Город покупает реку
Материалы выпуска
Градообразующий компонент Экспертиза Смена флагманов Решения Об итогах года и опоре на собственные силы Экспертиза Город покупает реку Инструменты Небанальные маршруты для винолюбов и пешеходов Рынок Притяжение посикунчиков Инструменты Туристический потенциал рождается в капусте Экспертиза Пицца вместо «мимозы» Рынок
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Город покупает реку
В Перми разработан уникальный для России градостроительный проект
В столице Пермского края будет реализован прецедентный для России проект редевелопмента – за 50 млрд рублей получится убрать из центра города железную дорогу и создать современную рекреационную зону.
Фото: Некоммерческий фонд скульпторов России "Единение"

Из 65 километров набережной Камы, вдоль которой расположена Пермь, лишь на трех небольших участках предусмотрен выход к воде. Парадоксально, но третий в России (после Санкт-Петербурга и Сочи) по протяженности береговой линии город не имеет своего водного фронта — он отрезан от Камы заводами и железной дорогой. Проблема очистки от промзон и дальнейшего обустройства берегов не решалась долгие десятилетия — и вдруг оказалось, что ее можно будет решить всего за 5 ближайших лет.

Ситуация изменилась после того, как в сентябре 2017 года в Перми с визитом побывал Владимир Путин: принято решение к 300-летию Перми, которое будет отмечаться в 2023 году, демонтировать Горнозаводскую железную дорогу и создать на ее месте современное городское пространство. Инвестиции в реализацию проекта могут составить более 50 млрд руб.

Неблизкое будущее

Демонтаж Горнозаводской железной дороги и организация «культурного пространства» на набережной Камы в Перми потребует серьезных изменений в инфраструктуре региона. В частности, властям предстоит построить совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через Каму и «Северный обход» Перми, создание которого потребует инвестиций в размере 15,7 млрд руб. Создание «Северного обхода» необходимо и в связи с растущим объемом грузоперевозок. Построенная в 1956 году дамба Камской ГЭС, на такую нагрузку не рассчитана.

По информации пресс-службы ОАО «РЖД», компания уже включила проектно-изыскательские работы по «Северному обходу» и новому мосту в свою инвестиционную программу на 2018 год. Впрочем, по оценкам специалистов, реализация инфраструктурного проекта такого масштаба потребует не только инвестиций АО «РЖД», но и дополнительных федеральных затрат. Срок его реализации составит порядка 10-15 лет.

У города должна быть мечта

По протяженности береговой линии Пермь занимает третье место в России после Петербурга и Сочи. Исторически в городе сформировались три самостоятельных центра, соединенные рекой: центрально-планировочный на левом берегу Камы, Закамск и Гайва — на левом.

Пермь, основанная в 1723 году, изначально развивалась на левом берегу и прирастание города правобережными микрорайонами связано со строительством промышленных предприятий уже во второй половине 20 века. Берега Камы использовались в первую очередь как логистическая зона, что привело к постепенному формированию обширного «серого пояса», который состоит из железной дороги и примыкающего к ней комплекса промышленных предприятий.

До 1964 года набережная Камы не рассматривалась как место для прогулок. Появление променада для горожан обусловлено строительством в 1963 году Коммунального моста, связавшего правый и левый берега Перми. В книге «Пермь», изданной в 1964 году, написано: «На всем протяжении этого участка построена защитная подпорная стенка. Вдоль нее создана прогулочная полоса с проходами, посадками деревьев, кустарников и цветов».

К благоустройству этого участка набережной городские власти вернулись лишь в 2012 году: в ходе реконструкции появились смотровые площадки и зоны отдыха. Проект реализуется в несколько этапов. Участок от Речного вокзала до Соборной площади, обошедшийся городскому бюджету в 270 млн руб., уже открыт для горожан. Сейчас идет реконструкция участка от Соборной площади до порта «Пермь», которая завершится в 2018 году и будет стоить порядка 300 млн руб.

Исторически берега Камы использовались в первую очередь как логистическая зона, что привело к постепенному формированию обширного «серого пояса», который состоит из железной дороги и примыкающего к ней комплекса промышленных предприятий.

Прекрасное далеко

Следующий этап выхода Перми к реке, связанный с демонтажем железнодорожной ветки запланирован к юбилею города, который будет отмечаться в 2023 году.

Рядом с обновленной набережной планируется создать краеведческий музей и Пермскую художественную галерею. Кроме того, здесь может быть построена вторая сцена Театра оперы и балета. Интересно, что архитекторы мастерской Дэвида Чипперфильда, занимающиеся разработкой проекта новой сцены, по собственной инициативе начали готовить третий проект размещения театра — на Пермской набережной. Сейчас в качестве возможных локаций для новой сцены рассматриваются квартал № 5, который находится на уровне городской эспланады над набережной Камы, и площадка недалеко от Егошихинского медеплавильного завода, считающегося «началом» Перми.

На третьей площадке, где расположены вокзал Пермь II и Пермский государственный национальный исследовательский университет, планируют изменить сетку кварталов. Власти предлагают отдать освобождающееся пространство молодежи для образовательной, спортивной и досуговой инфраструктуры. Тут могут быть построены конгресс-холл и универсальный дворец спорта. После демонтажа железнодорожной насыпи горнозаводской ветки планируется открыть университетский кампус. Сейчас проход к нему ограничен проколом под железной дорогой.

Стоимость проекта, включая строительство новой сцены и перенос коллекции галереи в новое здание предварительно оценивается в сумму более 10 млрд руб., которые планируется получить из федерального бюджета.

Левитан в промзоне

Для реализации проекта региональные власти не только заручились федеральной поддержкой, но и начали скупать территории у промышленников. Сейчас вдоль набережной размещено около десятка предприятий.

Интересно, что еще в проект Генплана Перми 2009 года предусматривал переезд ряда предприятий с берега Камы. Так, ОАО «Мотовилихинские заводы» и ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» не нашлось места в мастер-плане Перми, разработанном нидерландским бюро KCAP Architects & Planners. Голландцы тогда посчитали, что у центральной части Перми есть потенциал для роста плотности населения на 55%. Представители КСАР отметили, что в первую очередь городу необходимо развивать эспланаду и территории вокруг нее — набережную, район Камской долины, а также создать «зеленое парковое кольцо», для которого как нельзя лучше подойдут многочисленные городские овраги. Однако за прошедшие годы Генплан не был реализован за прошедшие и до 2017 года о переносе предприятий с берега Камы не вспоминали.

Уже в 2017 году был решен вопрос о переезде Пермского мотовозоремонтного завода «Ремпутьмаш». Городской парламент заложил расходы на приобретение объекта в собственность региона, а между правительством Пермского края и РЖД подписано соглашение о передаче объекта. Выкуп промплощадки обойдется бюджету региона в 445 млн руб. Производство должно быть выведено до конца 2019 года. Именно сюда власти предполагают перенос музейных площадок, в том числе — коллекцию Пермской художественной галереи.

Впрочем, для музейного сообщества идея с размещением галереи на территории завода стала «откровением». Как пояснила РБК президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева, перевоз коллекции на территорию завода может стать «головной болью». «Мы побывали в том будущем, которое изменит город. Идея вывести его к реке, это уже не слова. В этом месте могут быть соединены верхняя и нижняя набережные в одно культурное пространство. Это место пермяки полюбят. Страшно другое — как в этих зданиях высотой 8-15 метров разместить нашего маленького Соломаткина или Исаака Левитана, и чтоб они не потерялись», — беспокоится Беляева.

Точка притяжения

Пока редевелопмент прибрежной территории власти региона рассматривают как некоммерческий проект, который предусматривает исключительно бюджетное финансирование. Как пояснил в разговоре с РБК эксперт международного проектного бюро MLA+ Андрей Головин, концепция развития набережной выступает как оформление «лица города» и не рассматривается как объект активных инвестиций со стороны частного бизнеса.

Впрочем, добавил эксперт, если участки рядом с набережной будут пользоваться спросом, их целесообразно использовать для размещения офисной и жилой недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности территории власть должна обеспечить к ней доступ и создать транспортную инфраструктуру, считает Головин. В качестве примера он приводит преобразование территории Пермского мукомольного завода, который тоже расположен рядом с набережной. Бизнес начал размещать офисы в промышленных зданиях, после того как предприятие привело их в порядок. «Строительство нового офиса обходится примерно в 35-40 тыс. руб. за квадратный метр, реконструкция в формате loft — в пределах 15 тыс. руб. Это, безусловно, делает более привлекательной стоимость аренды, при этом с размещением в центре города», — пояснил Головин.

Новости о предстоящем обустройстве набережной Камы уже вызвали определенный интерес со стороны бизнеса. По данным СМИ, в Перми прорабатывается проект реновации территории «Хлебозавода № 1», где может быть создан социокультурный кластер по аналогии с центром искусства «Винзавод» и арт-кластером «Красный Октябрь» в Москве. Инвестором проекта, который будет финансироваться по модели государственно-частного партнерства, готовы стать структуры, близкие к депутату Госдумы Дмитрию Скриванову.

Кроме того, госкорпорация «Ростех» среди выводимых непрофильных активов подконтрольных предприятий может передать для реновации часть территории ОАО «Мотовилихинские заводы». Заместитель генерального директора Ростеха Александр Назаров сообщил, что корпорация намеревается участвовать в инвестиционных строительных проектах только как собственник, «предоставляющий надлежащим образом оформленную землю».

«В ряде крупных городов, где тоже есть пустующие промышленные площадки, мы пойдем по этому же пути. Будем вместе с субъектами определять, что можно на этих участках получить в их интересах, — сказал Назаров. — Речь об избыточных площадях, которые не нужны для производства, но требуются городу. Мы намерены существенно модернизировать предприятие, сделать его современным, компактным. При этом у завода есть излишки площадей, где может быть реализован проект в интересах Перми».

Пока редевелопмент набережной Камы власти региона рассматривают как некоммерческий проект. Однако, по мнению экспертов, если территория будет пользоваться спросом, ее целесообразно использовать для размещения офисной и жилой недвижимости.

Зона риска

Рассуждая о возможных препятствиях в реализации проекта редевелопмента набережной, опрошенные РБК эксперты называют несколько обстоятельств. «Когда хотели что-то сделать, не доделали, не довели до конца — это вызывает самое большое раздражение», — делится опасениями генеральный директор Некоммерческого фонда скульпторов России «Единение» Алексей Тютнев.

Впрочем, по его мнению, сама целесообразность проекта в его нынешнем виде вызывает сомнение. «Дело не в том, что невозможно, вопрос — зачем? Хорошо, что сейчас ставится задача реализовать значительную часть проекта к 300-летию Перми. Юбилей — это значительный фактор, импульс для развития. Нужно сделать то, что реально — сделать быстро и дешево невозможно. К этому сроку не нужно сносить железную дорогу, можно убрать ее в тоннель, а после сноса можно отдать для инфраструктуры бизнеса, например, организации парковок. Нужно пошагово спускаться к реке», — говорит Луговой.

Аналогичное мнение высказал член комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий, который сомневается, что проект в принципе будет реализован. «Власти преследуют несколько целей, одна из которых — убрать железнодорожную ветку, чтобы народ попер на набережную. Ну, во-первых, в Перми полно незастроенных территорий и набережная не лучшее для этого место. Из-за северного склона и климата она не пользуется популярностью у жителей круглый год. Кроме того, набережная находится далеко от жилых домов и остановок общественного транспорта. С появлением интенсивного движения, которое там хотят организовать после сноса горнозаводской ветки, набережная станет более недоступной», — говорит Галицкий.

Рассуждая о возможных препятствиях в реализации проекта редевелопмента набережной, эксперты называют ряд обстоятельств. При этом некоторые специалисты сомневаются, что проект в принципе будет реализован.

Осторожность урбанистов более оптимистично разделяет Андрей Головин из MLA+. Он отмечает, что нужно вдумчиво подойти к реновации, как и к любому градостроительному процессу, нужно расставить приоритеты, потому что емкость набережной ограничена. «Это старая градостроительная школа — видеть конечный проект и реализовать только его. Редевелопмент — это не проект, а целый процесс, который может длиться годами. Нужно видеть стратегию, постепенно создавать новую жизнь, новую территорию. Когда люди видят, как воплощаются планы — они меняют свои стратегии», — говорит он.

Полную версию журнала «РБК+ ПЕТЕРБУРГ» №1 (10) ФЕВРАЛЬ – МАРТ 2018 можно прочитать здесь.