Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Рынок дорожной техники начал восстановление
Материалы выпуска
Битва эпох: типографии тяжело вступают в цифровую реальность Рынок Бизнес обновляет автопарк Рынок Плоды обрусения Решения Год снижения цен и новых инвестиций Экспертиза Экономика просит станков Рынок ТОР и ГЧП спешат на помощь Рынок Рынок дорожной техники начал восстановление Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рынок дорожной техники начал восстановление
Дорожно-строительные компании устали ждать лучших времен и начали обновлять парк техники
Рынок дорожно-строительной техники восстанавливается после двухлетнего падения. Участники признают, что компании сегмента адаптировались к экономической ситуации и начали обновлять парк, удовлетворяя отложенный спрос.
Фото: Виктор Погонцев/Интерпресс

По нисходящей

Объемы дорожного строительства в России последние несколько лет снижаются. Это тенденция прослеживается и по отчетам Федерального дорожного агентства (Росавтодора) по итогам последних трех лет. Так если в 2014 году было введено в эксплуатацию 581,7 км федеральных автомобильных дорог, а в составе этих объектов построены и реконструированы 25,7 тысяч пог. м искусственных сооружений, то в 2015 году - уже 369,1 км и 11,8 пог. м, в 2016 году всего 214 км и 4,6 тысяч пог. м, соответственно.

Сокращение объемов дорожно-строительных работ спровоцировало резкое снижение спроса на технику. Пик падения пришелся на 2015 год, после обвального снижения курса рубля. По данным Росстата, в 2014 году в России было реализовано 57 666 ед. техники (произведенной в РФ и импортируемой), а в 2015 году – только 25 745 ед., то есть продажи техники сократились более чем в 2,2 раза. В частности импорт бульдозеров, грейдеров, экскаваторов и дорожных катков в 2015 году составил всего 8,2 тыс. единиц, против 27,9 в 2014 г. и 41,7 тыс. – в 2013 г. Производство подобного оборудования в России также сократилось. В частности, в 2015 году в стране было произведено 500 грейдеров, против 1000 в 2013 г. В 2016 году падение спроса на ДСТ продолжилось, но существенно замедлилось до 24 626 ед.

Как отмечается в исследовании ассоциации «Росспецмаш», «основными причинами падения в отрасли стали негативные экономические явления, такие как сокращение объемов строительных работ, рост кредитных ставок. Весомую роль сыграло и подорожание в 1,5-3 раза импортной техники и оборудования».

На подъеме

Впрочем, к 2017 году большинство дорожно-строительных компаний адаптировалось к новым экономическим условиям. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый квартал 2017 года продажи дорожно-строительной и спецтехники в России выросли на 29% до 1536 шт. Во втором квартале 2017 г. темпы продаж возросли на 58%.

«Рынок во втором квартале показал логичное продолжение трендов, которые уже наблюдались в первом квартале. Эффект отложенного спроса продолжает двигать рынок вверх. Компании вынуждены обновлять устаревший и вышедший из эксплуатации парк техники, несмотря на высокие ставки по кредитам и очень высокий утилизационный сбор», - пояснил председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. Однако, говорится в сообщении AEБ, до полного восстановления рынка еще далеко «чтобы достичь докризисного уровня, рынок должен вырасти ещё на минимум 100% в 2018 году».

Оживление на рынке ДСТ почувствовали и российские производители техники. По информации ассоциации «Росспецмаша», если в 2015 г. на территории России произведено 5730 ед. техники, то в 2016 г. уже 6760 ед. При этом доля отечественных машин в количественном выражении на внутреннем рынке составила 45%.

Как отмечается в исследовании ассоциации «Росспецмаш», за первые пять месяцев текущего года в России было произведено свыше 2,8 тыс. ед. строительно-дорожной техники (без учета прицепов, полуприцепов и коммунальной техники), тогда как за аналогичный период прошлого года было произведено 2,35 тыс. ед. техники. В частности, выпуск погрузчиков увеличился в 3,7 раза – до 97 ед., дорожных катков в 2,3 раза – до 112 ед., экскаваторов произвели на 21% больше – 606 ед., автопогрузчиков на 21% больше – 188 ед., автогрейдеров на 20% больше – 210 ед., автокранов на 20% больше – 1239 ед., автобетоновозов на 15% больше – 159 ед.

За первые пять месяцев текущего года, по данным ассоциации, почти вдвое вырос и импорт строительно-дорожной техники с 6 106 ед. до 11 980 ед. В частности, импорт бульдозеров увеличился за этот период на 93% (409 ед.), катков на 36% (452 ед.), экскаваторов 208% (1 162 ед.), грейдеров 183% (85 ед.), кранов 116% (41 ед.), фронтальных погрузчиков 168% (1434 ед.). В денежном выражении поставки строительно-дорожной техники в Россию по итогам января – мая 2017 г. выросли на 58% до 40,76 млрд руб.

«Всего за первые пять месяцев 2017 г. объем рынка строительно-дорожной техники составил 14 780 ед., тогда как за аналогичный период прошлого года – 8 460 ед. По прогнозам, российский рынок строительно-дорожной техники составит в 2017 г. порядка 190-200 млрд руб., при этом на долю отечественных производителей придется 34% в денежном выражении. В 2016 г. он составил порядка 150 млрд руб., а доля российских производителей 29%.»,- говорится в исследовании ассоциация «Росспецмаш».

Пора покупать

«Основным фактором роста рынка ДСТ является эффект отложенного спроса, - считает руководитель отдела маркетинга Construction Equipment компании CNH Industrial Анна Тюрина. - Несмотря на высокие ставки по кредитам и утилизационному сбору, компании вынуждены обновлять устаревший и вышедший из эксплуатации парк техники». По ее мнению, полное восстановление рынка докризисного уровня возможно при сохранении стабильного курса рубля и отсутствии негативного воздействия на отрасль, включая увеличение ставок по утилизационному сбору и других пошлин.

«В прошлый раз массовые закупки дорожно-строительной техники проводились в конце 2014 – начале 2015 года. Сейчас наблюдается очередной виток обновления парка, причем именно за счет приобретения новой техники, а не б/у, - говорит руководитель направления по работе с финансовыми институтами компании «Русбизнесавто» Денис Черепов. – Хотелось бы, чтобы это оказалось «устоявшимся трендом». Однако, если учесть, что доля импортной техники на рынке ДСТ в 2016 году в РФ составила 70%, сильные колебания на валютном рынке могут свести на нет рост продаж первого полугодия. К сожалению, мы уже наблюдали подобную картину в недавнем прошлом».

«С одной стороны, конечно, рост продаж инициирован в некоторых случаях тем, что какие-то покупатели ждали лучших условий для покупки. С другой стороны, сказываются стабилизация курса, а также возобновление финансирования федеральных и региональных строек», - замечает генеральный директор ООО «МаксиСклад» Иван Чернышов.

Иван Чернышов, генеральный директор ООО «МаксиСклад»

Популярный инструмент

Наиболее популярным финансовым инструментом для обновления и пополнения парка ДСТ стал лизинг. В настоящее время доля продаж через лизинг в компании "Русбизнесавто" составляет примерно 55%, включая ЛКТ и ГКТ. «По нашим оценкам в кредит приобретается около 5% техники, оставшиеся 40% покупается за счет собственных средств компаний», - рассказывает Денис Черепов.

«В линейке легкой техники доля лизинга превышает 60%- основные драйверы здесь «простота покупки» и «стоимость лизинга по специальному предложению. В линейке тяжелых машин доля лизинга достигает 80%, затраты на приобретение таких машин являются значимыми и клиенты предпочитают не использовать собственные средства из оборота, а привлечь их по низким ставкам в рамках специальных программ, поясняет менеджер розничных программ финансирования CNH Industrial Евгений Анашкин. - По нашим оценкам, доля покупок за собственные средства составляет около 30-35% по легкой линейке техники и практически отсутствует в тяжелой гамме».

Алексей Агеев, Директор департамента розничного финансирования компании ООО «ЮниРент»

Директор департамента розничного финансирования компании ООО «ЮниРент» Алексей Агеев обратил внимание на еще один инструмент финансирования покупки техники - «сублизинг» или «аренда с выкупом» в качестве аналога рассрочки. «В данном случае, наша компания приобретает технику в лизинг на себя, и передает клиентам в субаренду сроком до 12 месяцев. Таким образом, клиент получает новую технику и не несет расходов по сервисному обслуживанию в ежемесячных платежах, также у него нет обязательств по выплате полной стоимости договора и выкупу актива в собственность, например, в случае падения объемов бизнеса», - поясняет Алексей Агеев.

Также он заметил, что локомотивом продаж являются «частные» формы поддержки, когда сами производители выделяют маркетинговые субсидии дилерам и партнерским либо кэптивным лизинговым компаниям для снижения стоимости финансирования. «Это, несомненно, инструмент конкурентной борьбы на рынке за своего покупателя, но в текущем моменте они видятся более действенными с точки зрения минимизации затрат и получения дополнительной выгоды лизингополучателями при покупке спецтехники в лизинг», - считает Алексей Агеев.

Государственная поддержка

Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков, отмечает, что объем нового бизнеса компании «Балтийский лизинг» в сегменте дорожно-строительной техники за 2016 год составил 2,1 млрд рублей, а по итогам первого полугодия 2017 года этот показатель уже достиг 1,8 млрд, и компания ожидает дальнейший рост спроса.

Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»

По его мнению, одним из факторов поддержки рынка является новая программа Министерства промышленности и торговли РФ по субсидированию спецтехники, которая начала действовать со второго полугодия. Ожидается, что в 2017 году реализация этой программы обеспечит дополнительный объем производства и реализации в России свыше 5 тысяч единиц техники.

Как пояснил директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Евгений Корчевой, программа направлена на возмещение потерь лизингодателей при предоставлении клиенту скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники, заключенным в 2017 году. Она была запущена в конце первого полугодия 2017 года.

На сегодня более 70 лизинговых организаций подали заявки на участие в этой программе, в свою очередь, Минпромторг России готов заключить соглашения с 43 компаниями. Данные организации имеют право на получение субсидий из федерального бюджета в установленном порядке. Программа рассчитана на 2017 год, с учетом подачи заявки в срок до 1 декабря.

«В соответствии с утверждёнными правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в программе принимают участие все виды строительно-дорожной и коммунальной техники. В свою очередь, лизинговая организация, которая является получателем субсидии, руководствуясь собственной политикой управления рисками, принимает решение об участии конкретного продукта в программе», - пояснил чиновник.

По словам Евгения Корчевого, помимо программы льготного лизинга, Минпромторг запустил механизм, нацеленный на стимулирование внедрения в эксплуатацию современных высокотехнологичных средств производства. Предприятия-производители могут получить субсидию из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям. Субсидией компенсируется до 50% от фактически понесенных затрат на оплату сырья, материалов и комплектующих, инженерную разработку и проектирование, приобретение оснастки и расходного инструмента, логистические операции и т.д.