Втрое логичнее: российский бизнес переходит на модель перевозок 3PL
Материалы выпуска
Все деньги будут в гости к нам Инструменты Свободные деньги: сохранить и приумножить Решения Jazz как образ жизни Решения Смена жанра Экспертиза Без переплат и форс-мажоров Инструменты Говорит и показывает… Рынок Втрое логичнее: российский бизнес переходит на модель перевозок 3PL Инструменты Ипотека снова в моде Экспертиза Лизинг – крестьянам, факторинг – заводчанам Инструменты Инвесторы на ножах Инструменты РКО: управление временем Решения Рынок ипотеки: государство может уходить Рынок
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Втрое логичнее: российский бизнес переходит на модель перевозок 3PL
​​​​​​​Экономия компаний при переходе с использования собственной логистики к услугам логистического аутсорсинга достигает 20%
Фото: pixabay.com

Российский бизнес преодолевает расстояние, отделяющее 1PL-логистику от современной модели 3PL. Когда большинство крупных и средних компаний проделает этот путь, качество применяемых в стране логистических решений существенно возрастет, а средние издержки на транспортировку и обработку грузов снизятся, уверены эксперты.

От одного к трем PL: смена эпох

На заре становления рыночной экономики все функции по отправке или доставке груза выполнялись собственным транспортом – применялась так называемая модель 1PL-логистики, не предполагающая покупку сторонних услуг коммерческой перевозки. Эта модель постепенно уходит в прошлое, хотя все еще имеет сторонников в среде российских управленцев - как в силу сохранения сырьевого вектора экономики, так и благодаря ментальности «крепких хозяйственников», которым спокойнее иметь «все свое».

Логистика 2PL (передача части функций транспортно-логистической компании при сохранении за предприятием управления цепочками поставок, содержания собственных складов и т.п.) уже превышает 90% в структуре российского рынка коммерческих транспортно-логистических услуг, в то время как услуги 3PL занимают менее 10% рынка. Однако, как показывают исследования, за этой моделью – ближайшее будущее: ведущие грузоотправители готовятся на нее переходить.

Под 3PL понимаются комплексные логистические решения от специализированных компаний, включающие транспортно-экспедиторские и складские услуги, а также ряд дополнительных сервисов с добавленной стоимостью - складскую обработку товаров, формирование наборов и комплектацию заказов, предпродажную подготовку, кросс-докинг, ИТ-сервисы, маркетинговые и финансовые услуги.

Согласно исследованию МАДИ и Координационного совета по логистике, опубликованному в середине 2017 года, почти 40% компаний несут довольно значительные издержки по доставке товара до конечного потребителя – их затраты на логистику в себестоимости продукции находятся в диапазоне от 11 до 30%. При этом 47% опрошенных отметили, что они планируют начать пользоваться услугами логистичес­ких операторов, 12% объявили о намерении значительно нарастить аутсорсинг логистики.

38% всех компаний-респондентов основной задачей на ближайшие два года ставит повышение уровня логистического обслуживания клиентов, 35% респондентов планируют сосредоточить усилия на внедрении систем уп­равления товарными потоками – а это сфера компетенций и наработок транспортно-логистических операторов. Согласно результатам «Ежегодного логистического исследования 3PL» за 2017 год, в реальном времени аналитика 3PL помогает 71% грузоотправителей в разработке альтернативных транспортных решений.

По экспертным оценкам аналитиков отрасли, объем рынка 3PL-услуг на конец 2017 года достиг 245 млрд руб., ориентир на 2018 год – 265 млрд руб.

Чем поможет оператор

Итак, сегодня российские компании в организации перевозок своих грузов используют один из трех вариантов – 1PL (полностью своя логистика), 2PL (частичный аутсорсинг, например, в области межрегиональных маршрутов, в то время как внутригородские оставляют за собой) или 3PL (комплексный аутсорсинг).

По оценкам участников рынка, использование услуг 3PL помогает экономить от 10 до 30% по сравнению с содержанием собственной транспортно-логистической службы. А если перевести в деньги все косвенные выгоды такого решения (например, высвобождение ресурсов для развития и решения задач основного бизнеса) – и того больше. В качестве разового бонуса можно считать и высвободившиеся в первый год ресурсы предприятия – от продажи автопарка, складов, сокращения ФОТ (фонда оплаты труда) и всего того, что физически было задействовано в обслуживании доставки.

Сегодня операторы 3PL заключают с заказчиком договор SLA (договор об уровне сервиса), в котором фиксируются временные KPI на выполнение логистических операций. Однако 3PL, как было указано выше, это не только непосредственно транспортно-логистические опции, но и аналитика, и маркетинг, и инновации. «Помимо услуг по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственного хранения и складских операций и так далее, мы предоставляем клиентам уникальные IТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с их партнерами, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой и многое другое. - говорит представитель ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. – Весь этот комплекс услуг год от года востребован все больше».

Аналитические агентства также видят все предпосылки бурного роста востребованности в 3PL. В частности, важным фактором роста этого сегмента 3PL стало начавшееся в 2017 году увеличение объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и строительства, указано в аналитическом отчете компании M.A.Research.

В свое надо вкладываться

Довольно значительная часть компаний по-прежнему оперирует собственным автопарком, складами и всей сопутствующей инфраструктурой. При этом модель 1PL под кодовым названием «я сам!» в текущих реалиях может быть успешной только при условии значительных инвестиций в технологии и в обновление автопарка. Смысл в том, что современные технологические платформы для управления складами, оптимизации маршрутов и так далее позволяют существенно – до 30% и более – экономить в разрезе каждого направления (склады, транспорт и т.д.), но это серьезные вложения в IT-разработки. Что касается автопарка, то здесь работает прямая корреляция: чем старше автопарк – тем больше поломок на линии, а соответственно, растет риск срыва сроков поставок и простоев транспорта из-за ремонта. По данным Автостата, средний возраст парка грузовых автомобилей в России составляет 20 лет, а на машины возрастом 15 лет и старше приходится более 65% техники. Топ-менеджмент предприятия должен думать о постоянном повышении эффективности деятельности, сокращении операционных издержек и оптимизации бизнес-процессов компании. Это особенно актуально для логистических операций, без которых невозможна доставка произведенной готовой продукции конечным покупателям. В качестве примера затрат на логистические процессы можно привести затраты ГК «ДИКСИ», имеющей 1000 грузовиков и 7 распределительных центров: согласно годовому отчету Группы, капитальные расходы (регулярные платежи за купленные грузовики, покупка нового оборудования, проекты на распределительных центрах) расходы в 2017 году составили 1,8 млрд рублей (в 2016-м – 3,2 млрд рублей), транспортные – 2,1 млрд рублей (в 2016 – 3,1 млрд рублей). Группа объясняет сокращение расходов совершенствованием логистики, увеличением загрузки собственного автопарка, а также уменьшением импортных поставок.

Таким образом, недостаточно иметь «раз и навсегда» хорошо организованную собственную службу – ее необходимо ежегодно совершенствовать с учетом не только технологических возможностей, но и меняющихся потребностей аудитории: так, сегодня требования к скорости доставки все более усиливаются, что напрямую влияет на спрос. Один из примеров работы интернет-магазина, расположенного в Москве: при открытии распределительного центра на Урале и соответственно возможности доставки «из Москвы» в течение одного-двух дней в города Уральского федерального округа, вместо 7-9 дней, в 5 раз увеличило количество заказов из региона. Сегодня крупнейшие логистическое операторы открывают современные складские терминалы на Урале и в Сибири.