Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Лечебные заведения не заботятся о медицинском менеджменте».

Петербург создает структуру для продвижения города на рынке медицинского туризма.
Председатель Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев: "Мы будем продвигать регион как сильный медицинский центр".
Председатель Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев: "Мы будем продвигать регион как сильный медицинский центр". (Фото: РБК Петербург)
У Петербурга есть все шансы двукратно увеличить число иногородних пациентов, принимаемых медицинской отраслью города, - рассказал в интервью РБК+ председатель петербургского Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев.

Какие основные препятствия к развитию медицинского туризма в Петербурге Вы видите?

Я вижу текущие сложности, которые преодолимы. Во-первых, отсутствует координация действий внутри медицинского сообщества. Во-вторых, все лечебные заведения ориентированы только на лечебную деятельность и совсем не заботятся о медицинском менеджменте. Если же взять опыт Америки и Европы, то мы видим, что искусство управления клиниками там не менее важно, чем сама медицинская услуга. Мы провели встречи практически со всеми крупными игроками на петербургском медицинском рынке — в частности, Клинической больницей № 122 имени Л.Г.Соколова, ФГБУ «СЗФМИЦ им. В. А. Алмазова», Клиникой СПбГМУ им. Акад. Павлова И.П., и другими.

У всех одна и та же проблема: руководители знают, как лечить, но не знают, как продвигать услуги, и, как правило, не имеют в штате высококвалифицированных специалистов в этой области.

Какие варианты продвижения медицинских услуг Петербурга на внешние рынки вы рассматриваете?

В мировой практике есть две модели развития. Первая модель — каждая клиника продвигает себя самостоятельно. Так происходит в Германии и Израиле. Вторая модель более распространена в Юго-Восточной Азии: страна или город продвигает не конкретные услуги медицины, а регион как сильный медицинский центр в целом — у нас есть современная медицинская и туристическая инфраструктура, у нас комфортно лечиться и отдыхать. Нам, скорее, близка вторая модель.

Как Вы оцениваете потенциал медицинского туризма в Петербурге в цифрах — на какой дополнительный приток людей, приезжающих на лечение, может рассчитывать город?

Если приложить усилия и продвигать Петербург, то мы можем смело рассчитывать на 1 миллион российских медицинских туристов в год. Это примерно вдвое выше, чем сейчас.

Но это все-таки примерные цифры. Иностранных туристов, приезжающих на лечение в Петербург, невозможно подсчитать, потому что у нас нет медицинских виз.

Любое продвижение требует инвестиций. Вы рассчитываете, что это будет совместная с клиниками программа или обсуждается иной вариант?

Сейчас международная компания-консультант делает для нас юридическую схему и финансово-экономическую модель функционирования Петербургского агентства медицинского туризма.

Появится городская структура, которая будет заниматься продвижением Петербурга как медицинского центра и консультационным сопровождением медицинских туристов, которые сюда приезжают.

В основном речь идет о людях, которые готовы заплатить за лечение самостоятельно, поскольку привлечение пациентов по ОМС — сложная задача. Даже в Петербурге существует конкуренция между городскими, ведомственными и федеральными клиниками за ОМС-пациентов.

Как будет работать новое городское агентство?

В структуру Петербургского агентства медицинского туризма войдет порядка 12 клиник — это и клиника СПбГМУ им. Акад. Павлова И.П., и другие крупные государственные клиники и медицинские центры.

В течение двух лет мы хотим оценить, как будут работать те 12 медицинских комплексов, которые мы выбрали.

Нужно понимать, что первое впечатление можно произвести только один раз. Приезжающие должны получить определенный уровень сервиса и качество услуг. Мы совместно с Комитетом по здравоохранению проводили тестирование по ряду критериев — помимо уровня медицинской помощи, тестировались разные параметры качества сервиса, включая, например, владение персонала английским языком.

Как Петербургу конкурировать с сильными мировыми медицинскими центрами?

Они сильные, потому что они себя продвигают. Эффективность медицины в Германии, Израиле на самом деле невысока. Те пионеры, которые проводили там высокотехнологичные операции 10 лет назад, уже уехали в США или Юго-Восточную Азию. Есть цифры — если ранее каждый десятый турист приезжал в Германию с медицинскими целями, то теперь это 1,2-1,3% от общего числа туристов.

Конкурентное преимущество Петербурга лежит в области стоимости услуги. Если, к примеру, выбрать стоматологию, то в среднем это будет в полтора раза дешевле, чем в соседней нам Финляндии.

Нам очень важно сделать исследование рынка, чтобы выявить и продвигать наиболее конкурентоспособные виды услуг, причем, прицельно на целевые аудитории этих услуг. То есть Петербургу важно сформировать таргетированный продукт для медицинских туристов.

Федеральные власти помогают городу в этом?

Одна из задач международной компании-консультанта — найти, в каких федеральных программах мы можем участвовать с проектом развития медицинского туризма. Кроме того, для финансирования продвижения услуг на внешних рынках мы можем объединить маркетинговые бюджеты самих клиник, участвующих в программе.

Рыночный расклад Миграция заводов заменяет экспорт
Содержание
Закрыть