Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
Третий нужный: как аутсорсинг логистики избавляет бизнес от убытков
Материалы выпуска
Грузоперевозчики трансформируются в IT-компании Экспертиза Почтовый презент: почему россияне стали чаще отправлять посылки Инновации Третий нужный: как аутсорсинг логистики избавляет бизнес от убытков Решения Лайфхак отпускника: турист отдельно, лыжи отдельно Инструменты
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Третий нужный: как аутсорсинг логистики избавляет бизнес от убытков
Продать собственный автопарк, расформировать логистическую службу, довериться «чужакам»? Такая стратегия все чаще оказывается выигрышной.
Объем рынка 3PL (Third Party Logistics – передача части или всех функций логистики третьей стороне.) в России ежегодно растет. Согласно прогнозам, до конца года он достигнет 220 млрд руб.
Фото: Пресс-служба

Согласно данным авторитетной европейской компании «Eye for Transport», занимающейся профессиональным анализом рынка логистики, 300 из 500 европейских транспортных компаний работают хотя бы с одним поставщиком 3PL услуг. Что же касается торговых компаний, для которых логистика не является профильным направлением деятельности, то результаты «Ежегодного логистического исследование 3PL» за 2017 год показывают, что в реальном времени аналитика 3PL помогает разрабатывать альтернативные транспортные решения для 71% грузоотправителей.

Аналитики ГК «Деловые Линии» отмечают, что популярность 3PL услуг в российском бизнесе постоянно увеличивается. За 10 месяцев 2017 года выручка «Деловых Линий» по этому направлению выросла в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем российский бизнес очень по-разному относится к привлечению 3PL-провайдеров.

Одни компании давно оценили преимущества этого вида услуг, другие используют их наряду с собственной логистикой, а третьи до сих пор не видят целесообразности аутсорсинга логистики, предпочитая содержать автопарк, склады и нести все издержки, как прямые, так и неочевидные (когда, к примеру, в один конец машина идет загруженной «под завязку», а на обратном пути она «везет воздух» — что само по себе в два раза поднимает стоимость перевозки). Некоторые давно работающие компании, вложившиеся в собственные службы, не готовы отказываться от ранее осуществленных затрат и усилий, расформировывая свои логистические подразделения и реализуя автопарк. Однако на длинном промежутке времени такая история способна стать поглотителем ресурсов и, соответственно, генератором упущенной выгоды.

На частичном аутсорсинге

«Складскую логистику, управление запасами и доставку товара в сеть (70%) организуем сами, на оставшиеся 30% привлекаем перевозчиков, — сообщил директор по логистике сети магазинов «Семь+Я» Алексей Мясников. — Это вопрос целесообразности: нет необходимости содержать грузовой автопарк для организации доставки товара от производителей, если на рынке эта услуга дешевле». Вместе с тем Алексей Мясников отмечает потенциальные выгоды от использования 3PL-провайдеров, связанные с тем, что аутсорсинг позволяет фокусироваться на профильных направлениях.

«Прекрасно налаженная логистика — это важнейшее конкурентное преимущество для любой компании, и неважно, о какой логистике идет речь: закупочной, товарной или же складской. На сегодняшний день услуги 3PL-провайдеров в России, конечно, востребованы, но не во всех сегментах рынка. Скорее они интересны компаниям с большими оборотами и крупными постоянными товарными потоками — например, предприятиям нефтегазовой отрасли или сетевым торговым операторам. Им, конечно, выгоднее отдать всю логистику на аутсорсинг по модели 3PL и сосредоточиться на основной деятельности, — говорит Александр Шестаков, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики. — Мебель все же во многом уникальна, особенно если речь идет о продукции высокого качества. Несмотря на поточное производство, такая мебель изготавливается по индивидуальным заказам и точно так же осуществляется и логистика».

Александр Шестаков сообщил, что «Первая мебельная» уделяет много времени и сил формированию и совершенствованию собственного логистического департамента и в обеих столицах доставку мебели до конечного покупателя осуществляется своими силами и за свой счет, оперируя собственными автопарком и складами.

Только профиль и ничего лишнего

Запуск собственной логистической службы «с нуля» сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами. В среднем компании, не обладающей опытом в организации собственной логистики, может потребоваться срок от 6 месяцев на запуск (поиск и аренда склада, транспортных средств, наем персонала и т.д.) и еще от года на отладку всех логистических процессов. Но и такой вариант, при создании «с нуля», может быть даже лучше, чем эксплуатация «по инерции» давно созданной логистической службы, когда она не слишком эффективна, но затраты в ее переформатирование значительны. При этом нужно учитывать, что любое изменение содержит фазу, когда процессы и затраты дублируются.

В чем состоят основные ошибки и сложности, с которыми приходится сталкиваться компаниям, самостоятельно осуществляющим свою логистику? «Во-первых, растет удельная доля постоянных затрат, что в низкий сезон может влиять на эффективность бизнеса, — отвечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Во-вторых, может иметь место неэффективное использование складов и транспорта, что ведет к увеличению логистических расходов на единицу продукции — особенно когда поток грузов идет только в одну сторону, а это обычная ситуация для почти любой розничной сети. В-третьих, может возникать внутреннее противоречие между целями логистики компании и целями бизнеса — как пример, требование бизнеса в увеличении количества поставок и уменьшении партий (когда речь идет, к примеру, о скоропортящихся продуктах питания) при прямо противоположных целях логистов».

В ГК «Деловые Линии» отмечают, что востребованность 3PL у крупных компаний растет более быстрыми темпами, чем у средних и тем более малых. И здесь конкурентным преимуществом 3PL-провайдера становится аналитическая поддержка, которая в конечном итоге помогает оптимизировать и бизнес-процессы наряду с сугубо логистическими.

«М.Видео» выступает сторонником аутсорсинга всех непрофильных функций, в том числе логистических — компания арендует распределительные центры и привлекает перевозчиков, — рассказывает директор по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой «М.Видео» Ирина Дементьева. — ИТ-инструменты и выстроенные тендерные процедуры позволяют получать максимальный уровень качества со стороны партнеров при четком контроле расходов. При этом мы активно инвестируем в ИТ и используем все доступные технологии, например, математические модели на основе big data, что позволяет компании эффективно управлять запасом товаров и планировать цепочки поставок».

Ирина Дементьева отмечает, что сеть «М.Видео» считает целесообразным сотрудничество с несколькими 3PL-провайдерами.

Больше, чем просто доставка

«Лучшее решение — это интеграция центров компетенции ритейлера и его партнеров для создания совместных процессов логистической поддержки бизнеса. Именно такая «умная» интеграция позволяет получать синергию и качественно выполнять каждодневные операции. За счет гибкого подхода М.Видео на фоне роста онлайн-продаж реализовала первый в России проект по сборным перевозкам в сегменте бытовой техники и электроники, — продолжает Ирина Дементьева. — В результате сроки доставки товаров с центрального склада «М.Видео» в Москве до десятков городов сократились втрое».
 

Логистические процессы, основанные на оперативных данных, могут «настроить» бизнес для выхода на новые рынки. 3PL-оператор может предоставить аналитику потребительского спроса в зависимости от региона/местоположения, соответственно провести оптимизацию товаропотока по конкретным точкам. Кстати, именно возможности аналитики помогут в бизнесе и малым и средним компаниям, однако они на практике обычно не понимают, что 3PL-провайдер — это не только перевозки.

«Под типичными для 3PL-оператора сервисами подразумеваются услуги по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственное хранение и складские операции, перевозка товаров и кросс-докинговые операции, — говорит Фарид Мадани. — Мы же, помимо типичных операций, предлагаем своим клиентам уникальные ИТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой, и многое другое».

Такие сервисы применимы и для мелкой розницы. Владельцы магазинов должны задумываться и об онлайн-торговле (требование времени и рост доли молодых потребителей, привыкших «жить» в онлайне), и об оптимизации офлайн-торговли, включая точно просчитанный товарный ассортимент по каждой точке продаж. И если big data — все еще непонятный «зверь» для бизнесменов старого формата, то настало самое время поставить анализ, доступный большим корпорациям, на службу и малому бизнесу.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.