Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы создаем систему единого управления объектами»

Энергетическая компания МРСК увлечена цифровой трансформацией бизнеса
Реклама:
Генеральный директор ПАО  «МРСК Северо-Запада» Александр Летягин
Генеральный директор ПАО «МРСК Северо-Запада» Александр Летягин (Фото: ПАО «МРСК Северо-Запада»)
В интервью РБК+ генеральный директор ПАО «МРСК Северо-Запада» Александр Летягин рассказал, как компания следует мировому тренду оцифровки бизнеса и какие преимущества уже получает благодаря этому.

ЗАРАЗИЛИСЬ, И ЭТОМУ РАДЫ

Вы уже заразились этой модой — «цифровизацией» бизнеса?

Мы заразились ею давно. Можем с гордостью говорить, что у нас успешно реализовано довольно много соответствующих проектов.

Какие новые технологии вы применяете и для чего?

В ПАО «Россети», дочерней сетевой компанией которого является МРСК Северо-Запада, создан единый центр BigData — хранения и обработки большого объема данных. Поскольку «Россети» в рамках цифрового развития ориентирована на единый стандарт — подачи информации, управления бизнес-процессами, — у нас все операции завязаны на единый центр BigData.

Каждое дочернее общество имеет право им пользоваться — в отношении клиентов, на направлениях, связанных с технологическими вопросами, системой управления нашими активами. Все эти области уже сосредоточены в центре, и у нас остаются небольшие распределенные направления, которые постепенно встраиваются в единую систему.

А система управления компанией у вас модернизирована по цифровым технологиям?

Да, конечно. В МРСК Северо-Запада давно реализована единая система управления бухгалтерским учетом на основе системы «1С». Сейчас мы встраиваем туда модуль управления закупками и переводим модуль управления производственными активами, поскольку система «1С» сделала большой шаг вперед и расширила свои возможности до комплексного управления предприятием.

Некоторые «дочки» «Россетей» в пилотном режиме внедряли отдельные модули, мы же нацелены одними из первых внедрить всю систему целиком. В этом году начинается разработка полноценной системы финансово-хозяйственной деятельности, которая позволит интегрировать систему управления предприятия на единой платформе.

Какие цифровые технологии вы внедрили для взаимодействия с клиентами?

Мы взаимодействуем с клиентами по двум основным направлениям. Первое — для тех, кто обращается по вопросам технологического присоединения. Сегодня клиенты два раза приходят в офис — чтобы подать документы и для получения договора на руки. Но мы планируем до конца года внедрить систему цифровой подписи, после чего вопросы техприсоединения можно будет решать через единый портал услуг — направлять нам отсканированные документы и через цифровую подпись получать подписанный пакет документов для технологического присоединения. Система будет настроена таким образом, что клиентам не нужно будет посещать офисы обслуживания, и весь пакет документов они получат через личный кабинет на едином сайте «Россетей». Второе направление — взаимодействие с уже существующими потребителями по всем вопросам транспортировки электроэнергии по нашим сетям.

СЧЕТЧИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ДАЮТ ЗНАНИЯ О ГОРОДЕ

А для существующих потребителей какие-то цифровые технологии внедряются?

Мы формируем требования производителям систем учета электроэнергии к стандарту передачи данных для встраивания в единую цифровую систему сетевого предприятия по принципу plug & play (включил и работай) и обеспечения бесшовной интеграции данных от таких приборов учета в клиентскую базу данных компании, в которой мы видим объем потребления каждого абонента, имеющего такой прибор учета электроэнергии.

При построении систем учета начиная с 2014 года в МРСК Северо-Запада используются только приборы учета электроэнергии с встроенными функциями удаленного сбора результатов измерений, которые позволяют оперативно выявлять и устранять очаги потерь электроэнергии.

Например, есть жилой многоквартирный дом на 100 квартир, и в среднем потребление каждой колеблется от 250 до 300 киловатт-часов в месяц. Но если обнаруживается квартира, которая потребляет 10 кВт·ч или вообще «ноль», значит там никто не живет. А вот если, по информации соседей или управляющей компании, в квартире есть жильцы, то электроэнергия идет в обход счетчика, то есть ее воруют. Технология Big Data позволяет все это посчитать за несколько лет и обратиться в суд для взыскания недоимок. Суды уже принимают такие претензии с расчетами и принимают решения о взыскании средств с ответчика.

В МРСК Северо-Запада уже сегодня успешно внедрены и функционируют системы интеллектуального учета электроэнергии, которые позволяют в оперативном режиме формировать показатели баланса электроэнергии по уровням напряжения 6-110 кВ и отдельным участкам распределительной сети 0,4-10 кВ с высоким уровнем потерь до момента их внедрения.

Получается, что цифровые технологии позволяют получать и накапливать информацию в режиме online о реальном использовании недвижимости? Причем не только жилой, но и нежилой, ведь и там устанавливаются счетчики с дистанционным съемом данных?

Да, конечно. Более того, такие счетчики — интеллектуальные. У них есть энергонезависимая память, они сохраняют статистику потребления абонентом за прошлые периоды, причем раздельно по дневному и ночному потреблению. Такая информация очень полезна для рынка недвижимости и для органов исполнительной власти, которые могут посчитать, сколько реально людей живет в домах, а сколько жилья купили инвесторы для вложения средств. Данные о численности реально проживающих граждан важны для обеспечения населения инфраструктурой — дорожной, социальной, энергетической.

Информация о реальном потреблении каждым абонентом поможет смягчить известную проблему резервирования мощности, когда вы обязаны обеспечить заявителю запрашиваемую им мощность, но которую он потом не потребляет и не платит за нее?

Сейчас закон не позволяет нам получать компенсацию. Но, по нашей информации, сейчас в Минэнерго готовится законопроект, который предусматривает плату за неиспользованную мощность или за построенный, но не подключенный объект технологического присоединения. Мы ожидаем, что в осеннюю сессию Госдума поддержит предложения по этому законопроекту. В МРСК Северо-Запада есть технологии, позволяющие контролировать и сравнивать заявленные и фактические объемы потребления.

Для этого, наверно, нужно, чтобы у всех потребителей стояли интеллектуальные счетчики? А сколько их реально установлено?

К сожалению, пока только у семи процентов физических лиц, большая доля у юридических. Сегодня закон не обязывает потребителя покупать именно интеллектуальный счетчик, он может выбрать и более дешевый, который не встраивается в нашу цифровую систему. Инспектор может предупредить о том, что прибор не соответствует требованиям и необходимо его заменить, но указывать тип счетчика, который нужно установить взамен, он не имеет права.

Как же вы в такой ситуации контролируете потребление конкретными абонентами?

К оставшимся 93 процентам потребителей каждый год ходят наши контролеры. У юридических лиц показания снимаем раз в месяц. Из 6 миллионов реально проживающего населения в нашей клиентской базе зарегистрировано более 1,2 миллиона абонентов физических лиц, которые технологически присоединены к нашим сетям.

Новые потребители — в абсолютном большинстве льготники. Им мы сразу устанавливаем интеллектуальные приборы учета — в рамках технических условий на присоединение. Это наша зона ответственности, и поэтому с новыми потребителями проблем не возникает. Иногда устанавливаем интеллектуальные счетчики и на «старые» дома — если выявляем случаи хищения электроэнергии. Как правило, в данных случаях интеллектуальные приборы коммерческого учета устанавливаются на границе разграничения балансовой принадлежности на нашем оборудовании.

ПЕРВЫЕ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ

Происходит ли «цифровизация» основного сетевого оборудования?

В этом году под российский цифровой стандарт мы строим полностью цифровую подстанцию «Южная» в Вологодской области, в Череповце. Создается централизованная система управления, которая позволит управлять объектами и осуществлять их защиту из единого центра. Под нее мы купили новый антивирус Касперского, который сейчас тестируем. Он должен защищать промышленные объекты от хакеров и прочих внешних вмешательств, устранить саму возможность влияния извне, чтобы никто не мог перехватить управление подстанцией.

Это будет единая система, которая позволит включить на единый сервер и автоматику, и информационный поток, и систему коммерческого учета электроэнергии. Это даст нашему диспетчеру полную информацию о состоянии подстанции. И в отличие от старых подстанций, которые управляются на аналоговых принципах, здесь все будет построено на цифровых технологиях, а системы связаны более надежными волоконно-оптическими линиями, защищенными от внешних электромагнитных наводок.

Будет меньше сбоев в работе оборудования. Оператор, находясь за несколько десятков километров, может принимать любые решения и гибко перенастраивать весь объект. Это наше ноу-хау. Мы первыми на Северо-Западе внедряем такой стандарт.

Вы просчитывали экономический эффект?

Мы, безусловно, снизим наши инвестиционные вложения на модернизацию и строительство новых центров питания. За счет централизации мы снижаем затраты, поскольку исчезнет необходимость ставить микропроцессорное устройство контроля на каждый элемент подстанции.

Централизованная система дает интегрированное решение, которое обойдется в итоге дешевле множества локальных устройств, которые мы устанавливали до сих пор. Да, потребуется больше средств на защиту цифровой технологии от дистанционного взлома. Но программы Касперского сейчас сделали большой шаг вперед в части защиты от внешних вмешательств, а цены этих программ — вполне приемлемые.​

Рыночный расклад Петербург бросает вызов мировым центрам медицинского туризма
Содержание
Закрыть