваться ситуация с уберизацией грузоперевозок — покажет время.

Эх, дороги…

Есть много факторов, которые пока еще сдерживают процесс цифровизации грузоперевозок. К примеру, необходимо развивать на всех дорогах страны — и федеральных, и региональных — интеллектуальные транспортные системы (ИТС), для функционирования которых нужна инфраструктура сбора, передачи и хранения данных. Это же требуется и для обеспечения безопасности грузоперевозок. Ведь стоимость перевозимого груза может достигать десятков миллионов рублей. Сергей Петухов, менеджер по продукту Monitor3S компании «Газинформсервис», подчеркивает, что данная проблема может быть решена с использованием локальных центров накопления данных, которые собирают сведения с бортовых терминалов, установленных на технике, и осуществляют дальнейшую передачу данных по спутниковым каналам.

Сергей Петухов («Газинформсервис») (Фото: РБК Петербург)

Большие расстояния и удаленность населенных пунктов от федеральных трасс мешают и цифровизации дорожного полотна, что необходимо, в частности, для запуска беспилотных автомобилей. Программа «Караван», реализуемая Росавтодором, предусматривает цифровизацию более 20 тысяч километров федеральных трасс к 2035 году. Это необходимо для развития транзита грузов через Россию между Европой и Китаем. «Когда эта задача будет решена, остается открытым вопрос о том, как быть с «последней милей» применительно к доставке внутри России. Беспилотная машина, свернув с федеральной оцифрованной трассы, скорее всего, просто встанет», — говорит Валерий Пальчик, заместитель начальника управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Валерий Пальчик (Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области) (Фото: РБК Петербург)

Государство также видит эту проблему. В том числе, способствовать ее решению может проект «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого будет развернута целая сеть ИТС в большом количестве городских агломераций.

Таким образом, как отметили участники дискуссии, цифровизация отрасли ведется силами и государства, и самого бизнеса, однако пока больше напоминает лоскутное одеяло. Для эффективной цифровизации усилия необходимо объединять — только в этом случае удастся справиться с обстоятельствами, которые существенно замедляют технологическую трансформацию отрасли.