Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Строительство метро в Петербурге может существенно подешеветь
Материалы выпуска
Строительство метро в Петербурге может существенно подешеветь Инновации Метро построят быстро Инструменты Продвижение вглубь Рынок За высотным регламентом должен последовать подземный Решения
Инновации Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Строительство метро в Петербурге может существенно подешеветь
Новые технологии «Метростроя» позволят сэкономить время и деньги на подземное строительство
Строительство двухпутных тоннелей метро вместо однопутных и параллелизация работ позволят существенно сократить стоимость и время прокладки тоннелей. Параллельная схема — патентованное изобретение «Метростроя».

Патент на параллель

Стоимость строительства участка Красносельско-Калининской линии длиной 5,1 км составляет 37 млрд рублей, 6-километрового участка Невско-Василеостровской — 30 млрд. Такая экономия достигается, в том числе, благодаря тому, что 5,2 км «зеленого» участка составляет двухпутный тоннель. В компании уточнили, что расчеты по экономии средств пока предварительные. Более точные данные появятся, контракт на создание участка Невско-Василеостровской линии от «Приморской» через «Новокрестовскую» до «Улицы Савушкина» будет завершен.

Компания уже использовала технологию двухпутного тоннеля на участке Фрунзенского радиуса. Однако на «зеленой» линии строители впервые применили схему параллельного выполнения работ. Если раньше необходимо было, например, полностью завершить проходку тоннеля, прежде чем укладывать жесткое основание («пол»), то теперь стало возможно начать обустраивать тоннель еще до того, как проходческий щит завершит работу.

Для этого строители вслед за щитом сооружали в тоннеле участки вентперекрытия и так называемые «треугольники» - боковые части жесткого основания тоннеля. Средняя часть тоннеля при этом оставалась свободной для перемещения мультитранспортных средств, доставляющих блоки обделки к месту установки. Затем, с помощью специально разработанной технологической тележки проезд по тоннелю обеспечивался над средней частью, а под тележкой в это время шла заливка бетона. Такая параллельная схема выполнения работ является инновационной разработкой петербургских метростроителей и защищена патентом на изобретение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Технологическая тележка

Успеть до чемпионата

Технологии двухпутного тоннеля и параллелизации работ позволяют практически вдвое сократить время создания новых участков метрополитена. Уменьшение срока строительства стало принципиально важным для Метростроя на Невско-Василеостровкой линии, поскольку станция «Новокрестовская» должна быть готовы к Чемпионату мира по футболу 2018 года. При этом компания получила возможность приступить к выполнению контракта только в сентябре 2015 года, когда завершилось создание намыва для «Новокрестовской».

За оставшееся до чемпионата время «Метрострою» нужно было соорудить стартовый котлован и смонтировать щит, пройти двухпутный тоннель диаметром 10,3 м (внешний контур обделки) и протяженностью 5,2 км, построить две станции мелкого заложения: «Новокрестовская» и «Улица Савушкина», на глубине порядка 60 метров построить демонтажную камеру и участок с двумя однопутными тоннелями диаметром 5,63 м, соединяющий эту камеру и станцию «Приморская». Проходка двухпутного участка тоннеля завершилась 25 августа. Теперь строителям нужно демонтировать щит и завершить обустройство тоннелей.

Демонтаж щита

Эффект масштаба

В «Метрострое» отметили, что планируют и в дальнейшем применять технологии строительства двухпутных тоннелей с параллелизацией работ. Это может приблизить появление в Петербурге новых станций метро, однако данный вопрос решает Смольный, опираясь на проектные институты. В компании уточнили, что двухпутные тоннели целесообразно строить на участках длиной от 5 км. На коротких участках экономия времени и средств окажется незначительной из-за сложного монтажа и демонтажа большого проходческого щита.

Как ранее сообщало РБК, стоимость проекта по строительству участка Невско-Василеостровской линии метро от станции «Приморская» до «Улицы Савушкина» («Беговая»), включая станцию «Новокрестовская», составляет 30,2 млрд рублей. В феврале 2017 года глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин отмечал, что станцию метро «Новокрестовская» сдадут 30 апреля 2018 года.