«Пока мы забиваем скрипкой гвозди, но однажды научимся на ней играть»
Материалы выпуска
Цифровая ветвь эволюции Инновации В России появился крупный оператор рынка питания на стройплощадках Рынок Генералы вчерашних и завтрашних войн Инновации Новый скромный люкс Рынок «Пока мы забиваем скрипкой гвозди, но однажды научимся на ней играть» Экспертиза Необратимая вестернизация Экспертиза К нам едут, и это не фейк Рынок Золото Питера Рынок Россия может заменить импортный софт отечественным за пять лет Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Пока мы забиваем скрипкой гвозди, но однажды научимся на ней играть»
В попытке успеть за технологическим ростом операторы связи создают свои акселераторы и IT-парки, а также инвестируют в киберспорт.
Фото: «Комфортел»

События на российском рынке IT и телекоммуникаций (ИКТ) развиваются в жанре триллера. Курс на цифровую трансформацию. Битва «Роскомнадзора» с Telegram, сбивающая всех с этого курса. Кратный рост новых технологий и сервисов. Возрождение «железного занавеса». Изменение принципов конкуренции под воздействием «цифры» на рынок. Как операторам справиться с разнообразием сюжетных линий и на каких из них сфокусироваться, формируя стратегию развития? О рыночных переменах и действиях игроков технологичных отраслей говорит в интервью РБК Петербург генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров.

— Еще недавно операторы устраивали гонки скоростей, сейчас же говорят о технологическом равенстве. За счет чего в таком случае конкурировать сегодня?

— Эпоха гонки скоростей прошла, но говорить о технологическом равенстве в телекоме все-таки рано. Чтобы обеспечить высокие скорости, нужно модернизировать сеть. Цены на оборудование для модернизации привязаны к курсу доллара. Это дорого, поэтому не все готовы давать абонентам избыточные по скорости подключения. Но уникальным конкурентным преимуществом скорость действительно быть перестала.

Сегодня конкурировать нужно компетентностью и надежностью. Причем надежность подразумевает как отказоустойчивость сети, так и ответственность оператора, его готовность нести потери в случае несоблюдения обязательств.

Важным конкурентным преимуществом является и возможность предоставить единое комплексное решение. Клиенту неинтересно брать только интернет или телефонию — интересно взять и размещение в дата-центре, и Wi-Fi-авторизацию, и другие сервисы. И лучше у одного поставщика, это удобнее.

— Операторы все чаще покупают сторонние сервисы. Это напоминает 1990-е годы, когда компании занимались одновременно всем — от продажи мыла до производства оружия. Эффективен ли такой подход на ИКТ-рынке?

— Операторы сейчас пытаются сделать то, что должны были делать 10 лет назад, организовав свои стартап-акселераторы. Верным, на мой взгляд, решением, хотя и запоздалым, стала покупка «МегаФоном» Mail.ru. Получится ли реализовать потенциал такого симбиоза — не знаю, но он однозначно дает дополнительные возможности роста на стагнирующем рынке.

Сейчас мы наблюдаем хайп вокруг киберспорта — все хотят в него инвестировать. Операторы не исключение: если не сделали свои сервисы, приобретают сторонние, в которых видят потенциал. Объем рынка киберспорта будет расти. Однако эта среда меняется быстро, трансформируется профиль участников и характер потребления ими контента — уследить за изменениями, если сам в этом не «варишься», сложно. Поэтому вкладывать в киберспорт тем, кто в этом ничего не понимает, не имеет смысла. Скорее, целесообразно сместить туда маркетинговый бюджет.

Это напоминает ажиотаж с покупкой сотовыми компаниями домашних сетей и проводных активов. Говорили о сумасшедших перспективах, однако спустя пять лет признали: огромные деньги выкинули на ветер, заплатив больше целесообразной цены в расчете на мультиплексирование, синергию и прочий вау-эффект. Это же повторится с киберспортом, если туда сейчас ринутся крупные операторы со своими миллиардами.

— Но вас этот тренд тоже не обошел стороной: вы продвигаете IT-парк, таким образом делая шаг на рынок офисной недвижимости.

— Наш IT-парк — скромный эксперимент по сравнению с многомиллионными сделками. Мы не брали кредиты — бизнес-центр построили без нас, но мы придумали схему: некий симбиоз застройщика и оператора. Мы привлекаем арендаторов в бизнес-центр, формируя комфортную для себя профессиональную среду высокотехнологичных компаний. А вдобавок сможем назвать этот бизнес-центр нашим именем. Мы инвестируем в этот проект не многомиллионные активы, а наше время и энтузиазм. И в случае успеха получим мы не только деньги, а намного больше.

— Где, на ваш взгляд, место телеком-компаний в цифровой экономике? Не идет ли опять речь исключительно о роли «трубы»?

— Как следствие ужесточения регулирования и цензуры в Интернете на сетях операторов используется оборудование для глубокого анализа трафика (DPI). А это мощный аналитический инструмент. Пока мы скрипкой гвозди забиваем, но постепенно научимся и играть на ней. Сотовики уже начали извлекать выгоду с помощью DPI, но в целом рынок связи пока не использует весь потенциал, который у него есть. Поэтому не более чем трубой останутся те, кто не пойдет по сервисной модели, а сделает ставку только на предоставление услуг доступа в Интернет.

Вообще место телеком-операторов в цифровой экономике — это сеть и сервисы вокруг нее. На мой взгляд, если телеком-оператор занялся чем-то, не касающимся его сети, то это ошибочная стратегия. Если он развивает производные своей сети — это правильно. Многие операторы жаловались на OTT-сервисы, вместо того чтобы вкладывать в них, а ведь именно эти проекты будут дополнительным источником выручки в будущем. Зато в киберспорт инвестировать готовы через одного.

— На какие вызовы, связанные с развитием технологий, бизнеса, регулирования придется отвечать всем нам в ближайшее время?

— Главный вызов на ближайшую перспективу — повторение пути Китая и уход за «Великий российский файрвол». Происходящее сегодня не вяжется с заявленными целями — перейти на цифровую экономику и стать технологическим лидером. Технологические гиганты, которые развивают отрасль IT и телеком, — это США, Израиль, Германия. Но у них нет файрволов. Попытка урегулировать сеть мешает правильно мыслить в направлении диджитализации. Мы говорим, что хотим развивать все цифровое, но обрезаем digital «ковровыми блокировками». Само появление такого термина — кошмар. Telegram — единственное, чем мы на мировом уровне можем гордиться, а его с упорством носорога банят.

Что касается социального аспекта цифровизации, то это не вызов, а эволюция. Да, роботизация и автоматизация поменяют картину общественной жизни. Сократится объем мышечного труда, частично его заменит ИИ. Взамен низкоинтеллектуальных профессий появятся новые. Когда-то пророчили, что появление кинотеатров убьет театр — этого не произошло. При наличии машинного производства у нас высоко ценится хэндмэйд. Так что я уверен: общество изменится к лучшему. Но госрегулирование, налогообложение должны эволюционировать вместе с обществом.