Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Town and gown: какой прок городу от мантии?
Материалы выпуска
Будущее занятости: чему учиться сегодня? Решения Реформа индустрии знаний: quo vadis? Экспертиза Town and gown: какой прок городу от мантии? Решения Что останется, если с карты Петербурга исчезнут вузы? Экспертиза
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Town and gown: какой прок городу от мантии?
Петербург не видит в университетах практического драйвера роста и готов легко их отпустить на жительство в картофельные поля.
Число учащихся в Петербурге студентов точно не определено, но, по разным подсчетам, колеблется от 200 до 400 тыс. человек одновременно (Фото: Интерпресс)

В Санкт-Петербурге, по разным подсчетам, около 100 вузов, в ряде опросов город регулярно признается самым привлекательным в России городом для получения высшего образования. Неудивительно, что Петербург сегодня является признанным всероссийским центром образовательной миграции. В вузах Петербурга работают более 20 тыс. преподавателей, число учащихся точно не определено, но, по разным подсчетам, оно колеблется от 200 до 400 тыс. человек одновременно.

Точно не просчитана, но очевидно велика роль вузов в экономике города. Яркий пример — крупные государственные вузы (СПбГУ, ИТМО, Экономический университет, Горный и т.д.) — не только крупные распорядители бюджетных средств и аттрактанты человеческого капитала, но и крупнейшие лендлорды. Так, имущественный комплекс ИТМО состоит более чем из 40 зданий, в основном в исторической части города. В управлении СПбГУ на 1 января 2016 года находятся 414 объектов недвижимости (67 земельных участков и 347 зданий). Этот список можно продолжать.

В поле чистом серебрится…

Таким образом, даже беглый анализ позволяет предположить, что роль вузов в жизни Петербурга, степень их влияния на динамику самых разных аспектов городской среды очень и очень значительна. Тем более тревожными кажутся сообщения о намерениях ряда крупнейших учебных заведений покинуть насиженные места и развивать новые кампусы по американскому образцу на территории бывших колхозных полей в окрестностях города.

Настораживает также та легкость, с которой власти всех уровней и, прежде всего, городские «отпускают» крупнейшие университеты «на жительство» в соседний субъект РФ, видимо, в суете не оценивая трезво масштаб и глубину разнообразных потерь, которые понесет Санкт-Петербург в случае реализации таких проектов. Причиной этой недооценки, помимо ограниченности бюрократического культурного горизонта, можно считать отсутствие сколько-нибудь внятных и открытых аналитических обобщений на предмет не только профильной или ритуальной, но реальной роли инфраструктуры высшего образования, ее человеческого капитала в развитии мегаполиса.

К сожалению, в ходе дискуссий о создании пригородных кампусов часто звучат ссылки на позитивный опыт англосаксонских городов и вузов, при этом совершенно не учитывается наш собственный — увы, негативный. Около полувека поколения и поколения студентов физико-математических специальностей СПбГУ вынуждены ездить из города в университетский кампус в Петергофе. Возможно, для своего времени (1960-е годы с их планами развития Ленинграда в южном направлении) и создателей (имевших опыт строительства Академгородка под Новосибирском) план строительства кампуса в Петергофе был хорош и казался обоснованным. Но по факту он не удался — петергофский студгородок так и остался по преимуществу петербургской научной школой, по недоразумению удаленной на десятки километров от эпицентра городской жизни.

Город и мантия

Между тем в зарубежной практике проблемам взаимодействия университета и города уделяется много внимания, поскольку именно на взаимодействии и строится участие университета в развитии города. Этот вопрос изучается как минимум на протяжении полувека и рассматривается с самых разных сторон. В англоязычном языковом обиходе устоялось понятие town and gown, которое дословно переводится как «город и мантия», где town определяет городское сообщество, а gown («академическая одежда», мантия) — университетское.

В практике российских мегаполисов кооперация городских властей и крупного вуза редко выходит за рамки решения текущих административно-хозяйственных, формально-ритуальных и иногда политических задач. Наш город не видит в вузах практического драйвера роста — не видит прока от «мантии». Но и сами вузы в большинстве своем не имеют специальных программ по развитию отношений с городом, в отличие от западных университетов, для которых взаимодействие с городом является одной из приоритетных задач.

О выгодах возможного взаимодействия можно говорить много. Всего один пример — близость университета существенно улучшает качество жилой среды на территории, которая с вузом соседствует. Как показали исследования, проводившиеся в Москве, существует прямая зависимость между восприятием жилого района как университетского и степенью его комфорта для горожан. Чем чаще люди описывают район как университетский, тем больше позитивных характеристик они присваивают данной среде.

Притормозить миграцию

Расположение вузов в историческом центре Петербурга — не неудобство, а ценность для всего города. Студенты — модно одеваются, отдыхают, пьют и едят, арендуют недвижимость, создают свои предприятия или нанимаются на работу. Они — основа аудитории культурных проектов в городе, именно студенты импортируют в город актуальные тренды. В конце концов, эта динамичная, отзывчивая к новому человеческая среда создает ту уличную картинку, тот внешний фон, который превращает обремененный проблемами «столичный город с областной судьбой» в европейский центр, привлекательный для туризма.

Нам кажется, что оценка экономического вклада институций высшего образования в совокупный городской капитал, изучение практической роли университетов и университетских людей в формировании петербургского уклада жизни — это средство если не остановить миграцию вузов в Ленобласть, то, по крайней мере, притормозить ее до момента трезвой оценки приобретений и потерь.

Градостроительный форсайт РБК Петербург призван, во-первых, собрать данные для такой оценки и, во-вторых, предложить альтернативы размещению вузов в картофельных полях — альтернативы, способные вдохновить «town», понимаемый как городское сообщество.

Форсайт РБК Петербург — 2017: от градостроительства к градоУстроительству

В ходе предыдущих форсайтов РБК Петербург (а они проводятся с 2012 года) организаторы отдавали приоритет классическим архитектурным и градостроительным задачам. Впрочем, в состав команд последних двух конкурсов непременно входили социологи и экономисты. В 2017 году акцент сменится с градостроительства в строгом смысле на расширительное, назовем его «градоУстроительство». Сейчас задача команд форсайта — сформировать взгляд на вузовский Петербург как на важнейшую для города социально-экономическую сеть, которая, будучи осмыслена таким образом, может послужить одним из драйверов городского роста. Помимо движения к общей цели, обозначенной выше, организаторы архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург 2017 года ставят перед участниками вполне конкретные задачи.

На первом этапе участники будут разделены на группы по профессиональному признаку — группа архитекторов, группа экономистов, социологов, инженеров. Каждая из групп под руководством профильного куратора будет решать собственную исследовательскую задачу. К этим задачам относятся: изучение и обновление слоя генерального плана 1985 — 2005 годов, посвященного образовательной инфраструктуре города; создание на основе открытых данных географической карты современного университетского Петербурга или, вернее, апдейт этой карты по состоянию на 2017 год; проведение углубленных опросов студентов одного из крупных вузов Петербурга и одного из формальных или неформальных «студенческих городков». Итогом первого этапа форсайта должно стать: выявление и описание укладов жизни современных петербургских студентов, составление актуальной социально-пространственной схемы студенческого Петербурга; изучение экономики университетского Петербурга, исследование вклада вузов, их сотрудников и студентов в общегородской капитал, описание моделей потребления современного студенчества.

В финальной части форсайта участники будут разбиты на междисциплинарные команды, возглавляемые кураторами-градостроителями, для создания вариантов концептуальной градостроительной схемы «суперкампуса» в границах современного Петербурга. На основе данных, полученных в описанных выше исследованиях, участники команд предложат свои проекты пространственного развития студенческого Петербурга, выделят существующие градостроительные лакуны, сделают предложения по их заполнению, связанные с созданием новых архитектурно-градостроительных комплексов, призванных сцементировать раздробленное пространство современного университетского Петербурга.

Финал форсайта РБК Петербург состоится в ноябре 2017 года.

Задача V градостроительного форсайта РБК Петербург — сформировать взгляд на университетский Петербург как важнейшую социально-экономическую сеть, которая в случае корректного развития послужит одним из драйверов роста всего мегаполиса