Телеком ищет точки роста
Материалы выпуска
Социальная переработка Решения Хармик Сингх: для продвижения Петербурга нужны комплексные практики Экспертиза «Петербург стал местом проведения по-настоящему крупных событий» Экспертиза Сила чистой концепции Решения Трудный мусор Решения Телеком ищет точки роста Рынок Намыв в тренде Рынок Фитнес-революция Рынок Новые разработки поставят на поток Инновации
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Телеком ищет точки роста
Прошедший в Петербурге интернет-форум MSK-IX показал, что, несмотря на сложности, с которыми столкнулся телеком-рынок, эта отрасль продолжает оставаться интересной для предпринимателей.
Дискуссия на интернет-форуме MSK-IX. (Фото: MSK-IX)

В этом году основной интернет-форум MSK-IX прошел в обновленном формате: главный акцент был сделан на живых дискуссиях представителей интернет-операторов, а также вещателей и дистрибуторов контента. Участники дискуссий говорили о трудностях, которые переживает отрасль, и о том, каков потенциал ее дальнейшего развития.

Директор MSK-IX Елена Воронина отметила, что законы, которые в последнее время принимаются, не способствуют развитию бизнеса телеком-операторов. К тому же в интернет пришла подозрительность. Но не все так плохо: ценность информации растет, пользователи все больше времени проводят в интернете, а значит спрос на услуги провайдеров увеличивается.

Одним из драйверов рынка являются крупные мероприятия, среди которых и Чемпионат мира по футболу. Как рассказал Александр Ильин, технический директор MSK-IX, именно мундиаль выявил сразу несколько трендов, по которым можно судить о том, куда дальше будет двигаться телеком-индустрия.

Прежде всего, во время Чемпионата мира было замечено смещение интереса от традиционного ТВ в сторону IP-TV. У ведущих CDN-игроков (доставка контента) наблюдался активный рост трафика, в том числе – и у проекта MSK-IX «Медиалогистика». Также было заметно увеличение доступного контента 4k и роли наземной доставки ТВ-сигналов. Кроме того, некоторые телеканалы вели вещание со стадионов сразу с нескольких камер через Интернет, а пользователи в часы работы офисов отдавали предпочтение именно интернет-просмотру матчей. Все эти тенденции свидетельствует о том, что пользователи меняют свое отношение к ТВ-трансляциям.

Трансформации процесса доставки ТВ-контента от вещателей, но не до конечных пользователей, а до операторов была посвящена одна из дискуссии форума – «Земля vs Спутник. Опыт распространения телеканалов по наземным сетям». На данный момент лидирует спутниковая дистрибуция. Как рассказали участники обсуждения, 47 % телеканалов сегодня доставляются только через спутник, 10 % - только «по земле», а 43 % - посредством двух каналов дистрибуции.

Несмотря на такой явный перекос в сторону спутниковой дистрибуции, цифры свидетельствуют о позитивной динамике для наземной дистрибуции. По словам Григория Кузина, директора проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX, всего лишь пару лет назад 90 % каналов доставлялись исключительно через спутник. Эксперты уверены, что тренд продолжится и основным драйвером станет распространение 4K-контента.

Любовь Василенкова, руководитель отдела продаж, Первый ТВЧ, отметила, что для вещателей возможность альтернативного выбора канала дистрибуции – это существенный плюс. Прежде всего, это решает вопрос качества доставки контента до конечного потребителя. К сожалению, в спутниковом вещании периодически бывают сбои, а по контракту за сбои отвечает телеканал. Так что именно за гибридным способом доставки ближайшее будущее.

Екатерина Кропотова, продюсер телеканала «Наша Сибирь», обратила внимание на финансовую сторону доставки: стоимость спутникового варианта высока, а для каналов сегодня это один из самых насущных вопросов.

«Сейчас рынок доставки телесигналов по земле может быть похож на «лоскутное одеяло». Хочется, чтобы максимальное число вопросов решалось бы одним поставщиком, и при этом – быстро и качественно», – резюмировала Ирина Станкевич, начальник отдела развития РБК-ТВ.

Вторая дискуссия форума называлась «Быть оператором в северной столице: кошмары и надежды участников рынка» и была посвящена преимущественно сложностям развития телеком-компаний на петербургском рынке.

Как отметили топ-менеджеры петербургских операторов, сегодня конкурировать качеством услуг уже невозможно, да и цена на услуги находится «на уровне дна», поэтому приходится искать другие отличия от других. Преимущественно игроки рынка делают ставку на собственный подход к клиентам, в особенности это касается B2B-сегмента.

Более того – даже миллион долларов инвестиций сегодня не даст желаемого преимущества. По замыслам участников дискуссии, лучше вкладывать не в развитие сети, а в смежные сервисы – например, усиливать инженерные или ИТ-компетенции.

Регуляторные изменения локальных игроков телеком-рынка, конечно, беспокоят. Было высказано мнение, что телекоммуникации – саморегулируемая отрасль, у которой нет внутренних проблем, так что пристальное внимание законотворцев только мешает, особенно в период стагнации. Однако ни один из операторов, несмотря на вступление в силу «закона Яровой», не намерен прямо сейчас предпринимать каких-либо действий. Все надеются на то, что в ближайшее время появятся разъяснения и уже на их основе можно будет делать дальнейшие шаги. Единственное, к чем уже привело принятие «закона Яровой» – это повышение цен. И дальше, уверены операторы, этот тренд будет только усиливаться.

Наземное будущее

Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX, рассказал РБК Петербург, в чем основные отличия спутниковой и наземной дистрибуции ТВ-контента:

Фото: MSK-IX

«Хотя спутниковая дистрибуция на данный момент является самым распространенным каналом доставки ТВ-контента до операторов, говорить о том, что у нее есть существенные преимущества перед наземной, нельзя.

Как правило, один спутник не покрывает всю территорию России: телеканалам, чтобы охватить всю страну, приходится оплачивать два спутника, а это не выгодно. Именно поэтому уже есть кейсы, когда в европейской части сигнал распространяется через спутник, а на Сибирь и Дальний Восток – как раз по земле.

Существует несколько существенных отличий между спутниковой и наземной дистрибуцией. Когда дистрибуция строится через спутник, возникают отношения между вещателем и оператором. На практике спутниковый оператор не предоставляет SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуги – прим.ред.) в сторону потребителя сигнала, телевизионного провайдера – только вещателю. Поэтому, когда сигнал пропадает на спутнике, потребитель не может обратиться в техподдержку спутникового оператора. В результате лояльность конечных пользователей снижается, отчего страдают операторы.

Наземная дистрибуция отличается тем, что платформа работает в две стороны – и в сторону вещателя, и в сторону оператора, потребителя. И SLA предоставляется обеим сторонам. Благодаря такому подходу оператор получает техническую поддержку и даже доступ к системе мониторинга. Для оператора это означает экономию: ему не нужно тратиться на покупку собственной системы мониторинга качества сигнала, а можно воспользоваться доступом к уже готовой настроенной системе.

Также существует предубеждение, что наземные источники сигнала больше подходят для крупных городов, для региональных центров. И действительно, подключиться к нашему сервису можно в узлах MSK-IX, которые расположены в крупных городах. Большая часть потребителей телевизионных сигналов из наземных источников также находится именно здесь.

Но это не значит, что только операторы, работающие в мегаполисах, пользуются нашими услугами. Сегодня с проектом «Медиалогистика» сотрудничает топ-10 отечественных ТВ-провайдеров, которые предоставляют свои услуги практически на всей территории России. Так что, если говорить о конечных абонентах, то на всей территории России есть доступ к наземным источникам ТВ-трансляции.

Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы «Медиалогистика» пришла в другие населенные пункты. И в ближайшее время, я уверен, сравнимся по охвату со спутниковой доставкой телесигнала».