Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Острова долголетия
Материалы выпуска
Стройка без бумаги Рынок Инновации будут – дайте электричество! Инновации Пациент с CD в кармане Инновации Спад остановился, поддержка продолжается Решения Мы и технологии: портрет на фоне времени Инновации Blockchain: кто первым войдет в реку Инструменты Убивает на втором витке Экспертиза В Петербурге строительные инновации сначала появляются в элитном сегменте Решения Острова долголетия Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Острова долголетия
Теперь в элитном сегменте дом — не крепость, а, скорее, большая СПА-зона для приверженцев здорового образа жизни
Фото: Еврострой

Элитный сегмент рынка недвижимости кажется консервативным. Однако самые передовые инженерные решения и новые строительные технологии апробируются здесь, а затем распространяются на другие сегменты рынка недвижимости. Иначе не угнаться за растущими требованиями состоятельных покупателей. Анализ рынка зарубежной недвижимости дал сигнал и петербургским девелоперам — сейчас покупатель хочет следовать здоровому образу жизни и готов платить, чтобы жилье удовлетворяло его запросам.

За рубежом понятие «нового люкса» базируется на идее активного долголетия. На протяжении последних нескольких лет десятипроцентный ежегодный рост демонстрирует рынок товаров и услуг, позволяющих вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Рынок недвижимости не остался в стороне, предложив — как всегда, сначала покупателям элитного сегмента — ряд особенных опций.

Голубой океан долголетия

Стремление жить долго определяет потребительское поведение элиты в странах Запада уже несколько десятилетий. Прежде всего, это привело к взлету цен на недвижимость в регионах, располагающих к рекордным цифрам продолжительности жизни. Поэкспериментировав с тем, что можно и чего нельзя позволять девелоперам в особых природных зонах, регионы — лидеры ЗОЖ пришли к формуле: права покупателей на использование экологичной среды обитания прямо пропорциональны объему обязанностей по сохранению этой среды для будущих поколений. В особо целебных местах баланс спроса на элитное жилье и предложения сегодня регулирует поистине «драконовское» законодательство, диктующее застройщикам, что и как нужно возводить на приобретенном участке земли.

Например, Сардиния — один из пяти «голубых регионов» Земли с аномально высоким процентом долгожителей, давно облюбованный соответствующим контингентом (неофициальный титул «остров миллионеров» точно отражает состояние дел)  — настоящий вызов для девелопера, рискнувшего реализовывать элитный проект. В городах полуострова исторические центры сохраняются в неприкосновенности, благодаря вето на любые изменения фасадов домов, находящихся ближе 200 метров от церквей. Строгие запреты действуют и вне зон историко-культурного наследия: высотное строительство невозможно в принципе, нормой считается два этажа. Поэтому, несмотря на высокий спрос на недвижимость, профессиональных девелоперов на Сардинии немного, и практически все они — местные.

Виллы на Сардинии: за жизнь в регионе долголетия нужно заплатить порядка 10 млн евро.

«С одной стороны, девелоперу здесь крайне сложно, с другой — покупатель гарантированно получает уникальный продукт: например, дом в биосферном заповеднике с лучшими инженерными решениями и гарантией того, что прелесть локации ничто и никогда не омрачит. Закрыть вид на залив здесь не позволят ни за какие деньги», — объясняет руководитель девелоперской компании Villegium Марко Феррарио. Муниципалитет каждой области четко представляет, что соответствует историческому облику места, и последнее слово всегда остается за ним. При строительстве вилл на Сардинии ландшафтный дизайн должен учитывать нормы высадки растений, подлежащих сохранению на этой территории, а инженерия обязана быть самой передовой, чтобы обеспечить нейтральность здания по отношению к окружающей среде. Стоимость недвижимости для приверженцев ЗОЖ в «голубых регионах» соответствует вложенным девелоперами усилиям — цена новой виллы с участком на Сардинии составит порядка 10 млн евро.

Курс на ЗОЖ: петербургский формат

В случае менее решительных инвестиций — приобретении элитного жилья без релокации — эксперты также отмечают интерес элитных покупателей к опциям, позволяющим вести образ жизни «повышенной комфортности». В Европе это понятие примерно поровну делится между потребительскими характеристиками жилья и «зеленым», то есть ответственным строительством. У россиян в приоритете однозначно пункт один — собственно потребительские опции, позволяющие скрасить особенности локации. Московские девелоперы первыми стали предлагать недвижимость с акцентом на функции оздоровления жизни — сейчас этот тренд проявляется и на петербургском рынке элитной недвижимости.

Рынок уже успел ощутить новый запрос со стороны потребителей, отмечают девелоперы. Президент Холдинга RBI Эдуард Тиктинский cвидетельствует, что запрос на экологичность жилья и заботу о здоровье даже более отчетлив, чем потребность в высокотехнологичном «умном» доме: «Инженерную начинку, заложенную в проект, элитный покупатель оценивает, в первую очередь, с этой стороны: качественная вода из крана, чистый воздух нужной влажности и так далее».

Запрос на инфраструктуру для здорового образа жизни более отчетлив, чем на высокотехнологичные здания.

При этом застройщики отмечают, что ЗОЖ — лишь один из маркеров новых потребительских ожиданий. «Сегодня недостаточно оборудовать жилье современными лифтами, подземным паркингом и продвинутыми сплит-системами, — уточняет генеральный директор Группы компаний «Еврострой» Оксана Кравцова. — Искушенный потребитель хочет получать то, к чему привык, в режиме «здесь и сейчас» — от здорового завтрака до возможности плавать в бассейне в любое время дня и ночи. Новые привычки и требования к комфорту требуют жилого пространства клубного формата — для людей одного круга».

Вместе с тем часть игроков рынка осторожно оценивают вклад ЗОЖ-опций жилья в принятие покупателями решений о покупке элитной недвижимости. «Конечно, на рынке уже есть объекты, в продвижении которых маркетологи обыгрывают тему ЗОЖ. Однако выбор покупателя основывается на более весомых качествах проекта: расположение дома, его архитектура и квартирография, панорамные виды из окон квартир, сервис, известность и надежность застройщика», — отмечает управляющий директор «Группы ЛСР» Юрий Ильин.

Здоровье в деталях

Набор предусмотренных девелопером опций для здорового образа жизни напрямую зависит от статуса объекта. Так, в жилом комплексе бизнес-класса ЗОЖ-возможности остаются на усмотрение владельца квартиры — девелопер не обременяет остальных жильцов дополнительной финансовой нагрузкой. Директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов отмечает, что ввиду существенных расходов на обслуживание четырехступенчатой системы очистки воды (до уровня питьевой) все здание обеспечивается только фильтрами грубой очистки, а дополнительные функции собственники обеспечивают самостоятельно. Такая же ситуация с кондиционированием: «Как правило, покупатели предпочитают устанавливать собственные сплит-системы в квартирах. Другой вопрос, что для их установки должны быть предусмотрены специальные места на балконах и лоджиях». Учитывая разный уровень дохода и потребностей потребителей жилья бизнес-класса, застройщики формируют диапазон возможностей для «апгрейта» квартир.

Сергей Степанов

В традиционно однородном высоком сегменте ЗОЖ-опции предлагают к коллективному потреблению. Петр Войчинский, директор агентства «МК-Элит», отмечает: «Элитный сегмент долго мыслил категориями «рая в отдельно взятой квартире»: каждый сам определял степень экологичности своего жилья, и соответствующие инженерные системы устанавливались собственником самостоятельно. Однако сегодня потребители элитного жилья все чаще готовы платить «компенсацию за экологичность» дома целиком, поэтому жильцам изначально предлагаются экологичные решения: опции «умного дома», снижение воздействия на окружающую среду, замкнутый цикл инженерных процессов, системы вакуумного мусороудаления и так далее».

Запрос на ЗОЖ стал естественным продолжением уже устоявшихся в сознании петербургских потребителей требований к экологичности и энергоэффективности жилья. Навесной вентилируемый фасад, деревянные стеклопакеты, контроль чистоты и влажности воздуха вошли в джентльменский набор элементов статусного домостроения. «Часть инженерных опций, таких как многоступенчатая очистка воды, предусмотрены практически в каждом объекте высокого класса — и это не веяние моды, а соответствие стандартам элитного домостроения и требованиям клиентов», — сообщает Юрий Ильин.

Помимо собственно инженерных решений, приверженность статусных покупателей здоровому образу жизни корректирует инфраструктуру элитного объекта. «Все чаще застройщики по умолчанию включают туда фитнес-центр, а в топовых проектах предусматривают «индивидуальный ЗОЖ», вплоть до мини-бассейнов в каждой квартире», — отмечает Петр Войчинский.

Петр Войчинский

При этом каждый проект и набор его ЗОЖ-составляющих уникальны. Так, RBI еще в 2005 году, предложив рынку ЖК «Новая звезда», удивил экспертов нестандартным соотношением жилья и объема закрытой, то есть доступной только жильцам дома фитнес-инфраструктуры. Как отметил Эдуард Тиктинский, «подобных проектов по определению не может быть много: на этом рынке мы имеем дело не с трендами, а с отдельными удачными и интересными примерами».

Эдуард Тиктинский

Тем не менее, число таких примеров на рынке возрастает. Например, в ЖК «Привилегия» застройщик включил целую линейку опций, позволяющих вести здоровый образ жизни, — от сугубо инженерных решений до фитнес-клуба, спа-центра, лавки фермерских продуктов и других опций.

Сардиния в миниатюре

Оценивая, насколько стоимость проекта увеличивается ввиду обременения его ЗОЖ-опциями, застройщики единодушны: нестандартные архитектурные решения, новые материалы и инженерные опции способны добавить к себестоимости объекта до 10%. Однако главным фактором, определяющим увеличение стоимости жилья, является уровень спроса. И, судя по готовности покупателей нести дополнительную финансовую нагрузку за распределенные на всех ЗОЖ-блага, а застройщиков — делать их дополнительным маркетинговым аттрактором для целевой аудитории, — рынок недвижимости далек от насыщения подобными объектами.

Новое ответственное отношение к своему здоровью — долгоиграющий триггер потребительского поведения. С точки зрения элитного потребителя, сегодня дом — не крепость, а остров для здорового образа жизни, «голубой регион» в миниатюре. Даже имея недвижимость в «здоровом» регионе или компенсируя это частыми путешествиями туда, состоятельные петербуржцы стремятся поддерживать форму на родине. Сторонники здорового образа жизни хорошо знают, что в этой сфере только постоянство привычек и условий гарантирует выраженный результат. Инвестиции в нетоксичное жилье — одно из наиболее эффективных решений, обеспечивающих это постоянство.

Оксана Кравцова, генеральный директор Группы компаний «Еврострой»:

Оксана Кравцова

«На стадии проектирования каждого объекта мы четко понимаем, что хотим продавать не квадратные метры, а нечто большее — образ жизни deluxe. Это, в том числе, означает следование современным общемировым трендам — путешествия, здоровье, красота, поддержание хорошей формы. Поэтому все дома мы оснащаем сервисом пятизвездочного отеля, и ЗОЖ-опции в наших объектах — на расстоянии вытянутой руки.

Например, в ЖК «Привилегия» откроется первый в Петербурге фитнес-клуб московского оператора Dr. Loder; в спа-центр площадью 3800 м2 с 25-метровым бассейном можно попасть, не выходя на улицу, а полезные завтраки сервируются в лобби-баре. В доме установлена многоуровневая система очистки, благодаря которой можно пить воду прямо из-под крана. Также мы откроем собственный панорамный ресторан французской кухни Rasscase с видом на воду, где будет предусмотрено, в том числе, фитнес-меню.

Мы общаемся со всеми собственниками лично и отслеживаем бытовые потребности жильцов. Далее прогнозируем спрос на определенные опции, под них подстраиваем инфраструктуру новых проектов. Именно в этой логике в нашем клубном доме «Приоритет» на Воскресенской набережной появились барбер-шоп, массажный и маникюрный кабинеты, а в Esper Club на Крестовском, где будет много семей с детьми, — кондитерская (в том числе с фитнес-десертами без сахара и муки).

Современная инженерная инфраструктура и новые стройматериалы — одно из базовых условий для обеспечения здания ЗОЖ-функциями. Это видно на примере «Привилегии»: в доме предусмотрены специальные шахты для наружных блоков сплит-систем. Внутри квартир всегда будет свежо и комфортно, а снаружи — красиво, без неуместных кондиционеров на окнах. Перегородки между квартирами выполнены из монолита и полнотелого кирпича и обладают повышенной звукоизоляцией, а внутри квартиры — из экологически безопасных гипсолитовых плит.

Дизайн объекта и архитектурные решения прибавляют к его стоимости 10%. Но инфраструктура для здорового образа жизни — это наша репутация и «лицо», наше уникальное конкурентное преимущество. Поэтому мы не закладываем затраты на ее обеспечение в стоимость жилья».

Юрий Ильин, управляющий директор «Группы ЛСР»:

Юрий Ильин

«Часть инженерных опций, таких как многоступенчатая очистка воды, предусмотрена практически в каждом объекте высокого класса — и это не веяние моды, а соответствие стандартам элитного домостроения и требованиям клиентов. Что касается современных строительных материалов и технологий, то, благодаря применяемым сегодня фасадным конструкциям, существенно снижаются естественные теплопотери жилого дома — до 30%. Хорошая теплоизоляция сохраняет в квартирах тепло зимой и прохладу летом, создавая комфортные условия проживания и позволяя жильцам экономить на отоплении и кондиционировании».