Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Возвращение в город: исторический центр Петербурга расширяется

Возвращение в город: исторический центр Петербурга расширяется
В Петербурге ускорилось освоение бывших промышленных зон, говорят эксперты. Вслед за Москвой, Северная столица обратилась к заводским площадкам как территориям для нового комфортного строительства в центре города.

Европейский опыт показывает, что проекты редевелопмента старого промышленного пояса не только приносят городам дополнительные квадратные метры жилья и офисов, но и, в случае грамотной реализации, разнообразят городскую среду и создают новые центры притяжения.

Обжить, озеленить, осовременить

Проблема деградации территорий из-за смены экономического уклада стала в XX веке перед многими крупными городами. У всех на слуху история лондонского района Docklands: территория площадью более 20 кв. км оказалась заброшенной из-за того, что старые доки не смогли принимать новые большие суда. К концу века, благодаря совместным усилиям лондонского руководства и инвесторов, на этом месте возникли процветающие жилые кварталы и деловой центр, спорящий по значимости с Сити.

Сейчас в активной фазе находится гамбургский проект Hafen City, который стартовал в 2000-х годах и предполагает преобразование 157 га портовых территорий в многофункциональный городской район. Одна из главных «фишек» проекта — внимание к открытым общественным пространствам, которые займут более 28 га, и к зеленым зонам. Согласно информации на сайте проекта, связанные друг с другом большие и маленькие скверы должны подчеркнуть пространственную интеграцию других элементов городской среды.

Крупные российские города не стали исключением из общего тренда. В первую очередь, курс на редевелопмент взяли Москва и Петербург, которые испытывают постоянную потребность в территориях под новое строительство. «Если говорить о крупных территориях, расположенных более или менее центрально, то все они – это участки «серого пояса». Перспективы развития и обновления исторического центра лежат преимущественно в сфере редевелопмента», - отметил Н.Пашков.

«Территории, которые сейчас активно используются под редевелопмент, имеют значительное преимущество с точки зрения локации. Как правило, они расположены рядом с центром города, в обжитых районах. Здесь уже есть необходимая инженерная инфраструктура, коммуникации. Поэтому по своим характеристикам участки позволяют реализовать комплексные проекты квартальной застройки, создавать комфортную городскую среду, опираясь на уже сложившиеся условия района», - добавил, в свою очередь, Дмитрий Коновалов, управляющий партнер компании Glorax Development.

Первые попытки редевелопмента промышленных территорий в Москве предпринимались еще в середине 1990-х годов, рассказала директор департамента консалтинга и аналитики компании Knight Frank Ольга Широкова. Массовое же освоение промзон, по ее словам, началось в середине 2000-х годов, а оформилось в полноценную тенденцию уже в начале 2010-х. Сегодня, по данным эксперта, более половины всего объема предложения на столичном рынке жилья - квартиры и апартаменты на месте бывших промышленных объектов. В Петербурге, как заметил Н.Пашков, первые активные шаги в направлении редевелопмента «серого пояса» были сделаны в начале 2000-х.

Перекуем серпы на марины

Среди знаковых проектов редевелопмента промзон в Москве эксперты выделяют «Символ» и «Зиларт». Проект «Символ» реализует компания «Донстрой» на территории бывшего завода «Серп и молот». Заброшенная территория завода занимала 74,5 га в районе Лефортово, всего в 5 км от Кремля. Инвестор занял большую часть этой площади — 58 га, и намерен построить на ней порядка 1,5 млн кв. м недвижимости. Это будет жилье бизнес-класса и общественно-деловой центр, а также объекты социальной инфраструктуры.

Согласно информации на официальном сайте проекта, 40% участка займут зеленые пространства, в том числе — центральный парк, проходящий через всю территорию комплекса. К проектированию парка девелопер привлек британских специалистов из бюро LDA Design и UHA London. Облик проекта в целом станет результатом совместных усилий британских и московских мастерских.

«Зиларт» - проект Группы ЛСР, который должен стать частью амбициозных планов руководства столицы по преобразованию территории автозавода «ЗИЛ». Всего завод занимал более 300 га в Даниловском районе Москвы. В перспективе там должны появиться жилые дома, офисные и торговые центры, спортивные комплексы, объекты социальной инфраструктуры, общественные пространства.

ЖК «Зиларт» займет 65 га реновируемой территории. На ней девелопер планирует построить около 1,5 млн кв. м недвижимости. Как и у «Символа», у «Зиларта» будет масштабный парк. Его площадь составит 14,5 га. Кроме того, благодаря расположению комплекса на полуострове в пойме Москвы-реки москвичи получат новую пешеходную набережную. Помимо жилья бизнес- и комфорт-класса, на территории комплекса появятся объекты культурной и социальной инфраструктуры, включая театры и музей.

Удачным примером состоявшегося редевелопмента промышленной территории в Петербурге Юрий Зарецкий назвал жилой комплекс «Леонтьевский мыс» на Петроградской стороне. Комплекс занял часть территории бывшего завода «Вулкан». В его создании приняла участие студия YOO inspired by Starсk, которая возникла в результате альянса бренда YOO и известного дизайнера Филиппа Старка, а также архитекторы петербургской «Студии 17». Проект был сдан в феврале 2017 года. Важный элемент проекта — 600 метров прогулочных набережных с мариной и зеленая зона отдыха на оконечности мыса, доступная для горожан.

Лиговская перспектива

Другая локация, требующая редевелопмента, образовалась вдоль Лиговского проспекта. Территория, расположенная совсем недалеко от центра города, в значительной части занята заводскими цехами, складами, гаражами. Так, севернее Обводного канала осталось дореволюционное промышленное наследие: чугунолитейный завод Франца Сан-Галли (в советское время - «Буммаш»), кондитерская фабрика «Блигкен и Робинсон». Ближе к Московскому проспекту простираются обширные территории предприятий, возникших в советское время: действующий и поныне завод «Аист», заброшенный «Хладокомбинат №1» и другие. Как отметил архитектор Сергей Падалко, основной проблемой этой локации до недавних пор было недостаточно развитое транспортное сообщение. Проектируемая сегодня станция Боровая, по его мнению, даст серьезный импульс к развитию Лиговского проспекта.

Уже сейчас рядом с будущей станцией начинается преобразование промышленных территорий. На месте бывшего завода «Самсон» компания Glorax Development возводит жилой комплекс «Первый квартал». С 2017 по 2019 год компания построит на участке площадью 2,8 га 106 тыс. кв. метров недвижимости бизнес-класса. Архитектура жилого комплекса на Лиговском, 271 - совместный проект архитекторов компании AAG и проектного бюро «Инженерное дело» (Glorax Development). За основу были взяты два разноплановых течения: ленинградский конструктивизм 20-30-х гг. и современная западноевропейская архитектура. Авторы проекта использовали традиционную разметку петербургских кварталов в структуре жилых корпусов, чтобы интегрировать проект в городской ансамбль. При этом каждый двор внутри комплекса индивидуален, но подчинен общей концепции благоустройства территории. Проект включает также частичную реконструкцию близлежащего парка и создание социальной инфраструктуры. Согласно информации на официальном сайте проекта, детский сад будет расположен на территории комплекса в отдельном корпусе, а для детей старшего возраста запланирована реконструкция близлежащей школы. Реализация планов девелопера, по мнению экспертов рынка, позволит дать импульс развитию бывших промышленных территорий и сделать первый шаг к преобразованию Фрунзенского района города.

Компания Peterland не так давно опубликовала данные, подтверждающие тренд на ускоренное преобразование промышленных территорий: в 2016 году объем строительства в промышленных зонах, находящихся в обжитых районах Петербурга, увеличился в 2,9 раза по сравнению с результатами 2015 года. В редевелопмент было вовлечено более 200 гектаров земель, и в результате общая площадь промышленных территорий, преобразующихся в жилую или коммерческую застройку, достигла 865 гектаров. В ближайшие годы эти обширные земельные участки превратятся в комфортные городские кварталы в исторически сложившихся районах Санкт-Петербурга.

Содержание
Закрыть