Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Градообразующий компонент

Фото: Ксения Поггенполь
Фото: Ксения Поггенполь
В преддверии крупнейшего в России международного фестиваля балета Dance Open, проводимого в Петербурге в 17-й раз, РБК беседует с основателем и руководителем фестиваля Екатериной Галановой.

Насыщенная культурная жизнь традиционно считается одним из самых эффективных способов привлечения туристов. Однако подготовить качественную программу для жителей Северной столицы ничуть не легче, чем для гостей из большинства стран Западной Европы, уверена художественный руководитель и директор Ежегодного Международного Фестиваля балета Dance Open Екатерина Галанова. В интервью РБК Петербург Галанова рассказала об особенностях культурных запросов местной публики и о том, какова роль эксперимента в формировании программы Dance Open.

СИСТЕМА ПРИОРИТЕТОВ

— Последние годы в Петербурге неизменно наблюдается рост туристического трафика. За прошлый год город посетили 7,5 млн человек. Петербург второй раз был признан лучшим туристическим направлением по версии World Travel Awards. Каков вклад культурных событий в рост популярности города у туристов?

— Это проверяется помесячной статистикой турпотока: въездной туризм в несезон может как раз быть обусловлен теми или иными событиями. Dance Open пользуется огромным спросом у аудитории — в этом году три четверти билетов на все спектакли были раскуплены еще в январе, но мы осознанно делали фестиваль прежде всего для петербуржцев и выбирали апрель неслучайно — горожане еще не разъехались по дачам, а город еще не наводнили толпы туристов. Кульминация фестиваля — Гала звезд мирового балета — точка культурного паломничества москвичей: на него едут специально но, по моим ощущениям, на все другие выступления, гастроли трупп, ходит преимущественно петербургская публика.

— Существует мнение, что Петербург — город небогатый. То есть местные жители не готовы много тратить на посещение культурных мероприятий. Вы согласны с этим?

— Не согласна. Дело не в материальном достатке, а в том, что петербургская публика очень разборчива и взыскательна. Жители города весьма избирательны в «потреблении» культурных мероприятий. И как раз потому, что петербуржцы способны оценить качество мероприятий, они скорее предпочтут много потратить на одно-два стоящих события, чем распределить эту сумму на десять представлений, в качестве которых они заранее не уверены.

Это подтверждается нашими сборами. Так, на заре проекта мы делали цены на билеты весьма доступными, но столкнулись с тем, что билеты моментально раскупали спекулянты, а потом выставляли их на продажу по цене в 5-10, а то и в 20 раз выше. И эти билеты раскупались, зал был полон! Видя это, мы стали повышать цены. В какой-то момент нам даже стало казаться, что наши цены неприлично высоки, но… каждый раз мы не угадываем — билеты расходятся буквально за 2-3 дня. А за две недели до начала фестиваля их практически не остается.

Петербуржцы скорее предпочтут много потратить на одно-два стоящих события, чем распределить эту сумму на десять представлений, в качестве которых они заранее не уверены.

ДЕФИЦИТ ПЛОЩАДИ

— Если оценивать набор предлагаемых публике культурных событий — Петербург по этому критерию уступает европейским столицам или нет?

— Сложно сравнивать — столица столице рознь. Мне кажется, что Петербург в целом не уступает Европе. Однако есть одна большая проблема — в городе остро не хватает площадок. Мы бесконечно благодарны Александринскому театру, на сцене которого проводим свой фестиваль, но даже сюда мы можем привезти не все постановки — сцена не предназначена для масштабных спектаклей, а оркестровая яма — для больших оркестров. Культура для Петербурга — градообразующий фактор, а петербуржцы — благодарные и активные зрители. Но они в хорошем смысле избалованы, поэтому городу очень нужны новые большие площадки.

— Каков демографический портрет аудитории в Петербурге? Есть ли какие-то явно преобладающие возрастные группы?

— В Петербурге в театр ходят представители абсолютно всех возрастов. Предваряя ваш возможный вопрос, скажу — да, приходит много молодежи, причем даже на самые сложные, серьезные, смысловые постановки. И этим Петербург отличается от многих городов Западной Европы. Там это как раз проблема — не только молодежь, но и люди среднего возраста почти не ходят на спектакли. Основная аудитория спектаклей на Западе — это люди за 60 и старше.

Петербуржцы — благодарные и активные зрители. Но они в хорошем смысле избалованы, поэтому городу очень нужны новые большие площадки.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

— Возвращаясь к разговору о туристах, хочу спросить: могут ли проходящие в Петербурге культурные мероприятия быть центром притяжения для гостей из других стран?

— В сезон иностранцы вполне охотно посещают культурные мероприятия, и, я полагаю, фестиваль «Белые Ночи» Мариинского театра пользуется у них большим спросом.

Комитет по туризму также ведет активную работу по привлечению турпотока в «несезон», и это у них, на мой взгляд, прекрасно получается.

Как я уже говорила, конкретно Dance Open ориентирован на местную публику. Но это must see петербургского культурного календаря. Ведь апрель — это высокий театральный сезон во всем мире, а мы везем в Петербург самые лучшие и — что очень важно — самые свежие европейские премьеры, первых солистов самых востребованных трупп. Это еще один аргумент в пользу неслучайности апреля. И здесь речь идет уже о конкурентоспособности фестиваля, о его включенности в мировой календарь культурных событий, о его статусе в профессиональном сообществе. Ведь если подходить к вопросу глобально, то все уже сказано, все где-то когда-то уже было. И если есть желание делать культурное событие, то надо делать либо бренд, либо не делать вовсе. Включать на полную весь свой перфекционизм и ориентироваться на лучшие мировые образцы — Зальцбургский, Эдинбургский фестивали и им подобные.

Кстати, нескромная ремарка: получая приглашение от Dance Open, ведущие танцовщики планеты всегда соглашаются. Единственное исключение — если не попадаем в график, и нет никакой возможности его скорректировать.

— Вы говорили, что изначально ошиблись с ценой билетов, поскольку оказалось, что публика готова платить больше. Что еще вам приходилось менять за 17 лет истории фестиваля?

— Да, действительно, в какой-то момент мы столкнулись с проблемой роста — желаний множество, а планирование отставало, поскольку у топовых трупп гастроли расписаны на годы вперед. И мы просто не могли получить артистов, которые нам интересны. Чтобы решить проблему, нужно было наладить систему долгосрочного планирования. Для этого потребовались сверхусилия всей команды. Сейчас у нас полностью сформирована программа на 2019 и 2020 год, наполовину закрыт 2021 год и идет подготовка к формированию программы на 2022 год. С удовольствием отмечаю, что лучшие иностранные коллективы хорошо знают фестиваль и включают его в свои гастрольные планы — главное, заранее «застолбить» год и дату.

Получая приглашение от Dance Open, ведущие танцовщики планеты всегда соглашаются. Единственное исключение — если не попадаем в график, и нет никакой возможности его скорректировать.

ПРАВО НА ЭКСПЕРИМЕНТ

— Как подбирается репертуар фестиваля? Вы предпочитаете ориентироваться на уже сложившиеся предпочтения публики или считаете, что должно быть место для эксперимента?

— Программа выстроена так, чтобы обеспечить максимально разнообразие постановок — это и классика, и неоклассика, и современные истории. В этом году привозим даже фламенко. Мы хотим показать всю палитру, которая есть в мире, и лучшее привезти в Петербург. Каждый находит то, что именно его волнует и «цепляет». Повторюсь: в Петербурге очень взыскательный зритель, который далеко не всеяден и ориентируется не на мэйнстрим, а на личные представления о качестве. Для петербургского зрителя также работает фактор доверия к конкретным труппам и организаторам. Например, в 2014 году мы впервые привезли Dutch National ballet, и билеты на них разошлись с трудом, но зритель увидел уровень коллектива и был впечатлен эмоционально. Теперь Dutch National ballet мы можем привезти вообще с любым репертуаром — билеты разлетаются молниеносно, настолько высок уровень доверия к труппе.

Что касается команды Dance Open, то за годы работы мы заслужили определенный авторитет в зрительской среде и получили столько очков вперед, что можем экспериментировать с репертуаром — зритель уже уверен, что качество будет высокое. В этом году мы впервые везем потрясающий балет Большого театра Женевы — и, хоть он незнаком питерской публике, вопросов с продажей билетов нет.

Программа Dance Open выстроена так, чтобы обеспечить максимально разнообразие постановок. Мы хотим показать всю палитру, которая есть в мире, и лучшее привезти в Петербург. Каждый находит то, что именно его волнует и «цепляет».

РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

— Повлиял ли режим санкций на работу фестиваля?

— Абсолютно никак. Самые именитые и востребованные западные коллективы очень заинтересованы в сотрудничестве с нами, они вне политики.

— В последнее время появляется все больше новых форматов развлечений — тот же киберспорт, например. Могут ли новые форматы «угрожать» традиционной культуре?

— Я не вижу здесь проблемы и не вижу каких-то пересечений аудиторий. Раньше была группа молодежи, предпочитающая, скажем, футбол театру, теперь есть группа молодежи, предпочитающая киберспорт театру. Они, во-первых, никак не влияют на другую группу молодежи, которая ходила, ходит и будет ходить в театр, оперу, на балет. Во-вторых, одно другому не мешает: киберспорт и театр — не антагонистичные форматы досуга. Скорее они дополняют друг друга, удовлетворяют абсолютно разные потребности. Почему вы считаете, что подросток, который днем увлеченно «рубится» в Counter-Strike, вечером не может пойти в театр?
 

Решения Смена флагманов
Содержание
Закрыть