Встречают по одежке
Материалы выпуска
Стратегия последовательной кастомизации Экспертиза Низкой цены уже недостаточно Экспертиза Встречают по одежке Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Встречают по одежке
Реагируя на меняющиеся запросы покупателей жилья, девелоперы постепенно переходят от строительства типовых «коробок» к созданию интересных с архитектурной точки зрения проектов.
Фото: «Строительный трест»

Поиск новых архитектурных решений для жилых комплексов в последние годы становится актуальным вопросом для строителей жилья. Застройшики признают: после локации и стоимости квадратного метра покупатели все чаще обращают внимание на то, как будет в целом выглядеть дом, в котором они купят квартиру. И если раньше нестандартные архитектурные проекты были уделом исключительно высоких ценовых сегментов, то сегодня в комфорт- и даже в эконом-классе безликие бетонные коробки уступают место интересным авторским решениям.

Найти свое «лицо»

В последние 10-15 лет у многоквартирных жилых домов в принципе стал появляться архитектурный облик. До этого отход от типовых решений присутствовало только в сегменте дорогого жилья, отмечает директор по маркетингу и рекламе Группы ЦДС Иван Носов. «Сейчас же мы наблюдаем разнообразие архитектурных жанров во всех классах жилой недвижимости», — говорит он.

По словам Носова, при работе над архитектурной концепцией проекта застройщики идут дальше пластики фасада и его цвета, и продумываются все элементы жилого комплекса: устройство и дизайн входных групп, благоустройство территории, и каждому из этих элементов девелоперы стараются придать некую уникальность и одновременно функциональный смысл.

Иван Носов (Группа ЦДС) (Фото: РБК Петербург)

Заместитель управляющего по проектированию ГК «КВС» Надежда Виролайнен объясняет процесс изменения архитектурного облика жилых зданий с потребностью в улучшении технологического процесса: появилась необходимость в новых материалах, которые, помимо привлекательных внешних характеристик, имеют и другие полезные свойства — в том числе и энергоэффективность. «Сейчас используются более современные материалы и технологии в строительстве, появилась возможность выбора в применении отделочных материалов, цветовой палитре, а также разрабатываются индивидуальные решения, которых требует современный архитектурный облик зданий», — говорит Виролайнен.

Надежда Виролайнен (ГК «КВС») (Фото: КВС)

Директор по продажам и маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ольга Копейкина добавляет, что, безусловно, архитектурный облик многоквартирных жилых домов напрямую зависит от класса жилья и от его локации: дома в центральных районах Петербурга повторяют основные черты облика исторического города, так как не должны визуально диссонировать с окружающей застройкой, а для домов, располагающихся в спальных районах, архитектурная составляющая определяется в большей мере уровнем жилья.

Ольга Копейкина (ГК «Ленстройтрест») (Фото: ГК «Ленстройтрест»)

«Чем оно дороже, тем интереснее и богаче может быть фасад. Чем дешевле предлагаемое в доме жилье, тем более простым и стандартным будет внешний вид дома. Основная причина — цена таких архитектурных изысков. Во-первых, сложный интересный фасад — это дорогая работа архитектора. Это зачастую удорожание проектирования относительно стандартизованных моделей, более дорогие отделочные материалы, и, как следствие в дальнейшем, более дорогая эксплуатация. Все это повышает цену себестоимости квадратного метра, что в жилье масс-маркета можно себе позволить в очень ограниченных пределах», — говорит Ольга Копейкина.

Покупатель любит глазами

Директор по маркетингу «Главстрой Санкт-Петербург» Ян Свояволя подчеркивает, что несмотря на то, что основными факторами при выборе квартиры остаются цена и локация, значительное внимание покупатели уделяют и таким параметрам, как архитектура проекта и благоустройство придомовой территории. «В большинстве случаев интересная архитектура комплекса в сегменте масс-маркета обеспечивает дополнительную привлекательность», — считает эксперт.

Ян Свояволя («Главстрой Санкт-Петербург») (Фото: Главстрой-СПб)

«Даже в масс-маркете покупатели хотят получить красивый уникальный дом, а не серую унылую многоквартирную коробку. Для этого используются приемы различного рисунка окон, цветовые решения, различные технологии фасада и остекления. Особенно важно это бывает на том этапе строительства, когда кроме картинки покупателю трудно что-то показать — дом еще на стадии котлована. Тогда покупатель вынужден представлять свой дом по рендерам и красочным рассказам продавцов», — подчеркивает Ольга Копейкина. По мнению Надежды Виролайнен, архитектурное решение жилого проекта для покупателей стоит на четвертом месте по важности после планировки квартиры, развитой инфраструктуры и хорошей транспортной доступности.

Выбирая лучшее

Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов рассказывает, что, когда компания начинала реализацию жилого комплекса «Капитал» в Кудрово площадью 500 тыс. кв. м, были изучены все известные на тот момент проекты вдоль КАД, которые только должны были выйти в продажу.

«Мы стремились создать микрорайон, который бы качественно отличался от конкурентов как архитектурой, так и концепцией развития жилой среды. Был проведен конкурс на разработку архитектурного облика, в котором победила «Студия М4». Внешний вид «Капитала» вдохновлен архитектурой домов Московского района 30-40-х годов XX века. И, несмотря на то, что «Студия М4» проектировала всего три лота объекта из восьми, общая архитектурная концепция стала опорной для всего комплекса, а один из домов, который является доминантой проекта, получил собственное имя — «Архитектор», — рассказывает Сергей Степанов.

Сергей Степанов («Строительный трест») (Фото: «Строительный трест»)

Среди партнеров ГК «КВС» — известные архитектурные мастерские, такие, как «Студия М4», «Архитектурная Мастерская Цыцина», ООО «Испытательный центр «Стройэксперт», архитектурная студия ООО «ИНТЕРКОЛУМНИУМ», ООО «Проектсервис СПб ПТИ», рассказывает Надежда Виролайнен.

В последнее десятилетие многие застройщики Петербурга привлекали к проектированию знаменитых западных архитекторов, чтобы привнести в свои дома европейский опыт и новинки мировой архитектуры, отмечает Ольга Копейкина. «Не следует забывать, что и покупатель за эти годы стал более разборчив и требователен: люди в наше время много путешествуют по разным странам, и им есть, с чем сравнивать. Наш рынок сейчас — это рынок покупателя, поэтому у застройщиков нет другого пути, кроме как в борьбе за клиента предлагать интересные архитектурные решения во всех сегментах рынка жилья», — говорит она.

При создании концепций элитных проектов девелоперы часто обращаются к известным архитекторам, в том числе, международным, говорит Ян Свояволя. «Именно этот путь был выбран для проекта комплексного освоения территорий «Юнтолово». Несмотря на то что в проекте предусмотрены кварталы разных классов (стандарт, комфорт и бизнес), для разработки концепции нового жилого района привлекались специалисты нескольких европейских архитектурных бюро, что позволило найти свой индивидуальный архитектурный стиль для нашего проекта, грамотно и функциональное зонировать территорию кварталов, предложить жителям продуманные общественные пространства и комофртные, уютные дворы», — отмечает Ян Свояволя.

Плата за индивидуальность

Иван Носов отмечает, что при выборе архитектурного проекта учитывается целый ряд факторов: замысел девелопера (характеристики земельного участка, на какую аудиторию будет рассчитан проект и так далее), необходимость согласования с главным архитектором Петербурга и работа с общепланировочными решениями (что, согласно проекту и требованиям нормативных документов, необходимо разместить на данном участке: школу, детский сад, поликлинику, подземный паркинг. «Стоимость архитектурного проекта очень индивидуальна. В зависимости от характеристик участка и планируемого объекта она может составлять от 0,5% до 5% в общем объеме инвестиционных затрат. В случае с маленькими объектами процент затрат на проектные и архитектурные решения будет выше, при реализации крупного проекта — меньше за счет эффекта масштаба», — оценивает он.

Выделить общую тенденцию сегодня сложно, поскольку одни компании отдают предпочтение классическому петербургскому стилю, строгому и гармоничному, другие делают ставку на проекты, которые базируются на современной архитектуре, например, в модном сейчас стиле «скандинавского конструктивизма», полагает Ян Свояволя.

Иван Носов уверен, что в ближайшие годы значение архитектуры продолжит расти, и разнообразие предлагаемых решений также будет увеличиваться. «У крупных девелоперов продолжит формироваться свой архитектурный стиль, их проекты будут становиться все более узнаваемыми. Влияние на этот процесс окажут технологические возможности компаний, городская политика в области согласования проектов, а также новые тенденции в области архитектуры», — заключает эксперт. Надежда Виролайнен также соглашается, что на трансформации в архитектурном облике жилых комплексов в дальнейшем будет сказываться технологический прогресс: появление новых строительных материалов и освоение новых технологий.