Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Подходящий эпитет – стабильность»

В уходящем году снижение доходов населения и стагнация ритейла были уравновешены позитивными экономическими трендами
Фото: ГЛОБЭКС
Фото: ГЛОБЭКС
Управляющий филиалом «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» Ирина Воробьева рассказывает об экономической ситуации в уходящем году.

В 2017 году в российской экономике сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, доходы населения снижаются, розничный ритейл стагнирует, строительство жилья и коммерческих объектов переживают снижение объемов. С другой стороны, есть и позитивные факты — падение ставок делает доступнее ипотеку, продолжают осуществляться инфраструктурные проекты, ни один из которых теперь не обходится без предоставления банковских гарантий. Негатив и позитив уравновешивают друг друга, и как итог, эпитет, описывающий ощущение от уходящего года — «стабильность», говорит управляющий филиалом «Петербургский» банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) Ирина Воробьева в интервью РБК+.

— Как вы охарактеризуете завершающийся 2017 год? Какой эпитет описывает его наиболее полно, с вашей точки зрения?

— Если подбирать один эпитет, я бы произнесла слово «стабильность». Сравниваю свои наблюдения сегодня с наблюдениями в конце прошлого года и вижу разницу: это уже свершившийся факт. То, что прогнозировал ЦБ по снижению инфляции, уже подтвердилось.

В принципе, итоги работы нашего банка говорят о том же. Прибыль после налогообложения по итогам 9 месяцев 2017 года составила более 700 млн рублей, в то время как в прошлом году мы показывали убыток. Так что результаты можно назвать хорошими, особенно учитывая тот факт, что мы продолжали формировать резервы — и даже с таким консервативным подходом продемонстрировали прибыль.

— Меняется ли как-то уровень востребованности различных банковских продуктов? Сказывается ли это на соотношении процентных и непроцентных доходов?

— Доля непроцентных доходов постоянно растет. Последнее время банки — и мы в том числе — сделали акцент на предложение дополнительных продуктов, например, таких как программы инвестиционного и накопительного страхования жизни. Эти программы интересны тем, что помимо возможности формирования накоплений они обеспечивают страховую защиту по широкому кругу рисков, а в случае с инвестиционным страхованием — еще и возможность самому определить стратегию управления капиталом.

В розничном бизнесе мы видим устойчивый рост выдачи ипотечных кредитов, который в том числе обусловлен существенным падением ставок.

При этом выдача потребительских кредитов растет медленней; одной из причин этого является закредитованность населения, и банки демонстрируют все более консервативный подход к одобрению выдачи подобных займов.

В корпоративном секторе отдельно отмечу рост востребованности банковских гарантий. Это связано с действием 44-ФЗ и 223-ФЗ («О контрактной системе» и «О закупках» — ред.), в соответствии с которыми государственные заказчики требуют предоставления банковских гарантий по исполнению контракта. Впрочем, банковские гарантии все чаще используются и при исполнении коммерческих заказов, особенно когда речь идет о контрактах с крупными иностранными заказчиками.

— Вы упомянули снижение ставок по ипотеке. А как в целом менялась стоимость привлечения и размещения банковских ресурсов?

— За последние месяцы инфляция существенно замедлилась, следом за ней снижалась и ключевая ставка ЦБ. Сейчас мы видим, что стоимость ресурсов значительно скорректировалась по сравнению с началом года.

Сильно снизились ставки по вкладам частных клиентов, так же как и ставки по депозитам юридических лиц. При этом клиенты в первую очередь выбирают надежные банки с государственным участием, с хорошим капиталом, с понятными акционерами. С учетом этого фактора, стоимость привлечения средств участниками рынка, отвечающими вышеперечисленным требованиям, снизилась еще более существенно.

Ставки по кредитам всегда падают медленнее. Но и здесь динамика довольно бодрая. Если в начале года средняя ставка по корпоративным кредитам была на уровне 14% годовых, то уже к концу года мы вышли на уровень 11,5-12%. Все это позволяет нашим клиентам снижать расходы по кредитам и увеличивать свои обороты.

Также в лучшую сторону меняются условия по кредитам для физических лиц. Особенно это почувствовали держатели зарплатных карт; для данной категории клиентов банки разрабатывают огромное количество программ лояльности, позволяющие получить гораздо более привлекательные условия по продуктам, нежели для других клиентов.

— Как ситуация в экономике отражается на уровне рисков в конкретных отраслях?

— Отраслей, которые нас сильно радуют, не очень много. Розничный ретейл находится в стагнации. Строительство, особенно элитный сегмент, испытывает падение продаж. На рынке коммерческой недвижимости львиная доля сделок — это не новые проекты, а перепродажа объектов, например, вследствие ухода игроков с рынка. Если все же говорить о позитивных историях, то продолжает развиваться инфраструктурное строительство, что связано с завершением подготовки к Чемпионату мира по футболу. Многие наши клиенты ранее работали на олимпийских объектах, а затем переключились на объекты для чемпионата. Они повышают свои компетенции, становятся более узнаваемыми и понятными для заказчиков, наращивают свою капитализацию.

— Какие тенденции в поведении клиентов (розничных, корпоративных) можно выделить? Чем обусловлены эти тенденции?

— На сегодняшний день розничные кредиты амортизируются с гораздо меньшей скоростью. Если раньше по всему спектру розничных кредитов — и по ипотеке, и по автомобильным, и по потребительским кредитам — клиенты довольно активно погашали задолженность раньше сроков, прописанных в договорах, то сейчас люди работают четко в рамках графика платежей. Одна из причин этого — снижение реальных доходов населения.

Как следствие, мы не наблюдаем и большой активности вкладчиков в этом году. Этому явлению можно найти и другое объяснение: появилось большое количество инструментов для физических лиц, альтернативных депозитам. Так, наши клиенты — не только VIP, но и среднего уровня — охотно размещаются в специализированные страховые продукты (индивидуальное накопительное страхование, инвестиционное страхование жизни). Также все активнее пользуются индивидуальными инвестиционными счетами, выбирая в основном консервативные вложения и рассчитывая на дополнительную выгоду в виде налогового вычета.

Меняются подходы к некоторым кредитным продуктам. Отдельно отмечу экспресс-гарантии. Малый бизнес активно участвует в исполнении заказов по 44-ФЗ, и если раньше такие клиенты практически не имели возможности получить гарантии, то сейчас заработало несколько электронных площадок, на которых подобный продукт можно оформить в режиме онлайн. Таким образом, малый бизнес участвует в реализации значимых проектов наравне со средним и крупным бизнесом.

Мы тоже недавно запустили это направление совместно с электронной биржей банковских гарантий My-bg.ru, поэтому теперь наши клиенты ММБ могут получить экспресс-гарантию за один день без залогов и поручительства. Это происходит в режиме онлайн, обработка заявок и оценка рисков происходят автоматически. Для подачи заявки необходимо обратиться к клиентскому менеджеру банка или самостоятельно пройти упрощенную процедуру регистрации, заполнить реквизиты компании, финансовую отчетность и информацию о конкурсе, в среднем данная процедура занимает 15 минут. А в качестве бонуса в рамках этого продукта клиент получает бесплатное открытие расчетного счета и обслуживание в течение двух месяцев.

— А что происходит со стоимостью банковских гарантий?

— Цена стабильна, она не может быть ниже определенного уровня, интересного для банка. Я бы сказала, что в этом году не осталось никакого демпинга по банковским гарантиям, который можно было наблюдать до 2014 года. Сейчас стоимость гарантий примерно одинакова и нет больших различий в цене по аналогичным продуктам у разных банков.

— Насколько оправданы недавно высказанные опасения ЦБ опережающего роста розничных кредитов по сравнению с корпоративными? Вас не пугает подобный «кредитный перекос», особенно с учетом снижения доходов населения, о котором вы упомянули ранее?

— Я думаю, что реализация рисков подобного перекоса — это перспектива не ближняя, даже несмотря на то, что население закредитовано.

Портфель кредитов юридическим лицам стагнирует не только потому, что не растет бизнес компаний, но и из-за роста требований к заемщикам. И не все клиенты оперативно под них подстроились. Многие заемщики не готовы работать по новым, более строгим, правилам, поэтому они сами, более объективно, стали оценивать свои возможности и потребности в кредитовании.

— Кстати, о строгих правилах. Как вы оцените волну блокировок счетов клиентов в связи с рекомендациями ЦБ по поводу соблюдения антиотмывочного законодательства?

— На самом деле ситуация понятна: государство хочет, чтобы бизнес был прозрачным, чтобы все платили налоги. А банки, как агенты финансового мониторинга, участвуют в этом процессе — контролируют соблюдение закона.

Однако повторюсь: клиенты банков — и юридические, и физические лица — во многих случаях не привыкли жить по определенным правилам, по тем требованиям, которые им предъявляют государственные, налоговые органы или банки. Отсюда и блокировки. Компании должны учитывать изменения правил игры и становиться более прозрачными.

— Каковы ваши ожидания от наступающего года? Каких изменений ожидаете?

— Мы ждем, что в следующем году банки будут активнее работать со строителями в части возведения жилья. Причина — дискуссии вокруг 214-ФЗ о долевом строительстве и вносимых в него поправок. Строителям придется привлекать кредитные ресурсы на строительство дома в рамках проектного финансирования, и мы тоже начнем больше работать в этом направлении.

Будут по-прежнему востребованы гарантии, в том числе во все большей пропорции — гарантии возврата авансового платежа. У клиентов появляется ресурс, который они раньше брали у банков, а теперь могут получить от заказчика под банковскую гарантию.

В целом же мы занимаемся классическим банковским бизнесом и продолжим им заниматься. Никаких революционных изменений в этом смысле я не прогнозирую. К базовым услугам — кредитам, депозитам, расчетным операциям — будут добавляться новые продукты, которые будут обеспечивать необходимый уровень сервиса и будут удобны клиенту, чтобы он, приходя в банк, мог не только распорядиться своими деньгами, но и воспользоваться другими полезными услугами. И конечно, сейчас мы активно развиваем услуги дистанционного банковского обслуживания как для частных, так и для корпоративных клиентов.

Инструменты Технологии защиты
Содержание
Закрыть