Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
Рынок взял курс на намыв
Материалы выпуска
Ипотека охватит всех Рынок «Метрострой» пустил первый поезд по дну Финского залива Инновации Рынок взял курс на намыв Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рынок взял курс на намыв
Девелоперы, работающие на намывных территориях Васильевского острова, переходят от строительства бюджетного жилья к проектам комфорт- и бизнес-класса.

Развитие новых намывных территорий на Васильевском острове начиналось с дефицита инфраструктуры и проектов масс-маркет по демпинговым ценам. Но за последний год локация преобразилась: здесь заселили первые дома, запустили строительство новых объектов бизнес-класса, а в 5 минутах езды открылась развязка с ЗСД. На очереди — гипермаркет, торгово-развлекательный центр, рекреационный пояс с пляжами и парки. Девелоперы перестали ощущать намыв зоной риска и цены на приморскую недвижимость пошли вверх.

Наступление на море

Создание намывных территорий для Петербурга не в новинку. Еще 300 лет назад по личному проекту Петра I был расширен Заячий остров, а часть кронверков Петропавловской крепости построены на сваях прямо в акватории Невы. В XVIII—XIX веках петербургские строители продолжали отвоевывать у воды все новые земли под набережные и порты.

Но в XX веке намывные проекты обрели новый масштаб: во второй половине столетия Ленинград приобрел более 3 тыс. га новых земель, на которых выросли Лахтинский и Приморский проспекты, южная часть ул. Савушкина, начало Ленинского проспекта. Тогда же началось активное расширение Васильевского острова — выставочный комплекс «Ленэкспо», Морской вокзал, гостиница «Прибалтийская», несколько высотных кварталов стоят на территории, где раньше были болота или воды Финского залива.

Фото: Seven Suns Development

Мировой опыт создания искусственных земель также впечатляет. Свыше 40% обжитых районов Голландии и почти треть прибрежных участков Японии относятся к намывным или насыпным территориям. В Стране восходящего солнца из продуктов переработки отходов созданы «Остров мечты» в Токийской бухте и остров Кансай, на котором расположен международный аэропорт. Нельзя не упомянуть и такие проекты, как Жемчужина Катара в Дохе (на 4 млн кв. м стоят 15000 домов), Пальмовые острова в Эмиратах и Венецианские острова в заливе Бискейн в Майами (Флорида, США).

Поэтому не удивительно, что в XXI веке развивающийся Петербург обратился к технологии гидронамыва. Проект «Морской фасад» был запущен компанией «Терра Нова» в начале 2000-х годов. Он является крупнейшим в Европе — прямо в акватории залива будет сформировано 476 га новых земель. Привлекательность Василеостровского района для потенциальных покупателей жилья, инвесторов и бизнеса привлекло к проекту крупных девелоперов. «Василеостровский намыв — самый молодой микрорайон Петербурга, который в перспективе ближайших лет станет одной из наиболее развитых его частей. С одной стороны, здесь ощущаются близость центра и дыхание многовековой истории морской столицы России. С другой стороны, окружающие намыв панорамы — с видами на вантовые мосты ЗСД, «Лахта-центр», стадион «Санкт-Петербург» и Морской порт — позволяют почувствовать пульс Петербурга будущего», — отметил Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development — компании, которая возвела первый жилой квартал («Я-Романтик») на новых намывных территориях.

Создание намывных территорий для Петербурга не в новинку. Еще 300 лет назад по личному проекту Петра I был расширен Заячий остров, а часть кронверков Петропавловской крепости построены на сваях прямо в акватории Невы.

Трудности роста

Освоение намыва продвигалось непросто. В связи с экономическим кризисом город отказался от обязательств по созданию инженерной инфраструктуры нового микрорайона. Застройщики вынуждены были взять эти затраты на себя. Планы по созданию на намыве статусного общественно-делового или офисного кластера также остались на бумаге. В итоге вместо петербургского Сити василеостровский намыв стал превращаться в жилой район, прирастая недвижимостью массового сегмента.

«Изначально проект намыва рассматривался как многофункциональный, с размещением общественно-делового центра. Деловая функция формирует некое новое качество среды, благодаря которому в локации можно строить жилье более высокого класса. Увы, проект стал реализовываться в традиционном для Петербурга формате, когда доминирует одна функция — жилая, и сопровождался диким дефицитом транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В таких условиях девелопер может продать только эконом», — резюмировал этот этап гендиректор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Причем из-за дефицита инфраструктуры жилье масс-маркет продавалось тут еще и со значительным дисконтом. Как рассказал гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков, проекты, которые изначально строились на намывных территориях, были примерно на 30% дешевле объектов аналогичного класса на островной части района. Однако, отметил эксперт, по мере улучшения ситуации стоимость жилья начала плавно расти.

Вместо петербургского Сити василеостровский намыв стал превращаться в жилой район, прирастая недвижимостью массового сегмента. Причем из-за дефицита инфраструктуры жилье продавалось тут со значительным дисконтом.

Переломный момент

Действительно, сегодня ситуация на намыве постепенно меняется. Западный скоростной диаметр обеспечил удобную связь с северной и южной частями Петербурга, в том числе «приблизил» строящийся Лахта Центр. Город занялся проектированием улично-дорожной сети для новой территории. Планируется благоустройство береговой линии намыва и создание рекреационного пояса. «Если проект парка состоится, то намыв станет знаковым местом для всех горожан, не только и не столько для жителей микрорайона», — подчеркнул архитектор Никита Явейн и поделился воспоминаниями о шашлыках на берегу залива у гостиницы Прибалтийская, ради которых приезжал на остров из центра города — от Площади Восстания.

Фото: Seven Suns Development

Развивается и коммерческая инфраструктура. По данным Colliers International в Санкт-Петербурге, на территории планируется строительство регионального ТРЦ от Renaissanse Development и гипермаркета О’Кей. «Сейчас это почти изолированный район, но по мере застройки эта территория будет обретать все больше преимуществ: появление социальной инфраструктуры, развитие коммерческой инфраструктуры, новая станция метро, уже сформированные и заселенные жилые кварталы», — прогнозирует директор департамента консалтинга компании Василий Довбня.

«Подключение намыва к коммуникациям и заселение нашего первого квартала здесь в 2017 году стали для рынка маячком того, что все риски остались позади. С этого момента бизнес стал стремительно осваивать свободные участки на искусственных землях, а спрос вырос в разы. Сейчас на намыв вышло сразу несколько девелоперов. Толчок развитию инфраструктуры микрорайона может придать и переход оператора намыва — ЗАО «Терра Нова» — под контроль Сбербанка», — подчеркнул Алексей Бушуев.

Ситуация на намыве постепенно меняется: город занялся проектированием улично-дорожной сети для новой территории, планируется благоустройство береговой линии намыва и создание рекреационного пояса.

Ориентация на Газпром

Соответственно, растет класс и стоимость возводимой на намыве недвижимости. Новые проекты, заявленные на территории, предлагают квартиры не ниже комфорт— и бизнес-класса. Это связано не только с развитием инфраструктуры и приморским расположением.

«Как правило, сейчас намывные территории рассматриваются под определенную целевую аудиторию, девелоперы ориентируются на комфорт и бизнес класс в привязке к переезду Газпрома и заполнению Лахта-центра. Резидентам новой точки притяжения с бизнес-составляющей потребуется жилье, соответствующее им по уровню. На текущий момент найти квартиру в престижной локации и по адекватной цене уже достаточно сложно, поэтому подобные проекты, в том числе и на намывных территориях, будут востребованы», — полагает руководитель департамента девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер.

Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development:

Фото: Seven Suns Development

«С развитием намыва растет и уровень реализуемых тут проектов. Так, ЖК «Светлый мир «Тихая гавань…» относится к классу «комфорт-плюс». На старте проекта цены на квартиры начинаются от 88 тысяч рублей за квадрат. Самая недорогая однокомнатная квартира стоит 3,5 млн рублей. Доступная стоимость — часть бизнес-стратегии Seven Suns Development. Мы всегда стремимся предложить рынку качественный продукт по лучшей цене, что обеспечивает быструю реализацию и минимизирует операционные издержки. Однако рост стоимости квадрата — вопрос времени. И он зависит не только от строительной готовности объекта, но и вступающих в силу нововведений в отраслевое законодательство, которые в перспективе подтолкнут цены вверх на 15-30%».

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.