На стыке спорта, искусства и бизнеса
Материалы выпуска
100 перемен и три кризиса Экспертиза Подготовка в вакууме Экспертиза Многогранный треугольник Инструменты Все оттенки серого Решения На стыке спорта, искусства и бизнеса Экспертиза В очередь за гектарами Рынок
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
На стыке спорта, искусства и бизнеса
Нестандартные для бизнеса объекты инвестиций – такие как стадионы или арт-галереи – не всегда приносят большие деньги, но зато приводят потоки новых клиентов.
Анна Баринова (Фото: ANNA NOVA)

В Петербурге открылся шоу-рум ювелирного дома ANNA NOVA, входящего в многопрофильный холдинг Nova Group. Это событие — одно из звеньев в цепочке планов компании по преобразованию ювелирного направления. Холдинг также планирует вложить порядка 400 млн рублей в развитие спортивного комплекса Nova Arena и рассматривает возможность создания в Петербурге нового выставочного центра. Об этих и других планах рассказали РБК+ совладельцы Nova Group Анна и Олег Бариновы.

СТАДИОН ОТ ДУШИ

— Портфель вашего бизнеса очень обширный — это и искусство, и девелопмент, и спорт, и ювелирное производство. Какими соображениями вы руководствуетесь, распределяя ресурсы между отраслями и сегментами?

А.Б.: У нас есть некий базис — это девелопмент. Сейчас — бизнес-центр, до этого были складские помещения. Эта история больше про бизнес. А спорт, искусство — это то, чем мы живем; направления, выросшие из наших увлечений.

О.Б.: Это воплощение нашей мечты. Анна с детства увлекалась искусством. Я в течение 25 лет поддерживаю ветеранский футбол, играю сам. Мы играли на открытых полях, весной и осенью — по грязи, и у меня была мечта построить стадион не для большого спорта, а для ветеранского, детского, любительского футбола.

— В продолжение темы о спортивном девелопменте расскажите, как повлияли на бизнес крупные события — Кубок конфедераций, ЧМ по футболу? Стало ли это стимулом для реализации интересных частных проектов или частная инициатива в этом направлении — до сих пор единичные истории?

А.Б.: Я чувствую, что у людей вырос интерес к спорту. Родители охотно отдают детей в разные секции — это и футбол, и хоккей, и баскетбол, и единоборства... Наш сын, ему 5 с половиной лет, занимается хоккеем, и я вижу, что площадок не хватает. Наши универсальные площадки загружены на 80%, в фитнес-клубе тоже стало заниматься больше людей.

О.Б.: Конечно, Кубок конфедераций и чемпионат мира стали большим толчком. Появились качественные спортивные объекты. Но я не думаю, что много людей сейчас будет вкладываться в спорт — это не высокодоходный бизнес. Есть возможность при грамотном управлении получать операционный доход, но инвестиции в создание объекта могут никогда не окупиться.

Если говорить о крупных спортивных объектах, там ситуация еще сложнее. Сейчас мало кто понимает, как эксплуатировать большие стадионы, построенные к чемпионатам и к Олимпиаде. Например, эксплуатация стадиона в Екатеринбурге, по некоторым оценкам, может обойтись в 200 млн рублей в год. То, что они смогут зарабатывать на матчах «Урала», по моему мнению, несопоставимо с этой суммой.

А.Б.: С другой стороны, в современном мире бизнес-модели меняются. Сейчас важно не только то, сколько объект приносит денег, но и сколько он приводит клиентов. Может быть какой-то знаковый, имиджевый элемент, вокруг которого выстраивается все остальное — ресторанная группа, развлечения для детей, квесты, бизнес-площади типа коворкингов. Важно создать комплексную инфраструктуру, что мы и сделали в Nova Arena.

Сейчас мало кто понимает, как эксплуатировать большие стадионы, построенные к чемпионатам и к Олимпиаде.

КАК МЕНЯЮТСЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

— Насколько успешно сейчас идет бизнес по эксплуатации арены?

О.Б.: В 2017 году мы, наконец, получили положительную доходность.

А.Б.: Есть моменты, которые нас тормозят: слишком высокие расходы на отопление, обогрев поля. Когда мы перейдем на собственный газовый энергоцентр, мы сможем экономить до двух миллионов в месяц.

Олег и Анна Бариновы (Фото: ANNA NOVA)

— Каковы ваши планы по дальнейшему развитию арены?

О.Б.: У нас планируется второй комплекс на участке в 2 гектара рядом с уже существующим. Мы хотим построить крытый стадион для пляжного футбола — как ни парадоксально, Петербург стал одним из центров развития этого вида спорта. Я, кстати, в этом году занял пост президента клуба «Политех». Кроме того, там будет два универсальных зала для мини-футбола и баскетбола и, возможно, крытый зал с искусственной травой специально для детского футбола, потому что дети не могут зимой играть на открытых полях, даже с подогревом.

А.Б.: А еще офисные помещения, объекты HoReCa, в том числе номера для проживания спортсменов.

— Каков объем инвестиций во второй комплекс?

О.Б.: Мы оцениваем его ориентировочно в 400 млн рублей.

«НАША ЧАСТЬ ПАРКА БЫЛА СОВЕРШЕННО ЗАБОРОШЕНА»

— Влияет ли Arena Nova на развитие близлежащей территории?

А.Б.: Когда мы туда пришли, наша часть парка была совершенно заброшена. Там было болото, ручей был в ужасном состоянии. Его превратили в свалку — холодильники, автомобили, одних покрышек мы достали 150 штук. За последние 5 лет все изменилось. Мы эту часть парка облагородили. Вокруг нас стали появляться новые комплексы, фитнес-центры. Мы проводим открытые ивенты для жителей, и людям это интересно.

О.Б.: Мы рассчитываем и дальше развивать спортивную инфраструктуру в Калининском районе. Так, Петербургу нужен крытый манеж под массовый футбол — для игр первой, второй лиги, любительских команд. Там есть участок, занятый гаражами, которые город хочет убрать уже в течение 10 лет. Мы, со своей стороны, готовы построить современную гараж-гостиницу с ремонтной базой.

Когда мы пришли в Калининский район Петербурга, наша часть парка была совершенно заброшена. Там было болото, совершенно загрязненный ручей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ КАМНЕРЕЗНОЙ ТРАДИЦИИ

— У вас есть совсем другой, ювелирный и камнерезный бизнес. Правда ли, что ювелирный рынок сейчас переживает непростой период?

А.Б.: Я вижу серьезный спад, в первую очередь, в среднем сегменте. Часть компаний закрывается, во многих идут сокращения. Поставщики камней — бриллиантов, изумрудов высокого качества — говорят о сокращении спроса. Это мировая тенденция, связанная с сокращением покупательской способности. В меньшей степени пострадал нижний сегмент — серебро, полудрагоценные камни — и топовые бренды.

— Вы же, напротив, в конце марта открыли первый шоу-рум ювелирного дома ANNA NOVA. Что вас мотивирует идти против тренда?

А.Б.: У нас особая история — нет большого производства, в мастерской работает около 20 ювелиров и камнерезов. Каждая работа уникальна, на ее создание уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Это продолжение традиций камнерезной школы Петербурга, основанной еще Фаберже.

К открытию шоу-рума мы шли почти 15 лет. Во-первых, нужно было сформировать коллекцию. Сейчас в нашей коллекции более 300 изделий, в том числе уникальный проект «Шахматы», который с сентября по март был выставлен в Москве в Музее Отечественной войны 1812 года. Во-вторых, сейчас у нас есть собственный бизнес-центр. Это важно, потому что такое помещение сложно содержать даже без расходов на аренду.

— Каковы ваши дальнейшие планы по развитию ювелирного направления?

А.Б.: Мы хотим начать делать серийные работы, например, броши, запонки. Отстроить бизнес по сегментам: высокий — музейного и коллекционного уровня, средний и массовый. Какие-то тиражные вещи можно отдать на аутсорс, это выгоднее, чем выстраивать собственное производство.

Мы долго формировали коллекцию. Например, входящий в нее проект «Шахматы» с сентября по март был выставлен в Москве в Музее Отечественной войны 1812 года.

«НАМ ИНТЕРЕСНО ПОСТРОИТЬ ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО, КАК МАНЕЖ»

— А в девелоперском бизнесе вы планируете новые проекты, помимо спортивных?

О.Б.: Только если появится уникальное место, на котором можно построить высококлассный объект. Нам было бы интересно построить большое выставочное пространство по аналогии с Манежем — выставочный зал на 10 тыс. м2, плюс музейная часть и офисные помещения. В Петербурге, на мой взгляд, не хватает мест, где можно было бы провести, например, выставку антиквариата или ювелирных изделий. У нас есть понимание, как выстраивать этот бизнес, но необходим участок недалеко от центра города, рядом с метро и с возможностью построить парковки, как наземную, так и подземную.

— Анна, вы обучаетесь в бизнес-школе Сколково. Для чего? Что это вам дает?

А.Б.: Я ощутила нехватку знаний в управлении. У меня первое образование экономическое, и я долгое время занималась управлением, но когда коллектив вырос до 300 человек и более, я поняла, что нужно быть в тренде, знать, что происходит в мире. А происходит многое; многое меняется и менеджменте, и в маркетинге. Поэтому у деловых людей сегодня растет интерес к знаниям. Это видно и по тому, что всего за два года моего обучения в Сколково там стало намного больше самых разнообразных программ. И эти два года обучения лидерству и управлению серьезно повлияли на мое восприятие бизнеса.