Андрей Почеснев: «Возможно, на рынке наступило равновесие»
Материалы выпуска
Алексей Кузнецов: «Региональным страховщикам важно сохранить характер» Экспертиза Матрас, железный ящик и их альтернативы Инструменты Андрей Почеснев: «Возможно, на рынке наступило равновесие» Экспертиза Сезонное похолодание Решения Шаг в будущее Инструменты Банкиры выходят за рамки Рынок Все деньги будут в гости к нам Инструменты Jazz как образ жизни Решения Смена жанра Экспертиза Без переплат и форс-мажоров Инструменты Говорит и показывает… Рынок Втрое логичнее: российский бизнес переходит на модель перевозок 3PL Инструменты Ипотека снова в моде Экспертиза Лизинг – крестьянам, факторинг – заводчанам Инструменты Инвесторы на ножах Инструменты
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Андрей Почеснев: «Возможно, на рынке наступило равновесие»
Директор Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка - о стремительном росте ипотечного портфеля, реакции рынка на разворот процентных ставок и открытии новых банковских отделений в эпоху перехода на «цифру».
Фото: Пресс-служба Райффайзенбанка

Прибыль до налогообложения Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по итогам первого полугодия 2018 года увеличилась почти на треть — до 2,7 млрд рублей, а совокупные активы достигли 81 млрд рублей. О работе банка в текущих рыночных условиях рассказывает директор Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка Андрей Почеснев.

— Чем обусловлен рост прибыли почти на треть по итогам первого полугодия?

— Тем, что у нас существенно выросли доходы, как процентные, так и комиссионные. При этом основное влияние на увеличение процентных доходов оказало расширение объемов розничного кредитования. В первую очередь ипотеки и потребительского кредитования: +26,9% и +17,8% соответственно. Банк существенно опередил рынок. В свою очередь, комиссионные доходы уверенно росли во всех сегментах бизнеса.

— Портфель ипотечных кредитов вырос на 26,9% и превысил 21.2 млрд рублей. Как вы объясните столь серьезный рост?

— В совокупном портфеле розницы доля ипотеки растет и, по состоянию на 30 июня, приблизилась к 49%. В первом полугодии мы выдали более 3 тысяч ипотечных кредитов на 8 млрд рублей. Мы все наблюдали тренд на снижение ставок. В какой-то момент людям, получавшим кредит несколько лет назад, стало выгодно рефинансировать кредит, оптимизировать размер ежемесячного платежа и продолжать жить счастливо. Банки, которые выдавали кредиты по высоким ставкам, часто не могли их снизить для своих клиентов, потому что ранее купили ресурсы на определенный срок и по определенной цене. Таким образом, уменьшить ставку на 3-4 пункта им просто не представлялось возможным. В такой ситуации приходил другой банк и предлагал клиенту новые, более выгодные условия. Сделки проходили довольно быстро, ведь все предельно ясно — объект залога, кредитная история клиента и так далее. В итоге почти половина объема выданной нами в первом полугодии ипотеки — это рефинансирование.

Вторая причина ипотечного бума заключается в том, что снижение ставок позволило все новым и новым категориям заемщиков включиться в процесс кредитования. Чем ниже ставка, тем ниже ежемесячный платеж, и тем меньше уровень требуемого для получения кредита дохода.

— Размер вашего корпоративного кредитного портфеля практически не изменился. Эта стагнация касается всех категорий клиентов или есть исключения?

— Попробую объяснить. Пул корпоративных заемщиков, приемлемых для нас по рискам, довольно стабилен, может чуть сжимается. Но количество банков, которые обслуживают таких клиентов, сжимается гораздо быстрее в связи с проводимой Центральным банком политикой расчистки рынка. В корпоративном сегменте мы традиционно сильны, знаем, чего хотим и куда движемся. В первом полугодии 2018 года крупным и средним корпоративным клиентам выдано 36,7 млрд рублей, из них гарантий и аккредитивов на сумму 9,0 млрд рублей. Хороший тренд наблюдаем в среднем бизнесе (выручка от 500 млн до 5 млрд рублей) и в малом бизнесе (выручка до 500 млн).

У всех серьезных банков сегодня нет проблем ни с ликвидностью, ни с нормативами. Весь вопрос в том, куда размещать ресурсы. Особенно валютные. Найти приемлемые точки приложения сегодня очень непросто. Мы в этом смысле не работаем с высокорисковыми отраслями, не пытаемся любой ценой завоевать долю рынка, заключить одну высокодоходную сделку и на этом успокоиться, нет. Наша задача — зарабатывать понемногу, но стабильно, и выстроить максимально долгосрочные отношения с максимально понятными нам клиентами на максимально прозрачных условиях. Где-то нам удается выиграть конкурентную гонку за счет цены, где-то — за счет силы брэнда, а где-то — за счет накопленных компетенций персонала. Это очень важно сегодня. Выигрывает в конечном итоге не тот, кто всегда дешевле, а тот, кто более компетентен.

Фото: Пресс-служба Райффайзенбанка


— Какова доля комиссионных доходов в общем объеме ваших доходов сегодня, какую долю вы считаете оптимальной?

— Мы очень четко отслеживаем такой показатель как fee to income, то есть отношение комиссионных доходов к общим доходам. На сегодняшний день в нашем региональном центре этот показатель выше 41%. Для меня идеальный мир наступит, когда он приблизиться к 45 — 50%.

— Почему «идеальный»?

— Это будет означать, что мы максимально застрахованы от кредитного риска и защищены от колебаний процентного дохода, связанного с динамикой ставок. Хотя, конечно, все условно.

— Как действия ЦБ по повышению ключевой ставки и — шире — флуктуации на рынках сказываются на вас и на ваших клиентах, замечаете ли вы какие-то изменения в их поведении?

— Мы одними из первых реагируем на любые флуктуации. Если ключевая ставка растет, мы одними из первых повышаем ставки, если падает — одними из первых снижаем. У нас короткое расстояние между мозговым центром и остальными подразделениями. В условиях динамичного рынка это очень важно.

Если говорить о физических лицах, то с разворотом ставок мы заметили, что поток клиентов по ипотеке начал сокращаться. Можно предположить, что они предпочли те банки, которые, в отличие от нас, еще не успели пересмотреть условия, но обязательно сделают это, и довольно скоро. Это вообще бесконечные качели: сегодня рынок клиента — завтра рынок банка, и наоборот. Сейчас наступило какое-то равновесие. Вроде бы уже не рынок клиента, как было несколько месяцев назад, но еще и не рынок банка. Все зависит от того, что дальше будет с ключевой ставкой.

Если говорить о корпоративных клиентах, то каких-то видимых изменений я не вижу. У банка довольно скрупулезное отношение к мидмаркету, так что стабильное положение клиентов в условиях незначительной турбулентности — вещь не удивительная. Малый бизнес более рискованный сегмент, но и здесь мы видим, что процент просроченных кредитов крайне мал. Это не чудо. Мы просеиваем через сито рисков большое количество бизнесов и принимаем в конечном счете осознанные решения. К слову, прирост кредитного портфеля в сегменте малого и микробизнеса (+30.8%) опередил у нас даже рост ипотечного портфеля. В абсолютный цифрах объем (1,7 млрд рублей) пока не очень впечатляющий, но мы собираемся существенно нарастить портфель в этом сегменте.

— Чем обусловлено подобное стремление, особенно с учетом повышенных рисков?

— Стремление обусловлено тем, что в сегменте малого и микробизнеса чуть больше маржинальность. Кстати, именно из-за повышенного риска, который мы оцениваем адекватно. Да и вообще-то ключевая компетенция любого банка — именно умение оценивать риски и монетизировать эту функцию. Структура малого бизнеса в целом меняется. Если раньше большинство предпринимателей занимались операциями типа «купи-продай», то сегодня все больше компаний связаны с сервисами, в том числе высокотехнологичными. При грамотном подходе можно составить очень диверсифицированный портфель. Даже при реализации тех или иных рисков всех предпринимателей сразу не накроет точно.

— Вы — один из немногих банков, который в прошлом и в текущем году открывал новые отделения в Петербурге. Как это согласуется с всеобщей цифровизацией финансовой отрасли и переводом общения с клиентами в онлайн?

— Нормально согласуется. Центр города покрыт банком хорошо, а периферия — еще нет. Мы открыли отделения там, где нас не хватает — на проспекте Науки, Коломяжском и Ленинском проспектах. Новые отделения мы открываем очень осознанно — обязательно тщательно просчитываем трафик и оцениваем эффективность бизнеса. Новые отделения, к слову, показывают результаты лучше, чем мы ожидали. Их наполняемость клиентами и окупаемость идет быстрее прогнозных показателей. Это дает нам уверенность в том, что сеть отделений в Петербурге необходимо развивать. Мы подбираем варианты открытия отделений у метро «Гражданский проспект», «Новочеркасская» и «Дыбенко». Одновременно мы помним про цифровизацию и расширяем digital-привлечение клиентов из населенных пунктов, в которых банк пока не представлен. На Северо-Западе банк уже начал удаленно предоставлять услуги клиентам малого бизнеса и розничным клиентам в Мурманске, Вологде, Пскове, Великом Новгороде и Архангельске. Так что мы с удовольствием ждем новых клиентов в современный мир банковского сервиса.