Осторожный оптимизм
Материалы выпуска
Осторожный оптимизм Рынок Прицельная поддержка экономики Рынок Битва эпох: типографии тяжело вступают в цифровую реальность Рынок Бизнес обновляет автопарк Рынок Плоды обрусения Решения Год снижения цен и новых инвестиций Экспертиза Экономика просит станков Рынок ТОР и ГЧП спешат на помощь Рынок Рынок дорожной техники начал восстановление Рынок Российская медицина решает денежные вопросы Инструменты
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Осторожный оптимизм
Участники рынка дорожно-строительной техники рассчитывают на дальнейший рост продаж. Однако чтобы сохранить положительную динамику, в стране должны начаться новые масштабные строительные проекты.
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

Прошлый год был успешным для рынка дорожно-строительной техники (ДСТ). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году продажи выросли 49%. Стабилизация курса рубля и запуск программ господдержки подтолкнули компании к обновлению парка ДСТ, удовлетворению отложенного спроса, сформированного в 2015-2016 годах. Впрочем, как отмечают многие из опрошенных РБК Петербург участников рынка, для сохранения позитивного тренда необходим устойчивый рост строительной отрасли.

Позитивные прогнозы

Начавшийся ранее рост продаж дорожно-строительной техники продолжился и в начале текущего года. По данным Росстата, производство грузовых автотранспортных средств в январе-феврале 2018 года выросло по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 9,6%. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в Россию за это время увеличился на 20,7%.

«Объем продаж дорожно-строительной техники в первые два с половиной месяца 2018 года увеличился более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сказал руководитель направления ДСТ ООО «МЕГА Машинери» (официальный дилер лесозаготовительной техники PONSSE и дорожно-строительной техники Case) Алексей Кралько. — Прогнозы на год осторожно-оптимистические — в целом, мы настроены на рост».

Внешний стимул

Впрочем, мнение о том, что позитивный тренд сохранится до конца года, разделяют не все участники рынка. Продакт-менеджер отдела ДСТ ООО «ЮниРент» (официальный дилер нескольких поставщиков, в том числе российских RM-Terex, ДСТ-Урал, телескопических погрузчиков Genie и т. д.) Виктор Алексеев считает, что значительного роста объемов рынка ДСТ в 2018 году ждать не приходится. «Такой вывод можно сделать, если проанализировать бюджет РФ на 2018 год и планы правительства по объемам дорожного и общего строительства в регионах, где мы работаем — в Москве, Петербурге, Белгороде и Кемерове», — сказал эксперт.

Руководитель направления ДСТ ООО «МаксиСклад» (дистрибьютор вилочных погрузчиков Maximal и складской техники Xilin) Зоя Рамазанова признает, что в начале года на рынке ДСТ, как и в четвертом квартале прошлого года, отмечался умеренный рост. Вместе с тем, она полагает, что пока рано говорить о восстановлении рынка. Чтобы выйти на докризисные показатели необходимо как минимум удвоить показатели продаж. Добиться этого будет нелегко. Близки к завершению глобальные стройки — почти все объекты, возводимые к Чемпионату мира по футболу, готовы; строительство Керченского моста вступило в финальную стадию. В то же время, продолжается реализация Федеральных целевых программ «Жилье для российской семьи», «Жилище» и ряда других, предполагающих увеличение темпов ввода нового жилья. «Эти программы невозможно реализовать без увеличения потребления дорожно-строительной техники», — отметила Зоя Рамазанова.

В феврале правительство РФ продлило действие запущенной в прошлом году программы льготного лизинга дорожно-строительной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники. Это решение может стать еще одним стимулом для роста рынка ДСТ, считает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков. По программе льготного лизинга в бюджете РФ предусмотрено выделение 1 млрд руб. в 2018 году. «Государство ставит задачу повышения качества дорог, развития дорожной сети, улучшения ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве и стимулирует спрос на технику», — отметил он.

Кроме того, в марте начала действовать еще одна программа господдержки. Она предусматривает предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение сельскохозяйственной, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. В бюджете РФ на 2018 год на реализацию этого механизма господдержки предусмотрено 2 млрд рублей.

По программе льготного лизинга специальной техники в бюджете РФ предусмотрено выделение 1 млрд руб. в 2018 году.

Покупают российское

Специалисты отмечают, на фоне роста рынка ДСТ увеличивается доля продаж российской техники. Это связано как с действием государственных программ поддержки, так и с повышением качества российских машин. «Отечественные производители улучшили потребительские свойства и качество своей продукции. Это позволяет предположить, что при сохранении общего объема рынка ДСТ, возможно существенное увеличение доли техники отечественного производства», — считает Виктор Алексеев.

Пока российская продукция превалирует лишь в отдельных секторах рынка ДСТ. По информации Зои Рамазановой, автокраны, собранные в России, сегодня занимают 70-80% рынка в этом сегменте. При этом в сегменте фронтальных, телескопических погрузчиков, дорожных катков, а также мини-техники (такой как мини-погрузчики с бортовым поворотом и мини-экскаваторы) преобладает импорт, на который приходится 80-95% рынка.

По словам Алексея Кралько, дорожно-строительная техника российского производства востребована государственными компаниями, которые ограничены закупками по ФЗ № 44. Также из-за относительно низкой цены, благодаря госпрограмме субсидирования ее покупают индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса. Впрочем, ведущие отечественные заводы стали использовать импортные комплектующие, в результате чего качество некоторых видов отечественной техники начало приближаться к уровню известных мировых брендов.

Как уточнил Андрей Волков, выбор отечественной техники позволяет бизнесу экономить существенные средства. «При прочих равных компании приобретают российскую технику, так как за счет субсидий она обходится дешевле. Скидка может достигать 15%», — отметил он.

На фоне роста рынка ДСТ увеличивается доля продаж российской техники. Это связано как с действием государственных программ поддержки, так и с повышением качества российских машин.

В 2017 году российские компании, работающие в сфере строительно-дорожного машиностроения, увеличили производство по сравнению с предыдущим годом на 27,6% — до 32,5 млрд руб., экспорт вырос на 78% — до 5,1 млрд руб., сообщили в ассоциации «Росспецмаш», объединяющей 182 предприятия. Это косвенно подтверждает рост конкурентоспособности отечественной ДСТ.

Чтобы укрепить позиции российских производителей, «Росспецмаш» в феврале презентовал концепцию стратегии развития производства строительной, дорожной, коммунальной, лесной, пожарной и наземной аэродромной техники в РФ. Реализация стратегии обеспечит к 2030 году рост российского рынка спецтехники в полтора раза, до 289 млрд руб., доля российских производителей на рынке ДСТ вырастет с 38% до 70%. При этом процент иностранных компонентов в себестоимости продукции сократится с 35 до 10.

Для решения этой задачи ассоциация предлагает ряд шагов: увеличить ставки таможенных пошлин до разрешенных по обязательствам ВТО, ввести утилизационный сбор на полуприцепы массой свыше 10 тонн, ужесточить требования постановления правительства № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в России» и распространить его действие на асфальтоукладчики, асфальтосмесители, бетоносмесительные установки, трубоукладчики. Кроме этого, планируется внести изменения в постановление правительства № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Новые машины

Умеренный протекционизм отрасли не помешает, но важно не перекрыть доступ в Россию новых технологий дорожного строительства, разработать и принять нормативы для их внедрения. Как рассказали в АО «Институт «Стройпроект» в мире уже широко применяются новые технологии дорожного строительства, требующие применения новых видов техники. В частности, для ремонта асфальтобетонных покрытий по технологии холодного ресайклинга понадобится большое количество новых машин — ресайклеров. А так же автогудронаторов (для подачи битумной эмульсии) и цементовозов. По мнению экспертов, технология, которая предусматривает измельчение фрезой на месте старого асфальтобетона и добавление в эту асфальтовую крошку щебня, песка, битумной эмульсии и иногда цемента, позволит отказаться от утилизации старого асфальта и снизить расходы. Новая строительная смесь сразу же перемешивается фрезой, выравнивается автогрейдером и уплотняется катком. Полученный регенерированный слой используется как основание для нового асфальтобетонного покрытия.

Еще одна технология предполагает устройство оснований дорожных одежд из грунта и каменных материалов, обработанных различными вяжущими. Обработка материалов может производиться как непосредственно на дороге с использованием дорожных фрез и ресайклеров, так и на стационарных грунтосмесительных установках. Данная технология эффективно решает экономическую проблему, говорят в «Стройпроекте», т. к. такие дорожные одежды на 5-10% дешевле традиционных с основаниями из щебня и песка. На 25 — 35% сокращается потребность в привозных, и потому дефицитных во многих регионах РФ, песке и щебне. Межремонтные сроки увеличиваются на 20-30%. Для широкой реализации этой технологии потребуется дополнительное количество ресайклеров, дорожных фрез, автогудронаторов, цементовозов, карьерных грунтосмесительных установок, заливщиков швов.

Эксперты отмечают, что интерес к новым технологиям у подрядчиков есть, но устойчивый спрос на такую технику пока не сформировался.» Пока основная масса наших клиентов переходит с дешевой и устаревшей техники на современные и совершенные машины. Спроса на принципиально новые машины и оборудование не наблюдается», — признал Виктор Алексеев.

Нет кардинальных изменений в структуре спроса дорожно-строительной техники и у компании «МаксиСклад». «Но все чаще наши клиенты начинают интересоваться техникой, которая связана с внедрением новых технологий, например, гидравлическими грейферами (стена в грунте), сваебойными гидравлическими коперами, стабилизаторами грунта и ресайклерами. Очевидно, что по мере внедрения новых технологий, сформируется новая структура потребностей заказчиков», — предположила Зоя Рамазанова.

«Лизинговые компании готовы к изменению номенклатуры ДСТ. Ограничений по покупке сложной новой техники в лизинг нет, — отметил Андрей Волков. — Разве что, при оформлении узкоспециализированной техники аванс может быть чуть выше, чем при приобретении стандартного экскаватора или бульдозера. Это объясняется тем, что в случае финансовых проблем у заказчика продать экскаватор лизинговой компании будет проще, чем, к примеру, асфальтоукладчик».

Эксперты отмечают, что интерес к новым технологиям у подрядчиков есть, но устойчивый спрос на такую технику пока не сформировался.

Резервы экономии

Президент РФ Владимир Путин в послании к Федеральному собранию отметил, что в предстоящие шесть лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 трлн руб. из различных источников.

Часть этих средств придется вкладывать регионам и муниципалитетам, бюджеты большинства из которых и так дефицитны. Поэтому вопросы оптимизации расходов на дорожное строительство станут ключевыми.

По мнению президента Национального исследовательского университета Высшая школа экономики — Санкт-Петербург Александра Ходачека, сэкономить на дорожном строительстве можно, разобравшись со структурой собственности на земельные участки, выделенные под дорожное строительство. «Ведь сейчас до 30-40% стоимости дороги составляют затраты на отвод земельных участков и их освобождение. Необходимо полностью завершить кадастровую оценку земель в регионах, особенно земель общего пользования и создать единую базу об объектах недвижимости. Уже на этой стадии можно сократить стоимость возведения новой инфраструктуры», — считает Ходачек. По его словам, следует утвердить национальную и региональные стратегии развития транспорта минимум до 2050 года и создать для всех уровней единые правила.

В свою очередь участники рынка ДСТ уверены, что сократить расходы на строительство и содержание дорог можно, в том числе за счет внедрения новых технологий строительства и использования современной высокопроизводительной дорожно-строительной техники.