Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сетевой эксгибиционизм и цифровая гигиена

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Новые технологии принесут с собой новые угрозы, бороться с которыми мы пока не научились.

Быстрое технологическое развитие и смена поколений пользователей несут не только перспективные возможности, но и риски, которые могут стать сдерживающим фактором цифровой трансформации бизнеса. Участники круглого стола «Итоги года с РБК. Цифровая индустрия. Смена эпох или новый этап развития?» видят среди главных угроз потерю приватности.

О ликвидации безграмотности

Несмотря на то, что на смену тем, кто взрослел параллельно технологическому прогрессу, приходят рожденные со смартфоном в руках, говорить о росте сетевой и компьютерной грамотности не приходится.

«Нам нужно стремиться к тому, чтобы заполнить нишу обучения пользователей, — считает Николай Нашивочников, заместитель генерального директора — технический директор «Газинформсервис». — Есть минимальный гигиенический уровень, который необходимо обеспечить. Несовершеннолетних это тоже касается — они мало что знают о приватности. Меня беспокоит, что даже я, профессионал в области безопасности, порой не замечаю вещей, которые для хакеров очевидны. К примеру, мы забываем, что каждая камера смартфона уникальна. И анонимно выкладывая фотографию, желаемой анонимности не получишь — есть инструменты, которые позволяют определить, с какого телефона сделана фотография. Т.е. опубликовав фото, вы все равно раскрываете свою личность. И молодежи надо объяснять, что можно публиковать, а что нельзя».

Николай Нашивочников («Газинформсервис»)
Николай Нашивочников («Газинформсервис») (Фото: РБК Петербург)

Точность попадания

Необходимость защищать частную жизнь связана не только с потребностями отдельного пользователя, но и с бизнесом. Особенно остро этот вопрос встанет в связи с распространением использования Big Data. Здесь неминуемо возникнет конфликт между интересами бизнеса и отдельно взятого человека: первому необходимо максимально точечное продвижение, а второму — защита личного и информационного пространства и соблюдение тайны личной жизни. И баланс между такими разными интересами соблюсти очень непросто.

«Перспективы развития направления Big Data будут во многом зависеть от того, насколько точные инструменты обработки больших данных удастся внедрить операторам, — поясняет Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге. — Скажем, проходя мимо магазина, вы получаете от него SMS. Если там будет интересная вам информация, Big Data сработала, а если нет — это вызовет неприятие. Мы хотим сами выбирать, что и где покупать, и задача инструментов Big Data, в том числе, не допускать таких «промахов». При взрывном росте Big Data, который рано или поздно произойдет, именно точность обработки информации станет принципиально важным фактором».

Елена Абрамова (МТС)
Елена Абрамова (МТС) (Фото: РБК Петербург)

Таким образом, если убрать «кривые» настройки таргетинга, проблема может быть если не полностью решена, то хотя бы минимизирована. Но чтобы этого добиться, необходимо накопить весьма существенный опыт в использовании Big Data для таргетированной рекламы. Сколько времени и успешных кейсов на это понадобится и смогут ли это сделать операторы по отдельности — пока неясно.

Мечты о приватности

Еще один из вариантов устранения этой угрозы — запуск сервисов, которые позволят сохранять прайвеси. «К сожалению, от рекламы избавиться не получится никогда, но неприятно получать только нерелевантное сообщение, поэтому надо работать над качеством данных. Мы в платформе Veon это сделали, — говорит Тимофей Абраменко, коммерческий директор по развитию корпоративного бизнеса Западного региона «ВымпелКом». — Услуга же полной прайвеси — идея позитивная, но пока не реализованная. Абсолютной приватности достигнуть нельзя, более того — это даже опасно».

Тимофей Абраменко («ВымпелКом»)
Тимофей Абраменко («ВымпелКом»)

Заметим, что запуск подобных «антирекламных» сервисов — это еще один способ монетизации Big Data, пусть и не совсем стандартный. Потому что за защиту собственной приватности многие пользователи будут готовы заплатить, если, конечно, ценовая политика провайдера услуги будет разумной, так что для операторов это может стать интересным источником заработка.

Андрей Христофоров, коммерческий директор ITV | AxxonSoft, считает, что проблема нерелевантной рекламы не такая уж большая, и в конце концов эта отрасль сама себя отрегулирует. «И рекламодатели, и системы доставки рекламы заинтересованы в том, чтобы сообщения доходили до целевой аудитории. А излишне навязчивая реклама — это не только проблема, но и возможность. Когда пользователям надоест в мессенджерах получать рекламные сообщения, они рублем проголосуют за тот мессенджер, в котором этих сообщений не будет — и кто-то сможет на этом заработать», — отмечает он.

Андрей Христофоров (ITV | AxxonSoft)
Андрей Христофоров (ITV | AxxonSoft) (Фото: РБК Петербург)

Один из вариантов защиты приватности и минимизации навязчивой рекламы эксперты видят в ограничении доступа к данным. Например, если предоставить его лишь спецслужбам и самим операторам, приватность граждан будет сохранена. Компании, конечно, при этом потеряет такой действенный инструмент оптимизации бизнеса и продвижения, как Big Data, но если нужно — значит нужно.

Правда, не все с этим согласны. «На самом деле мало что изменится, просто информация станет дороже, а это значит, что ее цену просто будут закладывать в стоимость для потребителя», — уверена Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция».

Угроза блэкаута

Big Data — не единственное развивающееся направление, несущее с собой новые угрозы. Вполне способны нанести вред частным пользователям и бизнесу такие явления, как Интернет вещей, и распространение смартфонов. «Самая опасная для отрасли угроза — DDoS-атаки, число которых растет в геометрической прогрессии. И развитие IoT, к которому мы неминуемо идем, будет только способствовать появлению новых уязвимостей, — отмечает Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел». — Есть и другая угроза, пока не массовая, но это ненадолго. Мы еще не сталкивались с масштабными мобильными вирусами, но это потенциально очень серьезная угроза, которая когда-нибудь затронет почти всех».

Дмитрий Петров («Комфортел»)
Дмитрий Петров («Комфортел») (Фото: РБК Петербург)

Но, пожалуй, самым тяжелым ударом для цифровой экономики, в которую двигается наша страна, может оказаться банальный блэкаут. «Мы становимся слишком зависимыми от технологий, поэтому блэкаут — самая страшная угроза. Если он случится, у нас выключится вся электроника, и мы замерзнем. Ведь даже жечь нам будет нечего — стулья сейчас не деревянные, а пластиковые, да и электронные книги не горят», — Виктория Тихонова, генеральный директор «ВестКолл».

Виктория Тихонова (справа) - «ВестКолл», Надежда Пчелинцева - «Марвел-Дистрибуция»
Виктория Тихонова (справа) - «ВестКолл», Надежда Пчелинцева - «Марвел-Дистрибуция» (Фото: РБК Петербург)

Как показывает практика развития технологий, ожидания экспертов могут оказаться куда более пессимистичными, чем то, как будут развиваться события в действительности. Остается вероятность, что вопросы сохранения приватности будут волновать очень немногих, а резервирование всего и вся поможет избежать угроз, подобных блэкауту. Но, как известно, предупрежден — значит вооружен.
 

Содержание
Закрыть