Прицельная поддержка экономики
Материалы выпуска
Осторожный оптимизм Рынок Прицельная поддержка экономики Рынок Битва эпох: типографии тяжело вступают в цифровую реальность Рынок Бизнес обновляет автопарк Рынок Плоды обрусения Решения Год снижения цен и новых инвестиций Экспертиза Экономика просит станков Рынок ТОР и ГЧП спешат на помощь Рынок Рынок дорожной техники начал восстановление Рынок Российская медицина решает денежные вопросы Инструменты
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:
Прицельная поддержка экономики
Кто и как может заработать на модернизации российской промышленности
Государственные программы льготного кредитования и лизинга колесных транспортных средств укрепили позиции российских производителей машин и оборудования и позволили лизинговым компаниям увеличить объем своего бизнеса.
Фото: Александр Дроздов/Интерпресс

По данным Росстата, в 2015 году индекс промышленного производства составил 96,6% от показателя 2014 года, уровень производства машин — 88,9%, оборудования — 91,5%. Для стабилизации производственного сектора Министерство промышленности и торговли РФ запустило программы льготного кредитования и лизинга колесных транспортных средств. Их действие продлевалось на 2016 и 2017 гг. В частности, лизинговые компании в прошлом году могли получить субсидию размером в 10% от стоимости техники, но не более 500 тыс. рублей на одно колесное транспортное средство. Действие большинства госпрограмм продолжится и в 2018 году, но размер их финансирования будет сокращен.

Скидки на колесную технику

В июле прошлого года были запущены три дополнительные программы, по которым субсидии составили уже 12,5%, но не более 625 тыс. рублей на единицу техники. Так, программа «Российский тягач» предусматривает скидки при покупке в лизинг магистральных седельных тягачей. «Российский фермер» и «Свое дело» ориентированы на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и малого и среднего бизнеса при покупке колесной техники в лизинг.

Как пояснил руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков, по этим программам лизинговая компания дает клиенту скидку в размере 12,5% стоимости машины. После сделки лизингодатель формирует отчет о предоставленных скидках, который направляется в Минпромторг. Министерство после утверждения отчета ежеквартально возвращает сумму предоставленных скидок лизинговой компании.

Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" (Фото: "Балтийский лизинг" )

«По итогам 2017 года в рамках программы субсидирования автотранспорта было реализовано более 50 тыс. автомобилей, наша компания приобрела для клиентов более 3,6 тысячи машин общей стоимостью более 7,7 млрд рублей. А также более 150 единиц имущества по программе льготного лизинга спецтехники на сумму порядка 630 млн рублей. Экономия наших клиентов за счет государственных субсидий составила около 800 млн рублей. Также нужно отметить, что по итогам прошлого года мы сохраняем лидирующие позиции среди компаний, реализующих меры поддержки Минпромторга России», — отметил Андрей Волков.

Изначально льготные условия лизинга распространялись на сделки с легким коммерческим транспортом и грузовиками. С октября 2017 года этот механизм стал актуален и для легковых автомобилей.

В декабре прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил журналистам, что в бюджете на 2018 год на стимулирование спроса на автомобили предусмотрено 24 млрд руб. Из этой суммы — 16 млрд руб. — будут направлены на финансирование адресных программ льготного автокредитования («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль») и лизинга («Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело»).

Для сравнения в 2017 году на программы льготного автокредитования и лизинга колесной техники из бюджета РФ было выделено 27,5 млрд руб.

«На текущий год программа льготного лизинга продлена, но сумма поддержки будет меньше, чем в 2017 году, но больше, чем мы ожидали», — сказал Андрей Волков. С января 2018 года крупнейшие лизинговые компании продолжили работать по этим программам.

Изначально льготные условия лизинга распространялись на сделки с легким коммерческим транспортом и грузовиками. С октября 2017 года этот механизм стал актуален и для легковых автомобилей.

Миллиард на спецтехнику

В прошлом году правительство России также запустило отдельную программу льготного лизинга дорожно-строительной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники. Размер скидки в этом случае составлял 10%, но не более 2 млн рублей на единицу техники. В 2018 этот лимит вырос до 4,6 млн рублей в зависимости от вида имущества.

«С учетом востребованности механизма государственной поддержки как со стороны отечественных производителей и лизинговых компаний, так и со стороны российских потребителей, эта программа будет продлена в 2018 году и распространена на 2,3 тыс. моделей землеройной, грузоподъемной, дорожной, коммунальной и прицепной техники», — сообщили в пресс-службе Минпромторга.

Субсидии по этой программе могут быть предоставлены в отношении договоров лизинга, заключенных, как в 2018 году, так и во втором полугодии 2017 года.

В пресс-службе уточнили, что в бюджете на реализацию программы льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники предусмотрено в 2018-2020 г. выделение 1 млрд руб. ежегодно. Примерно на такую же сумму были предоставлены субсидии в 2017 году. Их получили 38 лизинговых компаний. «Оказание такой поддержки позволило отечественным предприятиям нарастить объемы производства строительно-дорожной и коммунальной техники (в том числе в части прицепов и полуприцепов на 25%) и снизить темпы роста доли импорта указанной продукции на внутреннем рынке РФ», — сообщили в Минпромторге.

В прошлом году правительство России также запустило отдельную программу льготного лизинга дорожно-строительной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники.

Поддержать легкую промышленность

С 1 августа 2017 года Минпромторг начал предоставлять субсидии на приобретение оборудования предприятиями легкой промышленности. Размер скидки, которую государство компенсирует, в этом случае выше и составляет 30%. Согласно правилам предоставления этих субсидий, авансовый платеж по договору лизинга должен быть не менее 40% цены приобретаемого оборудования, а общая стоимость инвестиционного проекта (с НДС), для которого закупается техника — не менее 30 млн рублей.

Отличием упомянутых выше программ господдержки от других механизмов предоставления государственной помощи в том, что важнейшим звеном в данном случае выступают лизингодатели. «Быть проводником программ, — значит нести определенные операционные затраты — нужно вести учет сделок, готовить отчетность, но эти расходы окупаются за счет дополнительного объема бизнеса», — говорит Андрей Волков. При этом бенефициарами таких программ выступают не только лизинговые компании, но и покупатели, и производители техники.

Впрочем, есть программы господдержки, где получателями субсидий выступают не лизингодатели, а сами производители оборудования. В частности, с января 2013 года в России действует программа государственной поддержки производителей сельскохозяйственной техники. Размер субсидий по этой программе составляет 15% цены (без учета НДС) и 20% — в случае если продукция поставляется на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Республики Крым, г.Севастополя и Калининградской области.

С 1 августа 2017 года Минпромторг начал предоставлять субсидии на приобретение оборудования предприятиями легкой промышленности. Размер скидки, которую государство компенсирует, в этом случае выше и составляет 30%.

Займ под 1%

Государственная поддержка промпроизводителей осуществляется не только в виде субсидий. В частности, фонд развития промышленности (ФРП) предоставляет заемное финансирование по низким ставкам предприятиям, реализующим крупные инвестпроекты. Общая капитализация ФРП составляет 87,7 млрд рублей, из них 55,1 млрд рублей уже выданы на льготные займы, еще 10,9 млрд руб. зарезервированы на одобренные Экспертным советом фонда проекты, договоры займа по которым еще не подписаны.

Как сообщил директор Фонда развития промышленности Роман Петруца, в ФРП действует пять программ льготного заемного финансирования. Одна из них, «Лизинговые проекты», позволяет взять льготный заем под 1% на оплату аванса за приобретение промышленного оборудования в лизинг.

Роман Петруца, директор Фонда развития промышленности (Фото: Фонд развития промышленности)

«Лимита на финансирование в рамках одной программы нет — все зависит от потребностей промышленного бизнеса России, — говорит Роман Петруца. — Возможности ФРП ограничены только его общим объемом. В 2018 году в распоряжении ФРП есть 21,6 млрд рублей, поэтому мы ждем новые заявки от клиентов». Займы по программе «Лизинговые проекты» предоставляются на срок до пяти лет на сумму от 5 до 500 млн рублей.

Как говорят в ФРП, лизинг стал более востребован для приобретения промышленного оборудования, а не только для транспорта.

«По программе ФРП лизингополучатель может привлечь заем фонда на уплату авансового платежа в размере до 27% от стоимости оборудования под 1% годовых, — рассказывает Андрей Волков. — Лизинговая компания финансирует свою часть проекта, она может привлечь деньги у аккредитованного банка, который потом рефинансирует этот кредит в ЦБ. То есть участие клиента в проекте своими деньгами может составить всего 3% от стоимости имущества.

По словам директора ФРП, программа «Лизинговые проекты» в 2017 году была усовершенствована. «Основное изменение прошлого года — рефинансирование в ЦБ стало опциональным для банков. Раньше лизинговая компания в обязательном порядке должна была обратиться в аккредитованный при Фонде банк, затем этот банк обращался за фондированием в ЦБ, что усложняло цепочку и сужало круг потенциальных участников», — пояснил Роман Петруца. Теперь лизинговая компания вправе финансировать проект за счет средств любого банка.

Займы по лизинговой программе ФРП объемом почти 3 млрд рублей выданы на реализацию 24 проектов. Все займы выдаются при условии софинансирования. Общая стоимость реализации этих проектов — более 12,2 млрд рублей, отметили в фонде.

Подобные механизмы господдержки есть и на региональном уровне. Например, Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга выдает целевые займы на развитие промышленно-технологических проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение, создание конкурентоспособных производств. Кредиты предоставляются по ставке 5% годовых на срок до 5 лет, объемом от 50 до 100 млн рублей. Капитализация Фонда развития промышленности в 2017 году составляла 1,5 млрд рублей.

Также в Петербурге действует несколько программ субсидирования. В частности, производства могут получить субсидию на возмещение затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей в размере до 10 млн рублей на одно предприятие. Всего в городском бюджете 2017 года на эти цели было предусмотрено 200 млн рублей.

Государственная поддержка промпроизводителей осуществляется не только в виде субсидий. В частности, фонд развития промышленности (ФРП) предоставляет заемное финансирование по низким ставкам предприятиям, реализующим крупные инвестпроекты.

В помощь малым и средним

Свою программу льготного лизинга намерена запустить корпорация по развитию малого и среднего бизнеса (Корпорация МСП). Согласно условиям программы, размещенными на сайте Корпорации МСП, планируется создать сеть из четырех дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК). Регионы-участники программы будут отобраны по результатам конкурса. Уставный капитал каждой РЛК будет формироваться по принципу софинансирования: 1,5 млрд рублей составит взнос Корпорации МСП, 500 млн рублей — взнос субъекта РФ — победителя конкурсного отбора. Целевые лизингополучатели — микропредприятия или малые предприятия, в том числе поставщики крупнейших заказчиков, определяемых Правительством РФ, включенные в Единый реестр субъектов МСП. Планируется, что в лизинг по этой программе будут передаваться высокотехнологичное и инновационное промышленное оборудование, а также оборудование для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

Договоры лизинга согласно планам Корпорации МСП будут заключаться на срок до 60 месяцев. Ставка составит 6% годовых для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Сумма финансирования — от 5 млн до 200 млн рублей, размер авансового платежа от 15% от стоимости предмета лизинга.

Позитивный эффект

Программы господдержки оказались эффективными. Это подтверждают статистические данные. В 2017 году общий рост промышленного производства в РФ составил всего 1%. Между тем выпуск легковых автомобилей вырос на 21,8%, грузовых — на 18,2%, комбайнов на 20,4%, бульдозеров — на 25,8%.

В плюсе оказался и рынок лизинга. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в исследовании рынка лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года подсчитало, что около 17% бизнеса в автосегменте сформировано благодаря реализации госпрограмм. Учитывая включение с октября 2017 года легкового автотранспорта в госпрограмму субсидирования автомобилей, агентство предположило, что доля автолизинга с господдержкой достигнет 20% по итогам 2017 года.

«Благодаря господдержке и оживлению рынка по итогам 2017 года рынок лизинга покажет рекордный рост, — говорит Андрей Волков. — По стоимости имущества (без учета НДС), переданного в лизинг, объем рынка должен достигнуть одного триллиона рублей. Результаты работы «Балтийского лизинга» полностью соответствуют этому росту, и мы ожидаем, что в ближайшем времени они будут даже несколько выше среднерыночных показателей. Объем нового бизнеса нашей компании по итогам 2017 года, составил более 34,5 млрд рублей».

В России сейчас существует несколько десятков вариантов программ господдержки. Это субсидии, льготные займы, налоговые льготы. Помощь бизнесу предоставляют различные центры поддержки инноваций, развития. Они оказывают услуги по привлечению финансирования, маркетингу, сертификации, продвижению продукции, обучению.

Программы господдержки оказались эффективными. Это подтверждают статистические данные. В 2017 году общий рост промышленного производства в РФ составил всего 1%. Между тем выпуск легковых автомобилей вырос на 21,8%, грузовых — на 18,2%, комбайнов на 20,4%, бульдозеров — на 25,8%.

Власти и бизнес постепенно находят возможности для взаимодействия, прибегая при этом к прозрачным и понятным формам. Добившись позитивных результатов на том или ином рынке, власти постепенно снижают суммы финансирования госпрограмм, направляют средства в отдельные секторы экономики, делая поддержку более точечной.

«При понимании задач и их приоритетов программы господдержки становятся востребованы независимо от достаточности текущего финансового обеспечения», — говорит генеральный директор АО «НПК «ЗВЕЗДА», председатель совета директоров ПАО «ЗВЕЗДА», вице-президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Павел Плавник. В качестве наиболее востребованных примеров помощи производителям он назвал государственные инициативы, например, проект «Кортеж» или проект импортозамещения ГТА (газотурбинных агрегатов украинского производства), гарантирующих работу предприятий от этапа проектирования до серийного производства.

Павел Плавник, вице-президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга (Фото: РБК Петербург)

В то же время, по мнению Павла Плавника, средств, инвестируемых в развитие промышленности, катастрофически не хватает. «Не хватает и механизмов инвестирования в промышленности, в той ее части, где стоимость современного исследовательского и промышленного оборудования превышает 5-7 годовых оборотов», — отметил он.

И это еще один аргумент в пользу дальнейшего развития форм государственной поддержки.