Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Государство готово помочь бизнесу сократить расходы на поиск персонала
Материалы выпуска
Кому за «45»: работодатели начинают ценить возрастных сотрудников Рынок Престижно и современно: молодежь снова готова работать на заводах Рынок Среда равных возможностей Решения Town and gown: какой прок городу от мантии? Решения Что останется, если с карты Петербурга исчезнут вузы? Экспертиза Будущее занятости: чему учиться сегодня? Решения Петербург сохранил трудовое лидерство Рынок Реформа индустрии знаний: quo vadis? Экспертиза Государство готово помочь бизнесу сократить расходы на поиск персонала Инструменты Петербургская промышленность «помолодела» Рынок
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Государство готово помочь бизнесу сократить расходы на поиск персонала
Работодатели осваивают новый функционал государственных сервисов
Работодатели, чтобы найти персонал, платят профильным сайтам сотни тысяч рублей в год. Государственные службы занятости готовы помочь бизнесу оптимизировать расходы на поиск сотрудников.
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

На сайте центра занятости населения Петербурга единовременно можно просмотреть 7 тыс. вакансий и около 9,5 тыс. резюме. Петербургская служба занятости взаимодействует с организациями, обеспечивающими трудоустройство 1,179 млн человек. Это более 80% всех работающих в городе. Сейчас на портале службы r21.spb.ru открыты 3959 личных кабинетов работодателей. Отделы кадров компаний с помощью портала не только ищут персонал, но и предоставляют обязательную отчетность в службу занятости.

Поддержание баланса

Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ» организации ежемесячно должны присылать в службу два отчета — о наличии свободных рабочих мест и об открытых вакансиях для лиц с инвалидностью. Эти документы используются для прогноза баланса спроса и предложения на рынке труда и решения социальной задачи — трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

По данным службы занятости, информируют о наличии свободных рабочих мест из 351 тыс. юридических лиц Петербурга 8324 организации. В это число компаний входит свыше 76% крупных, 65% средних и лишь 10% всех малых предприятий города, поэтому за год через Службу занятости проходит до 50% открытых в городе вакансий.

Предоставлять данные о создании рабочих мест для лиц с инвалидностью должна любая организация, в которой работает более 100 человек. Таких в Петербурге 2800.

«За 2017 год количество работодателей, которые подают отчеты через портал, увеличилось с 40% до 53%», — сказал начальник отдела развития информационных систем и технологий Центра занятости населения Санкт-Петербурга Кирилл Шендера. Впрочем, заметил он, если отчеты о создании рабочих мест для инвалидов работодатели сдают вовремя, то о необходимости информировать службу занятости о свободных вакансиях многие порой не знают.

По данным службы занятости, информируют о наличии свободных рабочих мест из 351 тыс. юридических лиц Петербурга 8324 организации.

Законодательство предусматривает взимание штрафов за такую неосведомленность. Однако, как уточнил Шендера, служба предпочитает не карать, а объяснять, что предоставление данной информации не требует серьезных усилий. Передать документы можно, не выходя из офиса.

Пройдите в личный кабинет

Создать личный кабинет на портале службы занятости и через него отправлять отчетность и размещать вакансии можно под простую электронную подпись. Не требуется заключать договоры со спецоператором, получать специальные ключи и сертификаты.

Простая электронная подпись формируется путем ввода логина, пароля и кода, который работодатель получает в агентстве занятости. Иными словами, один раз в агентство все же придется прийти — специалисты проверят наличие организации в налоговом регистре, сделают выписку, внесут компанию в базу и выдают ей код доступа. Предоставлять выписки и справки не нужно, специалисты агентства сами запросят их в налоговом реестре. От работодателя требуется только паспорт или доверенность.

«То есть на сайте мы проводим не постмодерацию, а премодерацию тех, кто зарегистрировался на портале, — поясняет Шендера. — В итоге мы уверены, что личные кабинеты работодателей — это профили реальных компаний».

Создать личный кабинет на портале службы занятости и через него отправлять отчетность и размещать вакансии можно под простую электронную подпись.

После регистрации в личном кабинете специалисту кадровой службы достаточно внести данные отчета в специальную форму на портале и нажать кнопку «сформировать отчет». Документ уходит в службу занятости, после его проверки специалистом высылается подтверждение о принятии отчета. Похожий алгоритм используется и при подготовке отчета о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью.

Сто тысяч рабочих мест

В соответствии с требованием закона работодатель предоставляет отчет, в котором указывает число занятых и свободных рабочих мест. Однако это не всегда означает, что открытые вакансии собственник готов сразу заполнить. Ведь стратегия работы и развития производства может измениться, и тогда потребуются специалисты других категорий или иного профиля.

Поэтому на портале службы занятости предусмотрена функция размещения вакансий, которой можно воспользоваться также через личный кабинет. Перед публикацией эта информация проходит стадию премодерации. То есть, после того как работодатель сформировал описание вакансии, он направляет ее в службу занятости через личный кабинет. Сотрудники службы проверяют информацию на соответствие требованиям законодательства. Например, не принимаются вакансии без указания размера заработной платы или с зарплатой ниже регионального МРОТ при условии приема сотрудника на место с полным рабочим днем. Не публикуются вакансии, содержащие требования по полу и возрасту. «Поскольку мы проверяем все размещенные вакансии, на портале практически нет недостоверных вакансий — не чистые на руку люди не станут тратить время», — говорит Кирилл Шендера.

В 2017 году работодатели разместили на портале службы занятости 28 тыс. вакансий с общим числом рабочих мест 100 тыс. Единовременно на сайте открыто 6,5-7 тыс. вакансий. Чаще всего рабочие места предлагаются в производственной, административной сфере и здравоохранении. Для зарегистрированного на портале работодателя доступна функция поиска работников по базе центра занятости населения, в которой около 9500 резюме.

Кирилл Шендера признает, что далеко не каждый специалист сможет найти на портале службы занятости работу по профилю. «У нас почти нет предложений для работы IT-специалистам. В области «информационные технологии» размещено всего 196 вакансий. Для определенных сфер деятельности существуют более эффективные ресурсы подбора персонала. У нас мало работы для студентов. Мы над этой проблемой работаем: в прошлом году начала работу база стажировок и практик».

В 2017 году работодатели разместили на портале службы занятости 28 тыс. вакансий с общим числом рабочих мест 100 тыс. Единовременно на сайте открыто 6,5-7 тыс. вакансий.

По словам эксперта, работодатели ищут на сайте инженеров, бухгалтеров, поваров, токарей и слесарей, машинистов и монтажников. Самые популярные запросы у посетителей схожи: их интересуют вакансии бухгалтера, водителя, экономиста, специалиста, администратора и воспитателя, вакансии рабочих профессий.

«Наши аудитории нацелены друг на друга. Мы их сможем совместить. Сейчас на сайте есть формальный механизм обмена приглашениями и откликами, когда заинтересовавшийся вакансией человек может направить отклик на вакансию, прикрепив к нему заранее составленное резюме. Работодателю приходит e-mail с откликом на вакансию», — рассказывает Кирилл Шендера.

По его словам, задача портала — свести работодателя с соискателем. Для этого планируется внедрить рекомендательную систему, когда посетителю будут рекомендоваться вакансии, основываясь на тех, которые он уже посмотрел, либо на том, что он вводил в поисковую строку. Уже сейчас запущена подписка — работодателям направляются списки резюме по интересующим их специалистам, соискателям — списки вакансии по их поисковым условиям.

Далеко не каждый специалист сможет найти на портале службы занятости работу по профилю.

«Некоторые вакансии мы публикуем сами после обращения работодателей в службу занятости, — говорит начальник отдела развития информационных систем и технологий Центра занятости населения. — Таким образом, мы используем портал как способ повышения лояльности клиентов и работодателей к услугам службы».

Размещенные вакансии доступны жителям других регионов РФ. Портал интегрирован с общероссийской информационной системой Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России».

Недешевый поиск

Крупные работодатели ежегодно тратят по несколько сотен тысяч рублей на поиск персонала. У компаний есть возможность частично оптимизировать эти расходы, воспользовавшись порталом службы занятости. Госуслуга по содействию работодателям в подборе необходимых работников бесплатна. Это важное преимущество данного ресурса, ведь бюджет некоторых организаций не предусматривает расходы на поиск персонала.

По словам директора по персоналу компании «Оптоклуб РЯДЫ» Натальи Бутомо, стоимость самых популярных сервисов растет. «Сейчас в среднем мы тратим на все сервисы (без услуг агентств) около 1 млн рублей в год», — признает она. В пресс-службе «Пассажиратотранса» сообщили, что компания платит за услуги по размещению вакансий 192 тыс. рублей в год.

Крупные работодатели ежегодно тратят по несколько сотен тысяч рублей на поиск персонала. У компаний есть возможность частично оптимизировать эти расходы, воспользовавшись порталом службы занятости.

Компании стараются использовать все имеющиеся возможности для набора сотрудников.» ПАО «ЗВЕЗДА» для поиска персонала пользуется различными рекрутинговыми, специализированными отраслевыми порталами, интернет-досками объявлений, социальными сетями», — рассказали в пресс-службе компании.

«ОптоклубРЯДЫ» ищет людей на позиции с учетом особенностей сайтов, используя разные ресурсы для подбора линейного персонала и менеджеров. По словам Наталья Бутомо, наиболее эффективным при подборе персонала является самостоятельный поиск через настройки интернет-сервисов — не менее 70% кандидатов на линейные позиции компания находит там. Остальные 30% линейных сотрудников подбираются через газеты, информацию от друзей, соседей и другие каналы. Более 90% кандидатов на позиции менеджеров компания находит на электронных сервисах.

В ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» самыми эффективными сервисами по поиску персонала, назвали интернет-ресурсы, в том числе собственные сайты, и рекламу в салонах подвижного состава.

«Мы лишь один из каналов, по которому работодатель ищет сотрудников, поэтому не можем сказать с помощью какого ресурса компания нашла человека на рабочее место. Из размещенных вакансий примерно 36,5% вакансий закрываются работодателем, 16,5% вакансий закрываются по направлению службы занятости», — отмечает Кирилл Шендера.

Государственные структуры постепенно переводят взаимодействие с бизнесом и населением в интернет. Пока в этом сегменте госстуктуры уступают частным игрокам, но в перспективе присутствие государственных служб будет расти. Это может упростить взаимодействие бизнеса с государством и, возможно, скорректировать работу сервисов по подбору персонала.