#1 Индустрия туризма, 21 января 2019
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Организаторы мероприятий в Петербурге начали творческую модернизацию

Рынок бизнес-ивентов в Петербурге выходит на новый этап развития
Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Креативные кластеры, предлагающие новые форматы проведения мероприятий, стали основным драйвером рынка бизнес-ивентов.

Креативный эшелон

По данным Becar Asset Management Group, в Петербурге есть 80-90 залов, подходящих для проведения деловых мероприятий с аудиторией до 100 человек. Порядка 65-70% этих помещений находятся в гостиницах с фондом 80-150 номеров. Еще 20% деловых пространств созданы в офисных центрах и лишь около 10% — в креативных кластерах. Однако, как считают эксперты рынка, именно креативные пространства стали главными законодателями моды на рынке бизнес-ивентов.

«Бизнес-центры в последнее время меняют профиль в сторону современных коворкингов, в сегменте гостиниц предложение осталось на прежнем уровне. В итоге рынок расчет за счет увеличения предложения аренды деловых пространств в креативных кластерах», — описывает ситуацию руководитель проектов развития территорий и девелопмента Becar Asset Management Group Александр Кириятских.

В городе уже несколько десятков таких комплексов. По словам креативного директора коммуникационного агентства «Зеро» Сергея Ушана, в их числе — открывшиеся недавно Охта Lab, ARTPLAY SPb, Новая Голландия. Вскоре прибавится Планетарий на Обводном канале и Лахта Центр.

Преимуществами обладают объекты в центре города, имеющие хорошую транспортную доступность, считает исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес ассоциации (СПИБА) Карина Хабачева. Именно такие площадки СПИБА выбирает для своих мероприятий. «Для топ–менеджеров компаний это условие очень важно. Отели все известные: «Астория», «Коринтия», Four Seasons, «Бельмонд», «Гранд Отель Европа», официальный отель Государственного Эрмитажа и другие. Для организации мероприятий небольшого формата СПИБА арендует площади у Novotel, «Англетера», Hotel Indigo, Domina Prestige Hotel, «Кортъярд Марриотт Санкт-Петербург», «Пушкин».

Между тем организаторы обращают все больше внимания не только на уже раскрученные площадки, но и на объекты, модные в среде креативных бизнесменов. Например, в открывшихся в 2016 году кластере «Голицын лофт» и интеллектуальном пространстве «Игры разума». Для развлекательных и светских мероприятий подходит Отель W, считает Карина Хабачева.

Экономить, но развиваться

Одним из заметных трендов на рынке деловых мероприятий стало стремление клиентов оптимизировать бюджет. «Общая тенденция к экономии ощутима, — рассказывает генеральный менеджер Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo Евгения Данилихина. — Раньше мы в основном продавали деловые пакеты на полный день, в которые были включены: аренда зала, три кофейных перерыва, ланч по принципу шведского стола. Теперь все чаще гости просят продать все по-отдельности, что-то исключить, на чем-то сэкономить. Мы идем им навстречу, конечно».

Евгения Данилихина (Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo)
Евгения Данилихина (Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo) (Фото: РБК Петербург)

По словам Александра Кириятских, стоимость начинается от 10-15 тысяч за аренду зала на 35-40 человек. В деловых и креативных пространствах действуют такие же или более высокие цены. В целом разброс цен очень большой, констатируют участники рынка.

Как сообщила Карина Хабачева, затраты на проведение небольшого мероприятия составляют от 30 до 50 тыс. руб. Для больших мероприятий — таких, как Общее собрание (General Meeting), где собирается более 130 человек, — затраты увеличиваются до 500 тыс. руб. В цену входит аренда, техническая поддержка, кофе-брейк и фуршет.

Новые ниши

Рынок организации деловых мероприятий мало консолидирован, считает Сергей Ушан. Если не учитывать выставочных операторов, которые являются крупнейшими игроками этой сферы, то среди оставшихся участников едва ли найдется хоть один, контролирующий больше 5% рынка.

С учетом жесткой конкуренции между площадками операторам конференц-залов приходится расширять функционал помещений, привлекать новую аудиторию и предлагать новые форматы бизнес-ивентов. «Мы до сих пор находимся в посткризисной ситуации, рынок недвижимости все еще не стабилизировался, поэтому и рынок аренды деловых помещений — это рынок покупателя», — говорит Александр Кириятских.

Как рассказал РБК Петербург директор по маркетингу компании «Марвел-Дистрибуция» Александр Яновский, организаторы бизнес-ивентов стараются подбирать площадки, способные предоставить комплексную услугу и при этом вписаться в экономику мероприятия.

«За разумные деньги мы хотим получить удобно расположенную площадку с собственной парковкой, оборудованными конференц-залами, возможностью организации качественного питания, а иногда и проживания участников. Иногда выбор обусловлен близостью к другим объектам, имеющим отношение к программе мероприятия. Это может быть ресторан, стадион или предприятие — любое место, которое планируют посетить участники семинара или конференции. Еще один фактор, влияющий на выбор — это гибкие условия сотрудничества, например, сроки возможных корректировок тайминга или количества участников», — пояснил Александр Яновский.

По словам Евгении Данилихиной, чтобы получить преимущество, участники рынка стремятся искать новые ниши, формировать новое предложение. «Этой осенью, например, мы организовывали кофейные перерывы на террасе на крыше отеля. Планируем работать и зимой, если погода будет позволять — говорит Евгения. — Также у нас организован лекторий — клуб идей и знаний «Анима Либера». Это некоммерческий проект, задача клуба — объединить интеллектуальные и творческие силы людей, которые стремятся постоянно расширять свои горизонты и созидать на благо общества».

Судя по комментариям организаторов мероприятий, стратегия Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo оказалась успешной. Клиентами компании за последнее время стали несколько крупных корпораций.

Зал "Опера" в Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo
Зал "Опера" в Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo (Фото: Hotel Indigo St.Petersburg-Tchaikovskogo)

Результаты внедрения дополнительных сервисов стали особенно важны на фоне стагнации рынка гостиничных услуг, рост которого прекратился после прошлогоднего всплеска. «Мы добились ощутимых успехов в этом направлении. Доля деловых мероприятий в выручке отеля увеличилась в этом году на 26%», — сказала Евгения Данилихина.

Плоды расширения

Вариант развития бизнеса за счет расширения перечня услуг предпочитают и другие участники рынка. «В плане конференц-возможностей мы только растем», — говорит генеральный директор Интеллектуального кластера «Игры разума» Виталий Соколов. По его словам, в структуре общих доходов кластера поступления от предоставления площадок для проведения мероприятий достигают 20%. Из 3500 кв.м площадей, которые занимают «Игры разума», 1000 кв.м приходится на залы, которые сдаются в аренду для проведения конференций, семинаров и тренингов. Остальные площади используются для собственных бизнесов и интеллектуальных, образовательных, культурных проектов кластера.

Виталий Соколов (Интеллектуальный кластер «Игры разума»)
Виталий Соколов (Интеллектуальный кластер «Игры разума») (Фото: Интеллектуальный кластер «Игры разума»)

Рост спроса Соколов связывает с удачным выбором бизнес-модели кластера. «Мы конкурируем не с другими креативными пространствами, а с отелями класса 4-5 звезд, имеющими залы для конференций. В отличие от них мы можем организовать мероприятие «под ключ» при помощи собственных мощностей, — пояснил руководитель «Игр разума». По его словам, в состав кластера входит ресторанный комплекс, гастробар, бутик-отель, издательство и оперативная типография, диджитл-агентство, центр детского развития, студия красоты и фокус-рум.

Такая конфигурация удобна, например, для иногородних участников конференции, которые могут остановиться в отеле, напечатать раздаточный материал в типографии. При этом диджитл-агентство может создать лендинг для сбора гостей и промотировать мероприятие в интернете; ресторан организует кофе-брейки и ланчи. В центре детского развития при необходимости можно оставить детей на время проведения события; спикеры или участники конференции могут посетить студию красоты перед началом мероприятия, а в гастробаре с ночным танцевальным форматом провести афтепати. «То есть мы закрываем практически все потребности, которые могут возникнуть в день события», — отмечает Соколов.

Банкетный зал ресторанного комплекса "Симпозиум"
Банкетный зал ресторанного комплекса "Симпозиум" (Фото: Интеллектуальный кластер «Игры разума»)

Рост числа деловых мероприятий фиксируют и крупные игроки этого рынка. «Этот сегмент показывает рост — и в целом по рынку, и у нас в частности. Например, на площадках «Экспофорума» и «Ленэкспо» в 2016 году прошло 166 мероприятий, включая 39 собственных и 127 гостевых, — говорит генеральный директор компании «Экспофорум» Сергей Воронков. — В 2015-2016 годах коэффициент загрузки площадок вырос на 24% и в 2016 году составил 65%. В 2016 году у нас прошло на 11% больше мероприятий, чем в 2015-ом. На том же уровне остались конгрессы, на 9% выросли ивенты».

Творческие партнерства

Еще одна тенденция на рынке — появление большого числа мероприятий, связанных с образованием, саморазвитием, получением новых навыков. «Тренинги — это один из трендов этого года, — говорит Виталий Соколов. — Люди пытаются понять, как им изменить свою жизнь, получить новые знания и научиться больше зарабатывать и повышать уровень жизненного комфорта».

Также сформировалась практика организации корпоративных междисциплинарных лекториев и дискуссионных форматов, отмечает Сергей Ушан. Используются сессионные форматы (например «Форсайт-Флот»), которые собирают, помимо управленцев из бизнеса и органов власти, деятелей культуры и науки. По его словам, количество мероприятий со сложной, междисциплинарной повесткой постепенно увеличивается. В городе проходит много ивентов в сотрудничестве между представителями разных сфер. Часто инициаторами таких встреч выступают игроки так называемых креативных индустрий.

Сергей Ушан считает, что значимым фактором конкуренции площадок стало качество контента и уровень спикеров. «Все чаще повесткой событий, инициируемых компаниями, становится общественно значимые интересы, стратегические вопросы развития и управления», — добавляет он.

Таким образом, экономический спад стал толчком к развитию принципиально иного тематического наполнения бизнес-ивентов. Появляются площадки, предлагающие новые форматы коммуникаций, которые становятся востребованы именно сегодня, когда вырос спрос на новые идеи и возможности развития для бизнеса.

Рыночный расклад ​​​​​​​Разобщенность сильнее санкций
Содержание
Закрыть