Метро-2018: победили до чемпионата
Материалы выпуска
Инфраструктурный образец Решения По законам сжатия Рынок Неклассика жанра Экспертиза Метро-2018: победили до чемпионата Решения
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Метро-2018: победили до чемпионата
Новые станции петербургской подземки готовы справиться с наплывом футбольных фанатов.
Санкт-Петербург. Открытие станции метро "Беговая". (Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

Предстоящие матчи чемпионата мира по футболу, которые пройдут в Петербурге, станут проверкой города на прочность по многим аспектам. Самую серьезную нагрузку, помимо нового стадиона на Крестовском острове и тренировочных баз, примет на себя транспортная инфраструктура мегаполиса, включая метрополитен. Его расширению пришлось уделить самое пристальное внимание: необходимо было в кратчайшие сроки построить две новые станции и перегоны между ними.

Уникальные технологии и многолетний опыт работы в условиях петербургских грунтов помогли метростроителям выполнить поставленную задачу, несмотря на ряд объективных сложностей.

Сложная задача

Контракт на строительство продолжения Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская» между Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры и «Метростроем» был подписан в сентябре 2015 года.

Всего за 2,5 года «Метрострой» должен был построить две новых станции — «Новокрестовскую» и «Беговую», более 5 км двухпутного тоннеля между ними, а также два однопутных тоннеля, соединяющих новый перегон со станцией «Приморская». Стоит отметить, что по проекту на возведение этих объектов отводилось почти вдвое больше времени — 4,5 года.

Помимо сжатых сроков, задачу метростроителям усложняли непростые геологические условия — трасса продолжения Невско-Василеостровской линии проходила под акваторией Финского залива, строить ее предстояло в водонасыщенных грунтах с большим количеством крупных валунов.

Чтобы построить станции в рекордно короткие сроки, метростроители использовали инновационные технологии, которые ранее в российском метростроении не применялись.

Передовые технологии

На новом участке Невско-Василеостровской линии был построен уникальный для российского метростроения двухпутный тоннель. Для его сооружения метростроевцы использовали тоннелепроходческий комплекс «Надежда» - ранее эта технология была отработана на Фрунзенско-Приморской линии метрополитена. Чтобы сократить время выполнения работ, одновременно с проходкой тоннеля сразу за проходческим щитом сооружалось жесткое основание, на котором впоследствии укладывались рельсы, а в верхней части тоннеля сооружалось вентиляционное перекрытие. Параллельное ведение работ позволило построить объект практически в два раза быстрее, и такой способ сооружения двухпутного тоннеля был запатентован.

Относительно новая для Петербурга технология была применена «Метростроем» и при строительстве самих станций: в процессе работ сооружались массивные сваи-колонны диаметром 1 метр, которые заглублены в землю на 25 метров. Конструкции выполняют не только несущую, но и архитектурную функцию — колонны можно увидеть как на уровне кассового зала, так и на платформах новых станций.

Для строительства «Новокрестовской» и «Беговой» использовался метод «топ-даун» (от англ. top-down — «сверху вниз»). Суть метода — в параллельном проведении работ по разработке грунта и сооружению постоянных конструкций будущего объекта: сначала грунт разрабатывается на глубину первого яруса сооружения, затем заливается бетонная плита с технологическим проемом, через который разрабатывается следующий уровень. В условиях обводненных грунтов реализовать подобный план стало возможным благодаря строительству «стены в грунте», глубина которой в данном случае составила 25 метров.

Работа с полной отдачей

Передовые технологии и современное оборудование сыграли важную роль в строительстве станций, однако не менее важными были профессионализм и самоотдача работников «Метростроя» и подрядных организаций. Строительство метро было и остается тяжелым трудом — несмотря на наличие техники, некоторые работы, особенно в сложных геологических условиях, можно выполнить только вручную. К примеру, при проходке тоннеля щит «Надежда» натыкался на огромные валуны диаметром до 1,5 метра, которые метростроителям приходилось вынимать из забоя именно вручную. Всего на строительстве новых объектов метрополитена работало более 40 подрядных организаций; на финальном этапе на площадках в круглосуточном режиме трудились около 2,5 тыс. человек.

Вклад в строительство новых станций внесли и поставщики со всей России, которые предоставляли арматуру, кабель, трубы, отделочные материалы. В списке поставщиков оказался и генподрядчик стройки — «Метрострой» изготовил и установил на станции «Новокрестовская» траволаторы собственного производства.

761 тысяча человек в сутки

Именно такое количество пассажиров, согласно расчетам, будет на первом этапе эксплуатации ежесуточно проходить через новый участок Невско-Василеостровской линии — от станции «Приморская», теперь уже не конечной, к новым станциям «Новокрестовская» и «Беговая». Подобная нагрузка, значительная часть которой обусловлена ЧМ-2018, была бы не под силу только наземному транспорту, и строительство «Новокрестовской» в пешеходной доступности от нового стадиона «Санкт-Петербург» стало одним из ключевых вопросов подготовки к проведению соревнований.

Однако «Новокрестовская» нужна не только для мундиаля. В перспективе она станет пересадочным узлом: рядом с ней планируется построить станцию «Новокрестовская-2» Лахтинско-Правобережной линии. Кроме того, без нее было бы невозможно возвести станцию «Беговая» в Приморском районе, поскольку по нормативам перегонный тоннель между станциями метро не может превышать 3 км, а расстояние между «Приморской» и «Беговой» заметно больше. Необходимость строительства «Беговой» в густонаселенной части Приморского района не вызывает сомнений — местные жители ждали ее открытие с большим нетерпением.

Вместе с мостом Бетанкура, Яхтенным мостом и набережной Макарова, а также действующей станцией «Крестовский остров» новые станции метрополитена образуют целостную систему, которая улучшит транспортную ситуацию в Приморском и Петроградском районах и обеспечит бесперебойное транспортное сообщение с центральным спортивным объектом города в период чемпионата.

Справка

В процессе строительства в Петербурге сейчас находятся станции на Фрунзенско-Приморской, Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линиях метро. В частности, станция «Новокрестовская» в будущем станет пересадочной на Лахтинско-Правобережную линию. В 2018 году впервые за 15 лет в Петербурге планируется открыть новое электродепо «Южное». Пробный поезд по новому участку метро между «Приморской» и «Беговой» через «Новокрестовскую» был пущен 23 апреля 2018 года, регулярное движение открыто 26 мая 2018 года. Предыдущая новая станция — «Международная» — была открыта в Петербурге в декабре 2012 года.