Оазисы в тени многоэтажек
Материалы выпуска
Оазисы в тени многоэтажек Рынок Новый Петербург создается на территориях развития Экспертиза Метры на вырост Решения
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Оазисы в тени многоэтажек
Стиль оформления придомовой территории все чаще становится решающим аргументом при выборе квартиры.
Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс

Требования к комфортности современного жилья давно не ограничиваются пределами квартиры. Покупатели обращают внимание не только на пространства общего пользования в самом здании (входные группы, холлы, лестничные клетки, лифты и так далее), но и на благоустройство территории вокруг него. Безусловно, на начальном этапе строительства ориентироваться приходится лишь на обещания застройщика и красивые картинки в буклетах. Тем не менее, как указывают эксперты, нетривиальные эстетические решения могут стать для покупателя важным аргументом при выборе жилья в конкретном проекте.

Обязательные элементы

В Петербурге сегодня минимальная площадь озеленения квартала устанавливается Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) и составляет 23 кв. м на 100 кв. м общей площади квартир в проекте, рассказывает директор по маркетингу «Главстрой — Санкт-Петербург» Ян Свояволя.

Ян Свояволя («Главстрой – Санкт-Петербург») (Фото: Главстрой-СПб)

При этом, как отмечает руководитель группы маркетинга компании ЦДС Петр Буслов, площадь озеленения и благоустройства не зависит от класса жилья. Как правило, в сегментах «бизнес» и «премиум» она может быть даже меньше, чем в масс-маркете. Это связано с тем, что большая часть дорогого жилья возводится в исторической части города на очень маленьких участках. Дефицит площади ограничивает возможности застройщиков по благоустройству территории, а значит и нормы озеленения в исторической части города отличаются от нормативов в спальных районах.

Петр Буслов (ЦДС) (Фото: ЦДС)

Ян Свояволя добавляет, что к обязательным элементам благоустройства относятся создание тротуаров с пандусами, пешеходных дорожек, озеленение, организация детских игровых площадок, установка скамеек и урн, а также зон для мусорных контейнеров. «Объем работ на придомовой территории для каждого проекта рассчитывается индивидуально, исходя из размеров участка и геологических особенностей почвы, обеспеченности будущих жителей зелеными насаждениями, игровыми и спортивными площадками, местами для отдыха и досуга», — поясняет эксперт.

Новые стимулы

Впрочем, требования закона — не единственный мотив для благоустройства — у девелоперов появились и чисто рыночные стимулы. Сегодня покупатель выбирает для себя не просто квартиру, а среду обитания, объясняет произошедшие изменения генеральный директор «КВС. Агентство недвижимости» Анжелика Альшаева. «От качества и привлекательности этой среды зависит покупательский спрос», — уверена она.

Анжелика Альшаева («КВС. Агентство недвижимости») (Фото: ООО «КВС. Агентство недвижимости»)

Альшаева приводит в пример комплекс «Жили-Были» в Выборгском районе. «Обустройство закрытого придомового пространства продумано тщательным образом: жители могут общаться, заниматься спортом на свежем воздухе и активно проводить свободное время в полной безопасности. Скамейки для отдыха расположены вдоль дорожек из тротуарной плитки, аккуратные мостики перекинуты через небольшие сухие, каменистые ручьи, которые стали украшением всего дворового комплекса. Фасады паркингов украшены фантастическими героями, а персонажи любимых сказок поселились прямо на детской площадке», — рассказывает Альшаева.

«В последние годы благоустройство становится все более важным фактором для покупателя. Безусловно, он пока не так значим, как цена или локация, но при наличии выбора между проектом с хорошим благоустройством и без него при практически одинаковой цене, покупатель выберет более продуманное предложение», — подчеркивает Петр Буслов.

В то же время Ян Свояволя полагает, что четко оценить влияние благоустройства на продажи сложно. «Безусловно, наличие благоустроенной территории, парковой зоны или другой озелененной территории оказывает влияние на спрос. Но оно имеет скорее прикладной характер, поскольку первоочередными факторами при выборе жилья остаются доступная цена квадратного метра и местоположение объекта в сочетании с надежностью застройщика», — говорит Ян Свояволя.

Схожей позиции придерживается и руководитель проектов комплексного освоения компании «Строительный трест» Анзор Берсиров. «К сожалению, благоустройство придомовой территории не находится в топе интересов покупателя, особенно когда клиент выбирает квартиру в строящемся объекте на ранних этапах строительства и ориентируется лишь на рекламные буклеты. Для него интересна локация. Другое дело, когда покупатель приобретает квартиру в жилом комплексе, часть корпусов которого уже сдана и заселена. В этом случае качественно выполненное благоустройство будет играть роль дополнительного положительного фактора», — считает Анзор Берсиров.

Анзор Берсиров («Строительный трест») (Фото: РБК Петербург)

Впрочем, значимость обустроенных общественных пространств и организации досуга в дальнейшем будет повышаться, уверена директор по маркетингу и продажам «Ленстройтрест» Ольга Копейкина. «Клиент становится все более требовательным и разборчивым, он много путешествует и желает дома видеть лучшее из мирового опыта. Желает видеть заботу о человеке, воплощенную в организованных зонах для разнообразного досуга, которые радуют глаз, выглядят современно и стильно. Теперь, выбирая квартиру, выбирают не только пространство, ограниченное стенами. Выбирают образ жизни и близких по духу соседей, безопасность двора и утреннюю пробежку, красивый вид из окна и чистые подъезды, возможность купить все необходимое в шаговой доступности и отвести ребенка в садик за 5 минут. Мир меняется, меняются требования к жилью, за требованиями клиента обязательно подтянется предложение», — подчеркивает Копейкина.

Ольга Копейкина («Ленстройтрест»)

Искусство нашего двора

За последнее время подход к оформлению придомовой территории в проектах КОТ претерпел значительные изменения, и на первый план выходит комплексность, которая проявляется не только в гармоничном сочетании жилой и социальной функций, но и в архитектурной концепции и благоустройстве, говорит Ян Свояволя.

«Постепенно на смену стандартным решениям в виде детских и спортивных площадок приходят продуманные общественные пространства, подчеркивающие стилистику нового микрорайона. Застройщики стараются зонировать территорию, выделяют игровые пространства для детей, аллеи для спокойного отдыха и пеших прогулок, велодорожки, спортивные зоны с уличными тренажерами и мини-стадионы, используют в оформлении элементы ландшафтного дизайна и арт-объекты», — рассказывает эксперт.

Он отмечает, что, например, «Главстрой — Санкт-Петербург» в рамках своих проектов «Северная долина» и «Юнтолово» старается увеличить площадь озеленения дворовых пространств и мест отдыха. Так, территория сданных очередей ЖК «Северная долина» засажена различными деревьями и кустарниками, при выборе которых были учтены дендрологические особенности, правильное сочетание культур, время цветения кустарников и их безопасность для населения.

Самое главное — это оригинальная идея, которая будет отличать проект от остальных, сделает его интересным и узнаваемым, уверен Петр Буслов. Он рассказывает, что, например, в комплексе ЦДС «Черная Речка» в закрытых дворах благоустройство будет проведено в альпийском стиле: здесь высадят разнообразные травы и цветы, характерные для европейских высокогорий. Кроме того, вдоль Белоостровской улицы создадут общественную парковую зону, где озеленение также будет проводиться по европейским технологиям. После этого здесь установят инсталляции и малые архитектурные формы, которые позволят сделать променад современным, стильным и ярким. Помимо этого, в проекте появится свой амфитеатр на крыше одного из паркингов.

Анзор Берсиров уверен, что при выполнении комплексного благоустройства инструментарий девелопера ограничен лишь масштабами объекта и творческим кругозором проектировщиков и урбанистов. «Например, в проекте NEWПИТЕР мы применили концепцию, разработанную специалистами архитектурного бюро FUTURA Architects. В квартале спроектирован пешеходный бульвар Белых ночей, на котором расположены площадки для командных видов спорта, проложены велодорожки, оборудованы прогулочные зоны. Общая площадь благоустройства бульвара на финальной стадии реализации ЖК NEWПИТЕР составит порядка 50 тыс. кв. м, а протяженность превысит 2 километра», — рассказывает он.

При этом застройщики всегда стараются оценивать востребованность жильцами того или иного объекта благоустройства, и гибко реагировать на запросы. Например, как рассказывает Ольга Копейкина, не всегда удается на стадии проектирования угадать оптимальный рисунок дорожек на придомовой территории и во дворах. «Недавно управляющая компания заметила, что в одном из дворов первой очереди ЖК «Янила Кантри» жители не пользуются специально проложенной дорожкой, скашивая угол через газон. Мы обратились к проектировщикам, и они скорректировали дорожную сеть данного двора, в результате неиспользованные дорожки были заменены на газоны, а на месте вытоптанной жителями тропинки появилась полноценная пешеходная дорога», — рассказывает она.

Доплата за оригинальность

Обычно на благоустройство и озеленение прилегающей к жилому комплексу территории выделяется до 5% от общей себестоимости проекта, оценивает Ян Свояволя. В определении этих затрат девелоперы могут руководствоваться разными аргументами. «Чем выше класс недвижимости, тем больше внимания девелопер уделяет придомовому пространству, и тем выше будет цена квадратного метра. В проектах высокого класса благоустройство территории может включать установку скульптурных композиций, ландшафтный дизайн, фонтаны и другие «фишки», создающие дополнительную привлекательность проекта. В проектах массового спроса акцент делается на дополнительном благоустройстве территории: создаются прогулочные зоны, велодорожки, площадки для занятий спортом на открытом воздухе, проводятся мероприятия по озеленению территории», — отмечает он.

Петр Буслов, в свою очередь, подсчитал, что расходы на благоустройство, как правило, не превышают 2-3% от объема инвестиций в проект, что для сегмента масс-маркет составляет до 2-3 тыс. руб. с квадратного метра. Он также подчеркивает, что расходы на благоустройство не зависят от класса жилого комплекса, и в высоких ценовых сегментах жители предъявляют меньше требований к этому показателю, так как проводят мало времени на придомовой территории. «В то же время в масс-маркете качество благоустройства важнее, так как основная целевая аудитория этих проектов — молодые семьи с детьми, которые активно используют пространство вокруг дома», — говорит он.