Хлеба и зрелищ: перезапуск
Материалы выпуска
Такое не окупается Решения Нечемпионская скромность Инструменты Хлеба и зрелищ: перезапуск Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
Хлеба и зрелищ: перезапуск
Фестивальная индустрия в России демонстрирует быстрый рост. В авангарде - гастрономические праздники, на которых “хлеб” и “зрелища” помогают продавать друг друга.
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Основа социальной стабильности, выраженная в формуле «хлеба и зрелищ», не теряет своей актуальности вот уже две тысячи лет. В эпоху экономики впечатлений она нашла свое выражение в фестивалях. Их число растет, а повсеместная диджитализация позволяет вовлекать в орбиту фестивальной активности все новых участников. Крупные компании готовы спонсировать яркие события, чтобы быть ближе к своей целевой аудитории, а гости готовы платить, чтобы получить новый опыт, эмоции, ощущение единения и сплоченности.

Пока ивент-индустрия в России переживает фазу активного роста, когда на несколько качественных событий, способных собирать десятки тысяч человек, приходится сотня малоприметных. В будущем, уверены эксперты, количество непременно перейдет в качество, помочь в этом переходе должен опыт, полученный в ходе международных событий — таких, например, как Чемпионат мира по футболу.

Фестивалем будешь?

Ивент-рынок в России находится на подъеме. Число мероприятий в городах увеличивается с каждым годом. Только в Петербурге в 2017 году, по данным комитета по культуре Смольного, прошло 770 фестивалей. Увеличивается количество фестивалей и в Крыму. Так, по данным Министерства курортов Крыма, на полуострове на этот год было запланировано более 200 мероприятий.

Однако, по словам экспертов, до насыщения рынка качественными событиями еще далеко. «Фестивалей стало больше, но, на мой взгляд, количество пока не перешло в качество», — говорит основатель и продюсер фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк.

«Во-первых, назвать себя фестивалем может кто угодно: взял три группы, спек пять пирогов и пять фалафелей и назвался «самый большой фестиваль фалафелей». Никто не запретит так назваться. Некоторые из этих сотен фестивалей проходят незаметно, и мало кто о них знает. Реального бизнеса в этом потоке нет», — считает Бортнюк.

По словам основателя национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards Геннадия Шаталова, для того, чтобы фестиваль «вышел в ноль» должно пройти не менее трех лет, а чтобы начал получать доход — минимум пять. Только с этого момента у фестивалей появляются крупные спонсоры. «Нужно провести несколько фестивалей подряд, чтобы у него появились спонсоры, но мало кто доходит до этого этапа, — подтверждает Илья Бортнюк.- Это один из самых рискованных бизнесов, который можно себе представить: плохая погода — и вот у тебя пришло на 30% людей меньше».

Дорогое удовольствие

По оценке участников отрасли, стоимость проведения одного фестиваля варьируется от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких десятков миллионов, в зависимости от места проведения, тематики и масштаба. По словам продюсера и основателя фестиваля «О, да! Еда!» Артема Балаева, половину доходов больших фестивалей дает выручка от продажи билетов, еще 30% — спонсоры и 20% — коммерческие участники.

Деньги на имидж

В Петербурге визитной карточкой города являются такие мероприятия, как День города, праздник выпускников «Алые паруса» и «Фестиваль Света», отмечают в комитете по туризму Северной столицы. Они проводятся за счет городского бюджета, расходы которого на эти события составляют от 15 до 30 млн руб.

Всего на проведение фестивалей, конкурсов и проектов в области культуры и искусства в 2017 году было предоставлено 211 субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) на общую сумму 670,9 млн руб. Это почти в 2,5 раза больше, чем в 2016 году, сообщили в комитете по культуре Смольного.

Организация такого фестиваля как Stereoleto в Петербурге обходится в несколько десятков миллионов рублей. В этом году, по оценкам организаторов, за два дня и ночь фестиваль посетило 18 тыс. человек. «Фестиваль Stereoleto всегда зарабатывает деньги. В противном случае мы бы уже закрылись, — рассказывает Илья Бортнюк. — В бюджете мероприятия нет собственных вложений. Фестиваль окупается за счет спонсоров, продажи билетов и мест. При этом доходы от продажи билетов и спонсорства делятся примерно 50% на 50%».

Общие расходы на проведение #ZBFest-2018 в Крыму, по оценкам основного спонсора музыкального фестиваля компании «Золотая Балка», составили 35 млн руб. Организаторы частично компенсируют затраты за счет продажи билетов, оставшуюся сумму оплачивает «Золотая Балка». В этом году фестиваль проходил уже в третий раз, его посетили 25 тыс. человек.

«К сожалению, эти расходы не покрываются доходами от продажи билетов. Во всем мире у массовых мероприятий подобного масштаба имеются партнеры и спонсоры. #ZBFest — это не просто грандиозный музыкальный праздник, но и социальное явление. Мы ставим перед собой задачу поднять престиж Крымского полуострова, усилить туристическую привлекательность региона. Поэтому мы очень рассчитываем, что в ближайшей перспективе у фестиваля появятся другие спонсоры и партнеры», — говорит генеральный директор агрофирмы «Золотая Балка» Елена Костенко.

Для сравнения: один из крупнейших фестивалей музыки и визуальных искусств в Хельсинки (Финляндия)  — Flow собирает более 80 тыс. гостей за три дня, бюджет мероприятия в 2018 году составил немногим более 7 млн евро, сообщили организаторы. «В 2015 году было проведено исследование, посвященное экономическому воздействию Flow Festival в Хельсинки на экономику столицы Финляндии, — рассказал художественный руководитель, председатель правления Фестиваль Flow Хельсинки Туомас Каллио.- Траты посетителей фестиваля составили примерно 20 млн евро».

Пир, вкус, фест

Одним из трендов последних лет стали гастрономические события. «Буквально за последние два года во многих регионах появилось множество гастрономических фестивалей, например, ярославский фестиваль «Пир на Волге», или декабрьский гастрономический фестиваль «Вкус Якутии». Многим гастрофестам еще предстоит проделать путь до широкой известности среди туристов, но начало уже положено», — отмечает Геннадий Шаталов.

Развитие крупнейшего гастрономического фестиваля России «О, да! Еда!» подтверждает эту тенденцию. На сегодняшний день мероприятие представлено не только в Петербурге, но и в одиннадцати других городах России — от Черного до Японского моря: в Москве, Севастополе, Казани, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Иркутске, Владивостоке, Абрау-Дюрсо и Ставрополе. По словам генерального директора компании «Аврора» (организатор фестиваля «О, да! Еда!») Нины Филимоновой, ежегодно фестивали компании посещают 400 тыс. человек.

«Мы стремимся расширить свои фестивали по всем регионам страны, чтобы поддержать местных производителей, малый и средний бизнес, насытить культурную жизнь в городах, познакомить жителей и гостей городов с разнообразными гастрономическими проектами регионов», — говорит Нина Филимонова.

Другое набирающее популярность направление — спорт. ЧМ-2018, например, дал толчок к развитию ряда спортивных мероприятий. Так, по словам продюсера, основателя фестиваля «О, да! Еда!» Артема Балаева, набирают популярность фестивали, посвященные здоровому образу жизни. «Будущее за марафонами, которые работают по тем же лекалам, что и иные фестивали», — отметил Балаев в беседе с корреспондентом РБК +.

Впрочем, перспективы ивент-индустрии напрямую зависят от экономической ситуации в стране. «Есть экономический рост — есть и развитие, а стагнация на рынке и снижение покупательской способности сильно тормозит нашу отрасль», — поясняет Дарья Головина. В качестве примера она приводит отказ крупных компаний от профильных фестивалей. «Еще пять лет назад был настоящий бум на такие ивенты. Сегодня клиенты все чаще выбирают интеграции в уже существующие мероприятия. Например, «Пикник Афиша» в Москве, VK Fest в Питере и другие», — говорит Дарья Головина. Такая интеграция — прямой канал коммуникации со своей аудиторией и рабочий инструмент продвижения.

«Во время музыкального фестиваля наши гости получают возможность услышать лучшую современную музыку на фоне наших виноградников. Сам бренд #ZBFest созвучен с нашим продуктом ZBWine. Из всех этих «ивентов» и складывается образ нашего вина, что и является наилучшим способом «продвижения бренда», — отмечает генеральный директор агрофирмы «Золотая Балка» Елена Костенко.

Еще один системообразующий для ивент-индустрии тренд — диджитализация. «Нередко мероприятия становятся частью контента, который затем распространяется в digital. Любой ивент оценивается брендом с точки зрения количества людей, которые узнали о нем и посетили его. Digital-составляющая до, во время и после ивента позволяет увеличить это взаимодействие и получить новую аудиторию», — отмечает генеральный директор event-агентства brandnew (входит в ТОП-20 event-агентств мира по версии Eventex) Дарья Головина.

Ментальная карта

В борьбе за посетителя организаторы расширяют программы мероприятий, добавляя к еде музыку, а к музыке — еду и технологии. В итоге площадки становятся мультиформатными. Важным при этом является выбор времени и места проведения мероприятия. «Яркие фестивальные события — это магниты притяжения для новых гостей, новых впечатлений. Современный турист едет за эмоциями. Он выбирает для отдыха ту местность, которая удивляет, доставляет эстетическое наслаждение, которая для него интересна своей уникальностью», — отмечает министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко.

Подобные мероприятия — это прекрасный способ формирования бренда городов, уверены эксперты. «Грамотно организованное событие способно увеличить число туристов на четверть», — говорил ранее РБК+ вице-президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ), председатель экспертного совета Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards Игорь Каверзин.

Даже если гость не посетил мероприятие в этом году, он всегда сможет это сделать в другой раз. «Так на ментальной карте каждого человека появляется новый город или регион и рано или поздно он посещает его. Так можно узнать что-то о городе благодаря фестивалю», — добавляет Артем Балаев.

Долгосрочные эффекты

Именно эти аргументы, как считают игроки ивент-индустрии, следует учитывать при оценке экономического эффекта от прошедшего этим летом чемпионата мира по футболу. Итоги мундиаля будут растянуты во времени. В последующие пять лет ЧМ-2018 может ежегодно приносить около 150-210 млрд руб. российской экономике, полагает директор по развитию бизнеса отдела стратегического консалтинга компании JLL Мария Дворецкая.

Но самое важное — прошедший чемпионат позволил российским игрокам ивент-индустрии расширить опыт монетизации крупных мероприятий. ЧМ-2018 показал, что события способны становиться точками притяжения для большого числа людей. «Туристы, приезжающие на турсобытия тратят деньги в месте проведения мероприятия на питание, проживание, сувениры, билеты в музеи. По оценкам Ростуризма, туристы приносят в бюджет страны около 1,5% ВВП — почти 1,3 трлн руб., и каждый из регионов может при грамотном планировании и продвижении получить своих туристов и доходы, — заключает Геннадий Шаталов. — Главное — не терять скорость и воспользоваться всем, что дал ЧМ для развития местных туристических событий».

Самый событийный регион России

Вадим Волченко, министр курортов и туризма республики Крым:

Фото: Министерство курортов и туризма Республики Крым

«Событийный туризм все больше влияния оказывает и на экономику региона. Например, загрузка номерного фонда Черноморского района в дни проведения там спортивных мероприятий достигает 100%. Подобные фестивали дают толчок в развитии курорта, привлекая в район инвестиции и турпоток. Так, за первое полугодие 2018 года прямые налоговые поступления в бюджет от туристской отрасли составили 1 170,78 млн руб., что на 26,6% больше чем в 2017 году. А их общий объем в ВРП, по экспертным оценкам, составляет не менее 25%.

Мы видим большую привлекательность Крыма в развитии событийного туризма в целом. Крым был признан самым событийным регионом России летом, но и осенью, и зимой мы продолжим удивлять. Например, в прошлом году гастрономический фестиваль Ноябрьфест вывел Крым в лидеры по отдыху россиян в ноябре».

Кластер, какого еще не было

Елена Костенко, генеральный директор Агрофирмы «Золотая Балка»:

Фото: Агрофирма «Золотая Балка»

«Мы создаем Балаклаве современный туристический кластер совершенно нового уровня, какого еще не было в Крыму. Мы построили рядом с производством эффектное здание Шампанерии, с дегустационным залом, инновационным винным подвалом и гастрономическим рестораном с видовой террасой на крыше. Мы организовали на этой территории грандиозное многомерное Арт— пространство площадью 6 га, с зеленым благоустроенным парком и фестивальным полем в окружении наших виноградников. Конечно, мы придумали музыкальный фестиваль #ZBFest для того, чтобы люди смогли увидеть своими глазами всю эту красоту, все богатство природы — в сочетании с самыми передовыми технологиями. Чтобы они прониклись духом этого места, и чтобы это праздничное настроение всегда ассоциировалось для них со вкусом и ароматом наших вин.

В конце сентября на нашей площадке традиционно проходит Фестиваль сбора урожая и вноделия #WineFest, который стал настоящим парадом достижений крымских виноделов, а также профессиональной площадкой для обмена опытом. Вход на территорию фестиваля свободный, причем, это праздник для всей семьи, с огромным количеством развлечений и для детей, и для взрослых: от винной битвы до конкурса давления винограда ногами.

В этом году мы впервые в Крыму провели крупнейший российский гастрономический фестиваль «О, да! Еда!» на территории Шампанерии «Золотая Балка». Миссия фестиваля — продвижение региональной кухни и локальных продуктов. Конечно же, цель всех этих мероприятий общая — привлечение внимания ко всему лучшему, что есть в Крыму: к крымским винам, местным продуктам, хорошим ресторанам и уникальным достопримечательностям, одной из жемчужин которых, без сомнения, стала наша Шампанерия».