Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Креативная индустрия сменит облик
Материалы выпуска
Трудные миллиарды локализации Экспертиза Петербург развивает транспорт, гостеприимство и творческие проекты Рынок Креативная индустрия сменит облик Решения Спад остановился, поддержка продолжается Решения
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Креативная индустрия сменит облик
«Офисы во двориках» уступят место крупным кластерам с имиджевыми мероприятиями
Творческие компании Петербурга объединяются в крупные кластеры - синергетический эффект их работы, как ожидается, изменит лицо креативной экономики города.
«Арт-Плэй» - один из примеров крупных площадок для деятельности креативных индустрий, недавно созданных в Петербурге (Фото: Сергей Куликов/Интерпресс)

Новый масштаб
Креативную сферу экономики Петербурга ждет масштабное преобразование. Такое мнение высказал основатель креативного пространства «Люмьер-Холл» Евгений Гудов. «Сейчас в городе создаются крупные площадки для креативных индустрий — офисные помещения в «Новой Голландии», «Арт-Плэй», завод «Севкабель». Когда эти объекты введут в эксплуатацию, преобразится лицо питерских креативных пространств. Это будут уже не стихийно сформированные «офисы во двориках», а крупные кластеры с крутыми имиджевыми мероприятиями. Масштаб креативной отрасли вырастет в 2-3 раза», — пояснил он.

Прямой вклад креативных индустрий в экономику Петербурга пока невелик. «Арендаторы креативных пространств, исходя из мировой практики, могут давать по 3% экономики. В Петербурге эта доля меньше, но она быстро растет», — оценил Е.Гудов. Но уже есть примеры создания действительно дорогого продукта силами небольшой российской команды в креативном кластере. Московская IT-компания разработала код для оптимизации видеотрансляций, за которую Google предложил порядка 100 млн рублей.
В то же время эксперт указал на мощный косвенный эффект от развития креативных индустрий: «Предположим, небольшая дизайнерская команда разработала стул. Нашла дешевые фабричные площади, пусть даже не в Петербурге, рабочую силу, запустила производство. В результате мы получаем развитие российской промышленности и импортозамещение, поскольку производить у нас оказалось, с учетом курса, выгоднее, чем ввозить из Китая».

Вторые по креативу

Потенциал творческих отраслей Санкт-Петербурга отражен, в частности, в совместном исследовании PriceWaterhouseCoopers и фонда Calvert22 «Индекс креативного капитала». Из девяти российских городов, участвовавших в исследовании 2016 года, Петербург занял второе место после Москвы по сводному показателю индекса (68,2 балла из 100 возможных).
Авторы индекса отмечают сильные университеты и крупные IT-компании Петербурга, всемирно известные культурные институции и огромные неосвоенные площади, современную инфраструктуру и историческое наследие, которые создают новые перспективы, так и вызовы для города.

В то же время, указывают эксперты, некоторый консерватизм властей и нехватка крупных инвестиций заставляют амбициозных людей по-прежнему переезжать в столицу. «Многие базовые преобразования, такие как доступное неформальное образование, развитие локальных медиа, обустройство общественных пространств, в Петербурге только начинают набирать обороты, но креативные индустрии пока не воспринимаются городом как сфера экономики, которая могла бы укрепить его имидж», — полагают составители индекса.

Следует, однако, сказать, что власти города делают определенные шаги навстречу развитию креативных индустрий. Так, разработаны изменения в законодательство Санкт-Петербурга, предусматривающие снижение арендной ставки на объекты недвижимости для представителей творческого кластера. Официально введено понятие «креативная деятельность». В настоящее время Закон нашел поддержку у членов Правительства Санкт-Петербурга и после доработки в части регулирования механизмов контроля будет внесен на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Изменения позволят предоставлять инвесторам под организацию креативной деятельности объекты недвижимости, находящиеся в удовлетворительном состоянии и не требующие капитальных затрат, путем проведения аукциона, где начальная цена в отношении объекта недвижимости устанавливается путем применения к рыночной стоимости объекта понижающего коэффициента — 0,01.

Недооцененный дизайн

Инвестиции в технологии, таланты и креатив станут основной темой II ежегодного Инвестиционного форума, который пройдет в Петербурге 26-27 октября 2017 года. Второй день форума целиком посвящен развитию креативных индустрий. Участники обсудят, как креативные и культурные проекты меняют городскую среду, а также оценят потенциал легкой промышленности в развитии креативной экономики.

Тема легкой промышленности не случайно выделена в отдельную дискуссию. Различный дизайн: одежды, обуви, аксессуаров, предметов интерьера — одна из самых распространенных специализаций среди обитателей креативных пространств, наряду с IT. При этом стартапы в легкой промышленности пользуются меньшей поддержкой, чем их коллеги в IT-индустрии.

Как рассказала советник, руководитель практики «Разрешение споров» компании Borenius Анна Заброцкая, пониженные ставки страховых взносов на работников, например, до сих применяются исключительно к IT-компаниям. «Хотя необходимость создания благоприятных условий налогообложения для креативных индустрий активно обсуждается в публичном пространстве далеко не первый год (в частности, такая идея была задекларирована еще в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2013 года), однако дальше общих слов дело пока не идет», — посетовала юрист.

Есть отдельные таможенные преференции, которыми может воспользоваться дизайнерский стартап: нулевые ставки на ввоз отдельных видов оборудования (ткацкие станки, швейные машины), нулевой ввозной НДС на ряд позиций, аналоги которых в России не производится. Однако, как подчеркнула А.Заброцкая, ставки ввозных пошлин на сырье до сих пор сопоставимы со ставками на готовую продукцию, что затрудняет конкуренцию с иностранными производителями.

Отдельная проблема, которая может негативно сказаться на всех представителях креативных индустрий, производящих реальную продукцию — законопроект об «агрегаторах товаров». Этот документ, который сейчас находится на рассмотрении ГосДумы, предполагает внести регулирование деятельности интернет-площадок, на которых размещаются предложения продавцов (Яндекс.Маркет и проч.) Законопроект предполагает введение самостоятельной ответственности агрегатора перед потребителем за предоставление недостоверной информации, убытки и возврат оплаты в случае непоставки товара. «Принятие этого проекта может повлечь существенный рост издержек крупных площадок для размещения товаров, которые в конечном счете будут переложены на производителей», — прогнозирует А.Заброцкая.