Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
«Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Материалы выпуска
В России стартовала платформа VEON Инновации Пять китов цифрового Петербурга Инструменты Петербургский телеком-рынок превращается в осажденную крепость Экспертиза Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет Экспертиза Передел рынка – не апокалипсис Рынок Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий Инновации «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы» Экспертиза «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи» Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Проникновение сотовой связи приближается к 200%, поэтому операторов все больше интересуют абоненты-вещи.
C каждым днем количество устройств, умеющих передавать информацию, возрастает. Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Олег Телюков рассказывает о том, как будет развиваться применение инноваций на рынке связи.
Олег Телюков (Фото: Пресс-служба)

Интернет вещей шагает по планете

— По итогам 2016 года число клиентов Tele2, использующих M2M-решения, увеличилось на 72%. С чем связан такой серьезный рост?

- Мы активно работаем на бизнес-рынке, просто не используем для продвижения традиционные для массового рынка инструменты. Бизнес-рынок действительно показывает очень хорошую динамику — как в целом, так и в отдельных сегментах. К примеру, объем интернет-трафика, потребляемого нашими корпоративными клиентами, вырос на 62%, количество абонентов — примерно на 40%. M2M-сервисы, действительно, развиваются очень динамично.

Это связано, прежде всего, с проникновением сотовой связи: в целом по России этот показатель составляет около 160%, в Петербурге — уже более 200%. То есть людей, у которых не было бы SIM-карты, осталось не так много, и рынок прирастает за счет M2M. При этом технологии развиваются, и все больше устройств могут использовать SIM-карты. Важен и тот факт, что сотовая связь — это удобно и экономично для бизнеса. Так что M2M — закономерный путь развития рынка сотовой связи. А начиналось все со счетчиков электроэнергии и воды.

— Чаще говорят о том, что развитие M2M началось с банкоматов и терминалов оплаты. Это не так?

- Банкомат — это фактически лишь «последняя миля», а счетчик — уже более «умное» устройство. Если раньше нужно было поехать на место его установки, чтобы снять данные, то теперь это не требуется. Удаленный сбор показателей со счетчиков более экономически выгоден: не надо отправлять бригаду, проводить дополнительные измерения. Благодаря M2M, информация передается в полном объеме в режиме реального времени — это открывает новые возможности для бизнеса. Именно поэтому сейчас все больше устройств поддерживают такую работу. Я уверен, что дальше M2M будет развиваться все быстрее — мы никуда от этого не денемся. Интернет вещей шагает по планете.

Даже в тундре нужна sim-карта

— Получается, что основная часть потребителей технологий M2M — это предприятия ЖКХ? Какие еще сегменты бизнеса активно используют эту группу услуг?

- Сейчас M2M — это и ЖКХ, и автосигнализации, банкоматы, и логистические компании, и многое другое. В перспективе же будут развиваться и другие направления. SIM-карты могут устанавливаться в ошейник собаки, чтобы хозяин понимал, где его питомец находится, — такие устройства есть уже сейчас. Есть SIM-карты и в часах, которые позволяют отслеживать местоположение детей. Даже пути миграции оленей на Кольском полуострове уже изучают с помощью SIM-карт.

— Можно ли говорить о том, что применение M2M в бизнесе — это удел наиболее инновационных компаний?

- M2M используют те компании, которые стремятся к эффективности, стараются экономить на затратах, управлять ими. Конечно, в первую очередь за такими параметрами следят инновационные компании, но сегодня тенденция становится все более массовой. Даже те, кто не считает себя новаторами, приходят к M2M.

— Есть ли у Tele2 стратегия для развития этого направления?

- Мы всегда идем от потребностей клиентов: наша задача — удовлетворить их. Одна из составляющих нашей стратегии — стать самым удобным оператором для абонента, самым клиентоориентированным оператором. Так что, если есть запрос от клиента, мы будем его исполнять. При этом мы пока не планируем проводить активной рекламной кампании, направленной на продвижение M2M.

Как я уже говорил, уверен, спрос в области M2M будет только нарастать. Но делать прогнозы на отдаленную перспективу, хотя бы на 10 лет, сейчас невозможно. Телекому чуть больше 25 лет, поэтому загадывать на половину истории отрасли вперед — дело неблагодарное. Сейчас рынок M2M очень велик, поэтому пока особой конкуренции на нем не видно. Такой борьбы как за абонентов-людей пока нет.

— Какие еще инновации вы считаете точками роста компании в бизнес-сегменте?

- В первую очередь, это MVNO. У нас уже работает партнерство с «Ростелекомом», тестирует сервис Сбербанк, вот-вот начнется работа с Тинькофф Банком. Это очень прогрессивное направление. Нам приятно, что такие разноплановые компании выбирают нас. «Ростелеком» и Сбербанк — это крупнейшие игроки в своих отраслях в России. А Тинькофф Банк — один из самых современных инновационных банков. Мы динамичный и открытый оператор, и можем найти подход ко всем компаниям.

— Но MVNO-проекты в России пытаются запустить давно, причем, не слишком успешно. Разве это инновация, с точки зрения технологий? Или здесь более важна бизнес-стратегия?

- На рынках других стран MVNO уже давно и успешно работает. У нас же их развитие начинается всерьез только сейчас. На текущий момент работающих MVNO-операторов в России не так много, так что, конечно, история в основном про бизнес. Для нас это возможность работать с определенным сегментом лояльных пользователей — это выгодно и нам как оператору, и нашему партнеру, потому что он помогает тем самым своим клиентам. Но здесь важна и технология. Если бы она была отработана, MVNO стали бы успешными раньше. Сейчас развитие технологий и бизнес-модели дошло до такого уровня, когда мы можем делать ставку на MVNO.

"Именно в расчете на обеспечение растущих потребностей наших клиентов и рост числа абонентов мы строим и развиваем сеть".

— А что так серьезно изменилось, что MVNO вдруг стали успешными, и клиенты заинтересовались?

- Поменялись время и спрос — появилась потребность. Ключевая идея MVNO в том, что любой наш партнер, который планирует запустить подобный проект, дает дополнительные преференции. Сейчас компании лучше понимают, какие именно возможности интересны их клиентам, поэтому проекты и становятся более успешными.

Для чего мы строим сети?

— Готова ли сеть Tele2 в регионе к тому, чтобы появился такой значительный, как в компании надеются, приток абонентов?

- Сеть готова, это подтверждается независимыми исследованиями. Уже трижды проводилось тестирование, в котором независимое агентство показало, что у нас хорошая средняя скорость в сети 3G, и за последний год мы сильно улучшили свои позиции в 4G. А в мае свое исследование провел ФГУП «Радиочастотный центр», которое подтвердило, что у нас самые лучшие показатели дозвона в сети и стабильные скорости мобильного интернета.

Именно в расчете на обеспечение растущих потребностей наших клиентов и рост числа абонентов мы строим и развиваем сеть. В прошлом году мы провели SWAP 2G-сети — полностью заменили устаревшее оборудование в Петербурге и Ленинградской области на современное. При этом мы выполнили работы так, что абоненты не заметили процесс. Сейчас мы продолжаем строить, развитие сети не останавливается. Конечно, гигантских объемов стройки, как пару лет назад, в ближайшее время не будет, потому что сеть уже построена, но, тем не менее, таргетированное развитие происходит.

Мы построили вместе с другими операторами сеть на стадионе «Санкт-Петербург Арена», и именно в Петербурге из всех городов проведения Кубка конфедераций абоненты Tele2 больше всего пользовались мобильным интернетом, в то время как больше всего звонили абоненты Tele2 в Сочи на стадионе «Фишт». Мы также активно работаем над улучшением покрытия на ЗСД, развиваем сеть в спальных районах, дачных кооперативах, пригородах, местах отдыха населения. Мы смотрим, где в перспективе могут возникать локальные перегрузки, и в этих местах расширяемся и проводим стройку.

— В связи с чем необходимы доработки на ЗСД?

- Часть трассы находится чуть в стороне от города, изначально связь на ней обеспечивали те базовые станции, которые уже работали в жилой части города. К тому же, эта дорога находится чуть выше уровня домов, поэтому для качественной связи там надо проводить дополнительные работы. Уже сейчас голосовая связь работает нормально, но могут быть некоторые сложности с доступом в Интернет, если ехать быстро. Но для нас это лишь вопрос времени и денег.

— Каковы планы по другим регионам СЗФО на этот год?

- Мы активно строим LTE по всему макрорегиону «Северо-Запад». На текущий момент у нас работают сети LTE — в Петербурге и Ленобласти, в Петрозаводске, Вологодской и Архангельской областях. До середины лета мы запустим LTE во всех регионах Северо-Запада. 4G уже работает в некоторых районах Мурманской области.

— Какие планы по развитию сетей пятого поколения?

- По 5G у нас есть соглашение с Nokia и Сколково, в рамках которого мы тестируем технологию. Пока говорить о том, какой из регионов станет первопроходцем в этом направлении, рано. Сегодня оборудования, в том числе смартфонов, которое полностью готово к массовому производству, еще не существует. Так что надо просто ждать стандартизации.

— Tele2 запускал сети 3G и 4G позже конкурентов. С 5G будет так же?

- Пока Tele2 была шведской компанией, у нас не было соответствующих частот. С появлением российских акционеров, частоты появились. Поэтому мы очень оперативно запустили сеть 3G, а всего через 7 месяцев поле этого 4G — такого быстро этого не делал никто в мире. Остальным операторам потребовалось несколько лет. Сейчас же у нас есть все необходимое, и мы идем в ногу с коллегами по отрасли.

Технологии равные — маркетинг разный

— Что сейчас более значимо — технологические инновации или маркетинговые стратегии? Что больше «цепляет» абонентов?

- В первую очередь, сейчас интересны именно бизнес-решения, а технологии у всех примерно одинаковы. Все дело в тарифной политике, обслуживании абонентов. Мы хотим добиться того, чтобы телефон нашего клиента стал ему помощником в жизни. Именно в этом суть нашей стратегия lifestyle enabler. Мы стремимся к тому, чтобы помимо телекоммуникационных услуг, пользователь мог получить дополнительные сервисы. Например, сервисы мобильной коммерции, телевидение, доступ к музыке, банковские сервисы — все то, что абоненту нужно в повседневной жизни.

При этом мы постоянно ищем что-то новое. Озвучивать заранее планы мы не готовы, потому что любое действие быстро копируется. Так случилось с переносом остатков — мы запустили эту возможность, и буквально через месяц один из конкурентов предложение повторил, хоть и в усеченном варианте. Нам очень приятно — это одно из первых придуманных нами условий, которые за нами стали тиражировать.

Возвращаясь к вопросу, скажу, что конкуренция сместилась в область маркетинговых инициатив и, что не менее важно — качества обслуживания.