Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
По дороге с «облаками»
Материалы выпуска
Цифровая трансформация: технологические вызовы Рынок Облачное будущее: IaaS плюс блокчейн Экспертиза По дороге с «облаками» Инструменты
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
По дороге с «облаками»
Российские стартапы делают ставку на облачные сервисы
Отечественные онлайн-стартапы выбирают облачные сервисы еще в начале работы, так как именно они позволяют сэкономить и получить возможность масштабирования, если проект пойдет в рост.

Разрушая правила

Среди преимуществ облачных сервисов возможность масштабирования и гибкость настроек занимают ведущее место, наряду с экономией затрат, что особенно важно на старте проекта. Чтобы начать бизнес, завязанный на IT, не достаточно идеи – нужна инфраструктура, на самостоятельное создание которой денег у стартаперов нет.

И даже если они найдутся, в случае взрывного роста популярности сервиса быстро нарастить вычислительные мощности, докупив сервера, будет сложно. Но если этого не сделать, даже самая перспективная идея может кануть в лету, так что возможность масштабировать облако до нужных размеров будет как нельзя кстати.

«Создание собственной IT-инфраструктуры требует вложений в наем IT-специалистов, в закупку серверов и сетевого оборудования, выбор и обустройство площадки. IaaS – более гибкий и удобный инструмент, позволяющий запустить проект с минимальными затратами и в кратчайшие сроки, - объясняет выбор стартапов в пользу IaaS вместо создания собственной IT-инфраструктуры Феликс Шпильман, генеральный директор сервиса по бронированию отелей «Островок». - В любой момент можно нарастить или уменьшить используемые мощности или изменить параметры виртуальных машин, не неся при этом никаких капитальных затрат. Замена оборудования в серверах или апгрейд – все это делает провайдер. Кажется, что большинство компаний сейчас изначально стартует на сервисной модели для более быстрого развития и это стало стандартом де факто. Собственную инфраструктуру развивают только ИТ-гиганты, такие как Mail.ru Group, Yandex, Сбертех и т.д.».

«Любой современный веб-стартап всегда использует облачную инфраструктуру, я уже давно не встречал обратного, - рассказывает о потенциале использования облаков Алексей Вахов, технический директор образовательной платформы Учи.ру. - Это довольно просто, когда за 500-1000 рублей в месяц вы получаете за пару минут доступ к полноценному серверу, и уже можете разворачивать первое приложение. Для веб-проектов IaaS способно решить 99% проблем типового веб-продукта, но, конечно, с ростом все индивидуально».

По мере роста компании требования к IT-инфраструктуре будут меняться. Вахов отмечает, что, когда появляется трафик, возникают иные вопросы - например, насколько облако эластично. Однако покупать свои серверы и создавать площадку для их размещения решаются единицы. Для бизнеса это не только затраты, но и дополнительные усилия. Когда заботы о стабильности сервисов выходят на первый план, многие предпочитают переложить ответственность на плечи облачного провайдера, получив гарантированный SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне качества предоставляемых услуг).

Многие российские онлайн-компаний, в свое время сделавшие ставку на ««облака»», вышли с их помощью на федеральный и даже международный уровень.

Физическая близость

Для «Островка» облачная инфраструктура соответствует и специфике работы: отельный бизнес имеет не постоянный характер и сильно подвержен сезонности. «На число посетителей нашего сайта влияют, в том числе, рекламные кампании. В связи с этим не редки случаи, когда нам необходим многократный рост мощностей на относительно короткий и прогнозируемый промежуток времени. С IaaS мы практически не ограничены в возможностях масштабирования инфраструктуры ни в объемах, ни в сроках, что позволяет бизнесу быстро реагировать на изменения. Этим модель IaaS выгодно отличается от on premises, в которой инвестиции в оборудование могут возвращаться через годы», - говорит Феликс Шпильман.

В «Островке» уверены, что важным преимуществом является и экспертиза на стороне провайдера. «Мы сохраняем стратегическое видение, а провайдер следит за работоспособностью систем, безопасностью, обеспечивает оперативную замену выходящего из строя оборудования. При размещении серверов in-house такой уровень качества IT могут себе позволить очень немногие компании», - поясняет Шпильман.

Сервис бронирования отелей «Островок» был основан в 2011 году. По данным рейтинга SimilarWeb за 2016 год, Ostrovok.ru является вторым по популярности hospitality-сайтом России. На сегодняшний день база отелей Ostrovok.ru является одной из самых крупных среди глобальных онлайн сервисов – 900 тыс. гостиниц по всему миру. Служба поддержки сервиса работает в режиме 24/7. В компании утверждают, что у Ostrovok.ru - самая большая команда по работе с отелями в России.

Изначально инфраструктура «Островка» размещалась на AWS (Amazon Web Services). Однако изменения в экономической ситуации и в законодательстве привели к тому, что сервис переехал на отечественное облако, выбрав в качестве провайдера компанию Selectel. Преимуществ у переноса инфраструктуры в Россию, по мнению гендиректора онлайн-сервиса было несколько: это и предсказуемость рублёвого биллинга, и значительная экономия затрат, и возможность соблюсти требования российского законодательства по хранению персональных данных.

«Кроме того, нам было важно консолидировать инфраструктуру, обеспечивающую самые разные бизнес-процессы: сайт, обработка сообщений, внутренние системы и прочее. Выбор был сделан в пользу гибридного ««облака»» Selectel на базе облачных и выделенных серверов с быстрой локальной сетью, - рассказывает Феликс Штильман. – к тому же большинство наших пользователей из России, поэтому продукт стал более отзывчивым, мы стали физически ближе к нашим клиентам, что не может не радовать».

«Облако» на вырост

Для «Учи.ру» физическое и юридическое присутствие в России изначально были важны для выполнения требований закона о персональных данных. При выборе провайдера среди ключевых факторов были наличие публичного «облака», виртуализация с одним из стандартных API, принятых в индустрии, репутация поставщика.

«Далее шли вопросы, которые можно было решить только во время пилотных проектов и эксплуатации: это удобство использования панели, отзывчивость поддержки и скорость ее реагирования, наличие ошибок и их критичность, какие-то скрытые лимиты и параметры, производительность ««облака»», ширина и стабильность канала и прочее, прочее, – рассказывает Алексей Вахов. – Из чисто технических ограничений для нашей схемы организации инфраструктуры критически важным было наличие приватной подсети – не каждый облачный провайдер предлагает такую. На момент создания образовательной платформы «Учи.ру» единственное предложение, которое удовлетворило всем нашим условиям, было у Selectel».

Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где более 1 500 000 учеников из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Основная задача Учи.ру — помочь учителю в построении индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика. Платформа адаптируется под ребенка и таким образом помогает ему заниматься в комфортном для него темпе и усваивать знания без пробелов. Проект создали в 2011 году два выпускника МФТИ — Иван Коломоец и Евгений Милютин. Сейчас на платформе Учи.ру реализованы курсы начальной школы (математика, русский язык, английский язык, окружающий мир) и курс по математике и алгебре для 5-9 классов.

В процессе развития платформы, с появлением новых функций и приложений, требования к инфраструктуре менялись, поэтому в компании выработали свой подход к масштабированию. «Мне нравится, когда на старте создается маленькая копия предполагаемого большого продакшена. Если говорить о веб-приложениях, когда мы запускаем что-то новое, то с самого начала выделяем отдельные машины под каждую роль: балансер, сервер приложения, база данных. То есть даже минимальная инсталляция у нас состоит из 5-6 серверов, - объясняет Алексей Вахов. - Конечно, когда трафика нет, можно все разместить и на одном сервере, но масштабировать приложение будет значительно удобнее, если сразу же разделить задачи. Такой подход чуть более затратен, но в нашем случае он себя окупает. В «облаке» можно начать с маленьких дешевых серверов и затем добавлять нужные ресурсы, масштабировать серверы горизонтально».

Сегодня нагруженные проекты платформы «Учи.ру» располагаются на большем количестве мощных нод, однако логически все проекты работают практически одинаково – не зависимо от того, ориентированы ли они на внешнего пользователя или на внутреннего клиента. «Это очень удобно. Можно управлять серверными мощностями и воронкой доставки независимо друг от друга», - говорит Алексей Вахов.

Среди наиболее значимых преимуществ использования IaaS в «Учи.ру» отмечают высокую скорость развертывания и внесения изменений, возможность быстро менять ресурсы. «В конечном счете, бизнес будет упираться в скорость контролируемых изменений, которую способна обеспечить DevOps-команда. «Облако» позволяет сильно продвинуться в этом направлении, - резюмирует Алексей Вахов. – Наша миссия – помогать детям учиться, а не настраивать серверы. Когда коллеги могут положиться на IT-команду, зная скорость ее работы, надежность решений по масштабированию текущих приложений, они чувствуют себя гораздо более уверенно и могут концентрироваться на своих задачах».

Одна из задач, для которой облачная инфраструктура незаменима, это проведение на платформе «Учи.ру» масштабных онлайн-олимпиад, в которых принимают участие до миллиона учеников из России и соседних стран. Большой трафик на сайт идет несколько недель. «Для нас привычна ситуация, когда нужно быстро запустить 10-20 дополнительных серверов, провести событие и выключить их. Без «облака» сделать это было бы сложнее и дороже, да и времени бы потребовало больше», - уверен Алексей Вахов.