Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Рынок дорожной техники начал восстановление
Материалы выпуска
Рынок дорожной техники начал восстановление Рынок Бизнес обновляет автопарк Рынок Плоды обрусения Решения Год снижения цен и новых инвестиций Экспертиза Экономика просит станков Рынок ТОР и ГЧП спешат на помощь Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рынок дорожной техники начал восстановление
Дорожно-строительные компании устали ждать лучших времен и начали обновлять парк техники
Рынок дорожно-строительной техники восстанавливается после двухлетнего падения. Участники признают, что компании сегмента адаптировались к экономической ситуации и начали обновлять парк, удовлетворяя отложенный спрос.
Фото: Виктор Погонцев/Интерпресс

По нисходящей

Объемы дорожного строительства в России последние несколько лет снижаются. Это тенденция прослеживается и по отчетам Федерального дорожного агентства (Росавтодора) по итогам последних трех лет. Так если в 2014 году было введено в эксплуатацию 581,7 км федеральных автомобильных дорог, а в составе этих объектов построены и реконструированы 25,7 тысяч пог. м искусственных сооружений, то в 2015 году - уже 369,1 км и 11,8 пог. м, в 2016 году всего 214 км и 4,6 тысяч пог. м, соответственно.

Сокращение объемов дорожно-строительных работ спровоцировало резкое снижение спроса на технику. Пик падения пришелся на 2015 год, после обвального снижения курса рубля. По данным Росстата, в 2014 году в России было реализовано 57 666 ед. техники (произведенной в РФ и импортируемой), а в 2015 году – только 25 745 ед., то есть продажи техники сократились более чем в 2,2 раза. В частности импорт бульдозеров, грейдеров, экскаваторов и дорожных катков в 2015 году составил всего 8,2 тыс. единиц, против 27,9 в 2014 г. и 41,7 тыс. – в 2013 г. Производство подобного оборудования в России также сократилось. В частности, в 2015 году в стране было произведено 500 грейдеров, против 1000 в 2013 г. В 2016 году падение спроса на ДСТ продолжилось, но существенно замедлилось до 24 626 ед.

Как отмечается в исследовании ассоциации «Росспецмаш», «основными причинами падения в отрасли стали негативные экономические явления, такие как сокращение объемов строительных работ, рост кредитных ставок. Весомую роль сыграло и подорожание в 1,5-3 раза импортной техники и оборудования».

На подъеме

Впрочем, к 2017 году большинство дорожно-строительных компаний адаптировалось к новым экономическим условиям. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый квартал 2017 года продажи дорожно-строительной и спецтехники в России выросли на 29% до 1536 шт. Во втором квартале 2017 г. темпы продаж возросли на 58%.

«Рынок во втором квартале показал логичное продолжение трендов, которые уже наблюдались в первом квартале. Эффект отложенного спроса продолжает двигать рынок вверх. Компании вынуждены обновлять устаревший и вышедший из эксплуатации парк техники, несмотря на высокие ставки по кредитам и очень высокий утилизационный сбор», - пояснил председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. Однако, говорится в сообщении AEБ, до полного восстановления рынка еще далеко «чтобы достичь докризисного уровня, рынок должен вырасти ещё на минимум 100% в 2018 году».

Оживление на рынке ДСТ почувствовали и российские производители техники. По информации ассоциации «Росспецмаша», если в 2015 г. на территории России произведено 5730 ед. техники, то в 2016 г. уже 6760 ед. При этом доля отечественных машин в количественном выражении на внутреннем рынке составила 45%.

Как отмечается в исследовании ассоциации «Росспецмаш», за первые пять месяцев текущего года в России было произведено свыше 2,8 тыс. ед. строительно-дорожной техники (без учета прицепов, полуприцепов и коммунальной техники), тогда как за аналогичный период прошлого года было произведено 2,35 тыс. ед. техники. В частности, выпуск погрузчиков увеличился в 3,7 раза – до 97 ед., дорожных катков в 2,3 раза – до 112 ед., экскаваторов произвели на 21% больше – 606 ед., автопогрузчиков на 21% больше – 188 ед., автогрейдеров на 20% больше – 210 ед., автокранов на 20% больше – 1239 ед., автобетоновозов на 15% больше – 159 ед.

За первые пять месяцев текущего года, по данным ассоциации, почти вдвое вырос и импорт строительно-дорожной техники с 6 106 ед. до 11 980 ед. В частности, импорт бульдозеров увеличился за этот период на 93% (409 ед.), катков на 36% (452 ед.), экскаваторов 208% (1 162 ед.), грейдеров 183% (85 ед.), кранов 116% (41 ед.), фронтальных погрузчиков 168% (1434 ед.). В денежном выражении поставки строительно-дорожной техники в Россию по итогам января – мая 2017 г. выросли на 58% до 40,76 млрд руб.

«Всего за первые пять месяцев 2017 г. объем рынка строительно-дорожной техники составил 14 780 ед., тогда как за аналогичный период прошлого года – 8 460 ед. По прогнозам, российский рынок строительно-дорожной техники составит в 2017 г. порядка 190-200 млрд руб., при этом на долю отечественных производителей придется 34% в денежном выражении. В 2016 г. он составил порядка 150 млрд руб., а доля российских производителей 29%.»,- говорится в исследовании ассоциация «Росспецмаш».

Пора покупать

«Основным фактором роста рынка ДСТ является эффект отложенного спроса, - считает руководитель отдела маркетинга Construction Equipment компании CNH Industrial Анна Тюрина. - Несмотря на высокие ставки по кредитам и утилизационному сбору, компании вынуждены обновлять устаревший и вышедший из эксплуатации парк техники». По ее мнению, полное восстановление рынка докризисного уровня возможно при сохранении стабильного курса рубля и отсутствии негативного воздействия на отрасль, включая увеличение ставок по утилизационному сбору и других пошлин.

«В прошлый раз массовые закупки дорожно-строительной техники проводились в конце 2014 – начале 2015 года. Сейчас наблюдается очередной виток обновления парка, причем именно за счет приобретения новой техники, а не б/у, - говорит руководитель направления по работе с финансовыми институтами компании «Русбизнесавто» Денис Черепов. – Хотелось бы, чтобы это оказалось «устоявшимся трендом». Однако, если учесть, что доля импортной техники на рынке ДСТ в 2016 году в РФ составила 70%, сильные колебания на валютном рынке могут свести на нет рост продаж первого полугодия. К сожалению, мы уже наблюдали подобную картину в недавнем прошлом».

«С одной стороны, конечно, рост продаж инициирован в некоторых случаях тем, что какие-то покупатели ждали лучших условий для покупки. С другой стороны, сказываются стабилизация курса, а также возобновление финансирования федеральных и региональных строек», - замечает генеральный директор ООО «МаксиСклад» Иван Чернышов.

Иван Чернышов, генеральный директор ООО «МаксиСклад»

Популярный инструмент

Наиболее популярным финансовым инструментом для обновления и пополнения парка ДСТ стал лизинг. В настоящее время доля продаж через лизинг в компании "Русбизнесавто" составляет примерно 55%, включая ЛКТ и ГКТ. «По нашим оценкам в кредит приобретается около 5% техники, оставшиеся 40% покупается за счет собственных средств компаний», - рассказывает Денис Черепов.

«В линейке легкой техники доля лизинга превышает 60%- основные драйверы здесь «простота покупки» и «стоимость лизинга по специальному предложению. В линейке тяжелых машин доля лизинга достигает 80%, затраты на приобретение таких машин являются значимыми и клиенты предпочитают не использовать собственные средства из оборота, а привлечь их по низким ставкам в рамках специальных программ, поясняет менеджер розничных программ финансирования CNH Industrial Евгений Анашкин. - По нашим оценкам, доля покупок за собственные средства составляет около 30-35% по легкой линейке техники и практически отсутствует в тяжелой гамме».

Алексей Агеев, Директор департамента розничного финансирования компании ООО «ЮниРент»

Директор департамента розничного финансирования компании ООО «ЮниРент» Алексей Агеев обратил внимание на еще один инструмент финансирования покупки техники - «сублизинг» или «аренда с выкупом» в качестве аналога рассрочки. «В данном случае, наша компания приобретает технику в лизинг на себя, и передает клиентам в субаренду сроком до 12 месяцев. Таким образом, клиент получает новую технику и не несет расходов по сервисному обслуживанию в ежемесячных платежах, также у него нет обязательств по выплате полной стоимости договора и выкупу актива в собственность, например, в случае падения объемов бизнеса», - поясняет Алексей Агеев.

Также он заметил, что локомотивом продаж являются «частные» формы поддержки, когда сами производители выделяют маркетинговые субсидии дилерам и партнерским либо кэптивным лизинговым компаниям для снижения стоимости финансирования. «Это, несомненно, инструмент конкурентной борьбы на рынке за своего покупателя, но в текущем моменте они видятся более действенными с точки зрения минимизации затрат и получения дополнительной выгоды лизингополучателями при покупке спецтехники в лизинг», - считает Алексей Агеев.

Государственная поддержка

Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг» Андрей Волков, отмечает, что объем нового бизнеса компании «Балтийский лизинг» в сегменте дорожно-строительной техники за 2016 год составил 2,1 млрд рублей, а по итогам первого полугодия 2017 года этот показатель уже достиг 1,8 млрд, и компания ожидает дальнейший рост спроса.

Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»

По его мнению, одним из факторов поддержки рынка является новая программа Министерства промышленности и торговли РФ по субсидированию спецтехники, которая начала действовать со второго полугодия. Ожидается, что в 2017 году реализация этой программы обеспечит дополнительный объем производства и реализации в России свыше 5 тысяч единиц техники.

Как пояснил директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Евгений Корчевой, программа направлена на возмещение потерь лизингодателей при предоставлении клиенту скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники, заключенным в 2017 году. Она была запущена в конце первого полугодия 2017 года.

На сегодня более 70 лизинговых организаций подали заявки на участие в этой программе, в свою очередь, Минпромторг России готов заключить соглашения с 43 компаниями. Данные организации имеют право на получение субсидий из федерального бюджета в установленном порядке. Программа рассчитана на 2017 год, с учетом подачи заявки в срок до 1 декабря.

«В соответствии с утверждёнными правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в программе принимают участие все виды строительно-дорожной и коммунальной техники. В свою очередь, лизинговая организация, которая является получателем субсидии, руководствуясь собственной политикой управления рисками, принимает решение об участии конкретного продукта в программе», - пояснил чиновник.

По словам Евгения Корчевого, помимо программы льготного лизинга, Минпромторг запустил механизм, нацеленный на стимулирование внедрения в эксплуатацию современных высокотехнологичных средств производства. Предприятия-производители могут получить субсидию из федерального бюджета на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям. Субсидией компенсируется до 50% от фактически понесенных затрат на оплату сырья, материалов и комплектующих, инженерную разработку и проектирование, приобретение оснастки и расходного инструмента, логистические операции и т.д.