«Мы легко одержим победу над Amazon в России»
Материалы выпуска
«Мы легко одержим победу над Amazon в России» Экспертиза Угнаться за «облаками» Инструменты Угрозы и перспективы Решения
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска
«Мы легко одержим победу над Amazon в России»
Генеральный директор Selectel рассказал, почему бизнес «облачных» провайдеров растет даже на фоне сложностей в экономике.

В интервью РБК Петербург глава компании Selectel Павел Алимов рассказал, почему российский «облачный» рынок интересен зарубежным игрокам, почему и российские и международные игроки могут быть успешными и что хорошего во внимании регулятора к отрасли.

— Какие тренды рынка вы считаете наиболее существенными и почему? Какие из них являются потенциальными драйверами, а какие — угрозой?

— За последние 20 лет компании по всему миру поменяли свое отношение к планированию, построению и управлению IT-инфраструктурой. Если раньше бизнес стремился к полному контролю над ней, то сейчас компании все чаще предпочитают фокусироваться на своих ключевых компетенциях, отдавая контроль над периферийными сервисами профессиональным игрокам и арендуя инфраструктуру у них.

Как следствие, мы стали свидетелями создания свыше ста миллиардов долларов рыночной капитализации игроков в сегменте коммерческих дата-центров, а затем увидели появление «облачных» провайдеров, чья суммарная стоимость почти на порядок выше.

В России данная трансформация проходит параллельно с остальным миром. Практически каждая крупная компания сегодня использует так называемые гибридные решения: интегрированную комбинацию on-premise и мульти-«облачных» решений. При этом бизнес не любит доверять всю инфраструктуру одному провайдеру.

Управление все более сложной инфраструктурой требует значительных компетенций, которые сложно реплицировать на масштабе отдельного клиента. Это создает возможности для профессиональных игроков на нашем рынке.

Я не вижу фундаментальных угроз этим трендам.

Управление все более сложной инфраструктурой требует значительных компетенций, которые сложно реплицировать на масштабе отдельного клиента.

— Есть и другие тренды, которые оказывают позитивное влияние?

— Разумеется. Во-первых, даже традиционно отдаленные от новейших технологий компании и государственные институты постепенно открываются к той эффективности, которую предлагают «облачные» решения нового поколения. Стоимость владения инфраструктурой, ее гибкость и защищенность, скорость вывода продуктов на рынок волнуют клиентов в России не меньше, чем в других странах.

Еще один значимый тренд — стремление властей по всему миру защитить персональные данные и права своих граждан и институтов, имеются в виду так называемые data-sovereignty concerns. Этот тренд заметен во многих странах, например, России, Китае, Германии.

Яркими примерами этого явления могут служить российские 152-ФЗ и 242-ФЗ, недавний провал Amazon Web Services (AWS) в Китае, медленный прогресс AWS в Германии на фоне разоблачений Эдварда Сноудена о рутинных прослушиваниях Ангелы Меркель, проведенная на этой неделе по требованию Роскомнадзора для ограничения доступа к мессенджеру Telegram блокировка IP-адресов AWS (по сообщениям СМИ, счет идет на миллионы IP-адресов). 

Даже традиционно отдаленные от новейших технологий компании и государственные институты постепенно открываются к той эффективности, которую предлагают «облачные» решения нового поколения.

— Насколько сложна конкуренция в вашем сегменте?

— Большие возможности подразумевают большую конкуренцию. Давайте разделим наш бизнес на as-a-service инфраструктурные решения и услуги дата-центров.

Для наших хостинговых клиентов доступны все те же сервисы, что и компаниям в США или других странах. Все глобальные лидеры здесь присутствуют, играют на этом рынке. Я осознаю, что в сегменте публичного «облака» в долгосрочной перспективе значительную долю займут международные игроки из большой десятки американских и китайских технологических компаний. Некоторые из них традиционно сильны в России, например, Microsoft, Google, VMware или Intel близки бизнесу и потребителю в России на протяжении десятилетий, а Alibaba является самым крупным онлайн-ритейлером в России. Мы с радостью сотрудничаем с такими компаниями и стремимся стать их долгосрочными партнерами. При этом, некоторым западным игрокам без развитой сети локальных партнеров и узнаваемости у клиентов будет непросто освоится на нашем рынке, не понимая локальной специфики.

В сегменте дата-центров высокой степени надежности (по рейтингу iKS-Consulting, Selectel входит в топ-5 игроков) клиенту гораздо важнее географическое расположение площадки в масштабе даже не города, а района. В Петербурге мировые и «московские» компании не представлены всерьез, у нас вообще почти нет конкуренции в Северо-Западном регионе. Здесь мы крупнейший игрок с пятью современными дата-центрами.

Если же говорить о конкуренции на рынке дата-центров столицы, то в ближайшие несколько лет мы планируем предоставлять услуги по аренде стоек в нашем дата-центре на Берзарина, 36 только существующим клиентам и некоторым стратегическим партнерам.

В Москве много сравнимых по качеству дата-центров — это хорошо спроектированные инженерные объекты с качественным менеджментом и международными сертификатами надежности, высокой степенью клиентоориентированности. В ближайшее время мы объявим о партнерстве с лидером в этом сегменте, и всем нашим клиентам будут доступны новые стоечные мощности и «облачные» локации в Москве на партнерской площадке.

Мы планируем развивать наш московский ЦОД как высоко надежную площадку для развития собственных «облачных» сервисов — в этом сегменте российским игрокам будет тяжело конкурировать с нами.

В Петербурге мировые и «московские» компании не представлены всерьез, у нас вообще почти нет конкуренции в Северо-Западном регионе.

— В каких рыночных сегментах или нишах вы видите большие перспективы для развития бизнеса?

— Исторически мы выстраивали лидера в сегменте IT-инфраструктурных решений для среднего и малого бизнеса, разработчиков, стартапов. Это люди и компании новой экономики, они похожи на нас. Сегодня мы видим растущий спрос на наши услуги от более крупных и консервативных организаций, поэтому дополняем нашу продуктовую линейку решениями корпоративного уровня. Например, на прошлой неделе запустили в коммерческом режиме Selectel VMWare Cloud. Ранее в этом году мы стали партнером Alibaba Cloud в России. Кроме того, мы представляем на российском рынке «облачные» продукты для бизнеса Google и Microsoft.

Мы активно развиваем направление Selectel Business Services, куда входят услуги консалтинга в контексте миграции инфраструктуры в «облако», услуги по управлению инфраструктурой. Направление «облачной» интеграции уже в этом году возглавит один из менеджеров ведущей европейской компании.

Также мы продолжаем усиливать подразделение корпоративных продаж, которое в прошлом году возглавил Игорь Сысоев. Игорь принес в Selectel более ста лет технологического и sales опыта (смеется). А если серьезно, то он на протяжении 17 лет продавал сложные технологические решения Intel в России, до этого почти 10 лет развивал бизнес DEC и Compaq Computers.

За последний год мы добавили несколько услуг в сегменте Security-as-a-Service — например, комплексная защита от DDoS-атак, резервирование инфраструктуры. Направление непрерывности бизнеса весьма перспективно, и мы будем развивать его. К тому же в 2018 году Selectel получил важные лицензии государственных органов, которые позволяют нам создавать защищенные и сертифицированные решения высочайшей степени надежности.

Наконец, мы видим большое будущее в партнерствах и в скором времени сделаем несколько объявлений, в том числе о новых услугах в сотрудничестве с ведущими международными компаниями.

— Интересно, что еще недавно ваши коллеги говорили о том, что многие крупные компании и государственные институты в нашей стране настолько заботятся о контроле над своими данными, что никогда не пойдут в «облако»?

— Это быстро меняется как в мире, так и в нашей стране. ЦРУ, JPMorgan и Netflix уже используют «облачную» инфраструктуру. Недавно мы провели опрос совместно с iKS-Consulting (он представлен в свободном доступе на нашем сайте) и увидели, что четыре из пяти российских компаний уже так или иначе пользуются «облачными» решениями, и почти все остальные планируют их использовать. «Облачные» и гибридные технологии не подразумевают компромиссов по надежности, рынок постепенно осознает этот факт.

— Публичное «облако» в последнее время «отъедает» долю у других моделей потребления IT-инфраструктуры. Но ведь в этом сегменте придется конкурировать с такими крупными локальными игроками, как «Яндекс» или Mail.ru. Получится ли?

— Мы уже обсудили, что в этом сегменте будет большая конкуренция, и нам предстоит тяжелая борьба. Я вижу, что наши public cloud продукты растут быстрее остальных, отчасти благодаря нашему инженерному лидерству и высокой степени интеграции «облачных» сервисов Selectel с теми продуктами, где нам нет равных (например, в сегменте аренды выделенных серверов). При этом, мы стараемся предоставить нашим клиентам выбор из собственных «облачных» продуктов и предложений наших партнеров, о которых я упомянул ранее.

Четыре из пяти российских компаний уже так или иначе пользуются «облачными» решениями, и почти все остальные планируют их использовать.

Названным российским IT-компаниям будет сложно предоставить столь продвинутые и гибкие решения самостоятельно, но мы будем рады сотрудничать со всеми участниками рынка. Я верю, что выиграют крупные партнерства и компании.

В этом году Selectel исполнилось десять лет. Все это время мы успешно конкурируем с мировыми и российскими компаниями. Большим фактором нашего успеха является фокус на качестве сервиса. Заказчики высоко оценивают уровень наших услуг и поддержки, например, показатель готовности клиентов рекомендовать наш сервис — Net Promoter Score — на несколько пунктов выше, чем у Amazon. С истоков компании мы придерживаемся принципа телеком-нейтральности в наших дата-центрах, а в «облачных» услугах следуем vendor-agnostic стратегии, позволяя клиентам выбирать решения широкого круга производителей.

Наши клиенты живут с нами на протяжении 5-10 лет. Практически каждый день у них возникают новые IT-потребности, и мы стараемся быть для них долгосрочным партнером и закрывать максимально возможное количество use-cases.

— Как амбиции компании отражаются на вашей HR стратегии?

— У нас очень молодой коллектив, средний возраст сотрудников менее 30 лет. Многие ребята строят наш бизнес с самого основания компании и уже замещают меня по ключевым направлениям, но при этом только за последний год мы наняли более ста человек и планируем нанять еще пятьдесят senior и mid-level сотрудников до конца 2018 года.

Поэтому мы продолжаем уделять большое внимание HR направлению: Selectel построил крупнейшую в Санкт-Петербурге стажерскую практику, за короткое время мы внедрили современную систему оценки персонала и мотивационную программу, геймификацию нашей работы, работаем над адаптацией и ростом каждого сотрудника. В целом, стараемся делать жизнь в компании динамичной, спортивной, интеллектуальной. На meet-up мероприятия в нашем конференц-зале на Цветочной, 19 в Петербурге редко приходят менее ста человек.

— Вы пришли в компанию не в роли CEO, а в роли директора по стратегии. Можно ли предположить, что одной из поставленных перед вами задач было изменение стратегии Selectel?

— Меня пригласили, чтобы оценить стратегию и предложить новые направления развития. Не скажу, что я смог предложить компании что-то революционное. Мы продолжаем развивать те направления, где были традиционно сильны, и на них «нанизываем» дополнительные сервисы, которые не всегда сами разрабатываем. Глобальные продуктовые и hardware лидеры доверяют нам как партнеру, и мы рады такому сотрудничеству.

— Каковы результаты работы компании в 2017 году?

— Мы выросли. Если брать сегмент хостинга, то мы почти удваивались каждый год на протяжении последних пяти лет — и это на фоне сложной экономической ситуации в стране. В 2018 году мы планируем расти в три раза быстрее, чем в прошлом. Первый квартал показал, что мы правильно оцениваем перспективы.

— Вам не страшно, к примеру, что завтра Amazon решит бросить все силы на завоевание российского рынка?

— Как сказал Александр Суворов, «широко шагает, пора и унять молодца». На этом рынке уже основались все лидеры — российские, американские, китайские. Amazon плохо продает через партнерства и не понимает особенностей нашего рынка. Я приложу все силы к их очередному международному разочарованию, мы легко одержим победу над Amazon в России.