Телеком подстраивается под абонентов
Материалы выпуска
Телеком подстраивается под абонентов Рынок Год с привкусом кризиса Инновации «Кризис 2014 года докатился до рынка телекоммуникаций к 2017 году» Экспертиза Сетевой эксгибиционизм и цифровая гигиена Решения
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Телеком подстраивается под абонентов
Одним из определяющих трендов ценообразования в телекоме в последнее время стала готовность компаний предоставить абонентам право самостоятельно настраивать тарифы.
Фото: pixabay.com

Как отмечают эксперты, изменение подходов участников телеком-рынка к формированию тарифных планов связано с необходимостью поддерживать лояльность абонентов. Как отмечают опрошенные РБК Петербург игроки отрасли, клиенты не готовы платить за включенные в тариф услуги, если в действительности ими не пользуются.

«В условиях длительного и значительного снижения реальных зарплат российские домохозяйства проявили нехарактерную для них ранее склонность к экономии на услугах связи. По данным Росстата, с 2013 по 2017 год доля соответствующих расходов домохозяйств сократилась на 2% до 3,3%. Потребители переходили на более дешевые тарифы и отказывались от дополнительных SIM-карт», — описывает ситуацию на рынке Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер».

Тимур Нигматуллин (АО "Открытие брокер") (Фото: из личного архива)

С учетом того, что проникновение сотовой связи в России превышает 170%, удержание абонентов и борьба за их лояльность являются гораздо более важными задачами для игроков рынка, чем наращивание абонентской базы в массовом сегменте. Именно этим и объясняется трансформация тарифных предложений. Среди наиболее значимых шагов, которые были сделаны операторами ранее — изменение стратегии ценообразования, произошедшее в конце 2016 года. Тимур Нигматуллин называет этот подход «больше услуг по большей цене».

С учетом того, что проникновение сотовой связи в России превышает 170%, задача удерживать абонентов стала для игроков рынка приоритетной.

В начале 2018 года операторы перешли к новому витку трансформации тарифных предложений — предоставлению возможности настраивать тарифы под собственные нужды. Несмотря на то, что новая трансформация тарифов преследует одну и ту же цель — поддержание лояльности клиентов, механизм настройки тарифа несколько отличается. Некоторые игроки рынка выбирают лишь один из тарифов для запуска подобного функционала, фактически предлагая абонентам платить больше за возможность «тонкой настройки». Другие делают ставку сразу на всю линейку.

«Билайн», запуская новые тарифы, пошел вторым путем. Как рассказали представители оператора, линейка «ВСЕмое!» была создана благодаря анализу профилей потребления абонентов, поэтому среди главных ее особенностей — возможность обмена предоплаченных минут и сообщений на интернет-трафик и не тарифицируемая голосовая связь внутри линейки.

«Перед разработкой новой тарифной линейки мы изучили потребности абонентов, — рассказывает директор Западного региона компании «ВымпелКом» Дмитрий Глотов. — Исследование показало, что большинство хочет управлять своим трафиком и самостоятельно формировать пакет сервисов, с помощью которых можно решать актуальные для пользователя задачи. Именно этот тренд лег в основу новых тарифов».

Дмитрий Глотов ("Билайн")  (Фото: «ВымпелКом»)

По словам Дмитрия Глотова, одним из факторов, который учитывался при создании новых тарифов помимо кастомизации, стал рост потребности в доступе в интернет на высоких скоростях. Так, объем потребления LTE-трафика в сети оператора в Санкт-Петербурге за прошедший год вырос в 2,6 раза, в том числе за счет смены пользователями смартфонов на более современные. Количество LTE-устройств у абонентов «Билайн» выросло за год на 61%. В результате доля LTE-трафика в общем объеме потребляемых данных выросла на 19%.

При этом говорить о падении спроса на голосовой трафик также не приходится. По данным Минсвязи, потребление голосового трафика в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 1%. Подтверждается это и данными о потреблении голосового трафика абонентами «Билайн». В прошлом году 30% абонентов говорили более 300 минут в месяц.

Большинство абонентов хочет управлять своим трафиком и самостоятельно формировать пакет сервисов, с помощью которых можно решать актуальные для пользователя задачи.

В результате анализа этих данных была создана новая тарифная линейка, которая в Санкт-Петербурге включает 6 предложений, отличающихся объемом пакетов минут и интернет-трафика. Все тарифы кроме самого бюджетного и самого дорогого позволяют бесплатно менять минуты и SMS на интернет-трафик и наоборот. Количество изменений не ограничено и не увеличивает абонентскую плату. При этом для каждого тарифа прописан свой «шаг» обмена. В компании не исключают, что в дальнейшем курс обмена будут изменен или унифицирован в соответствии с потребностями абонентов.

Также среди особенностей новых тарифов — не тарифицируемый трафик внутри линейки. «Включенные в тарифы пакеты минут достаточно большие для того, чтобы абоненты могли не беспокоиться, внутри линейки они общаются или нет, — пояснил Артем Денисов, руководитель по маркетингу продуктов массового рынка. — Однако для семей и близких друзей, которые много разговаривают друг с другом, мы запустили возможность говорить внутри линейки без ограничений — такие звонки не расходуют пакет минут. Для абонентов не тарифицируемые разговоры внутри линейки — это дополнительная выгода, а для нас — возможность привлечь клиентов из данного сегмента».

В компании отмечают рост популярности пакетных тарифов (в Санкт-Петербурге на них подключены 70% абонентов) и рассчитывают на высокую востребованность обновленной линейки.

Одной из первых настраивать тариф под собственные нужды предложила Yota. Абонент этого оператора может выбрать необходимый пакет минут и трафик, однако размер абонентской платы при изменении параметров будет также меняться. Похожая структура и у тарифа МТС «Мой Безлимитище». При этом пакет голосового трафика можно увеличить только параллельно с пакетом SMS-сообщений.

Tele2, как и «Билайн», предлагает абонентам обмен минут на интернет-трафик — этот функционал доступен абонентам тарифной линейки «Мой Tele2». В рамках данной линейки обратный обмен не возможен, как и обмен сообщений на интернет-трафик. Однако обменять абонент может даже 1 минуту — на 10,24 Мбайт.

«Билайн» пошел дальше и сделал тариф более гибким: можно менять не только минуты и гигабайты, но еще и SMS, причем обмен работает в любом направлении. Средние и дорогие тарифы в линейке оператора отличаются большими объемами включенного трафика, что привлечет клиентов, но потребует соответствующей мощности сети, — комментирует Юрий Брюквин, генеральный директор ИАА «Рустелеком». — Как сеть Билайна справится с нагрузкой, когда пользователи дорогих тарифов начнут тратить свои гигабайты, увидим. Оператору еще предстоит завершить в Санкт-Петербурге SWAP — переход с оборудования Ericsson на Huawei».

Юрий Брюквин (ИАА «Рустелеком») (Фото: РБК Петербург)

«Билайн» в Санкт-Петербурге действительно проводит масштабную модернизацию (SWAP) сети, которая затронет центр, южную часть города, а также пригороды и Ленинградскую область. В ходе модернизации полностью меняется оборудование всех стандартов на более современное. В результате емкость сети должна существенно вырасти.

Что касается еще одного оператора «большой тройки» «МегаФона», то в его новой линейке подобных предложений с функцией обмена нет. Оператор позиционирует предложения как оптимально настроенные под основные поведенческие паттерны абонентов, поэтому и дополнительная тонкая настройка не требуется. В компании считают, что если делать акцент на образе жизни клиентов, их предпочтениях, то и ощущения навязанных услуг не появится.