Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Здоровье вместо all inclusive
Материалы выпуска
Семь истин о цифровом Петербурге Инновации Пошить и сжечь? Рынок Почему у России есть шансы в робототехнике? Инновации Производители Philips «тянут» в Россию добавленную стоимость Экспертиза «Мы создаем систему единого управления объектами» Экспертиза Петербург бросает вызов мировым центрам медицинского туризма Рынок Здоровье вместо all inclusive Экспертиза Портрет в интерьерах сделки Решения Эффект Мурино: почему вместо магистрали получился сельский скотопрогон Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Здоровье вместо all inclusive
Руководитель санатория «Сестрорецкий курорт» Михаил Горба полагает, что кооперация избавит петербургские курорты от лобовой конкуренции

В условиях стагнации на рынке традиционного внутреннего туристического отдыха, руководство санатория «Сестрорецкий курорт» считает перспективной новую бизнес-идею для компаний сферы санаторно-курортных и медицинских услуг. Ключевое слово в описании этой модели, по словам главы компании Михаила Горбы, — кооперация.

Это, во-первых, сотрудничество с родственными предприятиями в области медицины, в рамках которого санаторий и его потенциальные партнеры могли бы заниматься встречными кросс-продажами и созданием полноценного комплексного продукта, охватывающего все сферы медицинского туризма. Во-вторых, кооперация с инвесторами (первым из них стала компания RBI), позволяющая создать на территории санатория оздоровительный апарт-отель и в будущем интегрировать его в существующий профиль деятельности. По мнению Михаила Горбы, высказанного корреспонденту РБК+, инновационные подходы к ведению бизнеса — главный ресурс для привлечения в Петербург потока медицинских туристов.

НИЗКИЕ ЦЕНЫ И ВРЕДНЫЕ ИЗЛИШЕСТВА

Как вы оцениваете шансы Петербурга на рынке медицинского туризма?

Классический рынок медицинского туризма у нас пока не сформирован. Город делает первые шаги в этом направлении, причем на фоне падения потребительского спроса и сжатия семейных бюджетов. Платежеспособная часть населения сокращается — доля среднего класса в России, по оценкам, сжимается до 10%.

Зачем на таком нестабильном рынке делать инвестиции в развитие?

Как раз те, кто вовремя озадачится инновациями и современными методами работы, сформирует для себя хорошую перспективу. С одной стороны, гонка за горящими путевками привела к тому, что рядовой потребитель вообще перестал во время отдыха акцентировать внимание на здоровье в угоду удовольствиям, граничащим с излишествами. Мало кто понимает, что тур в формате all inclusive, без активного движения и с постоянно накрытым шведским столом, неэффективен — не позволяет организму восстановиться. С другой стороны, есть тенденция — люди более трепетно относятся к своему питанию, образу жизни, меньше курят, больше занимаются спортом. Для такой категории людей мы создаем здоровую внесезонную альтернативу пляжному туризму, и в этом смысле своевременно выходим на рынок.

КООПЕРАЦИЯ ИЛИ КОНКУРЕНЦИЯ

Вам не кажется, что убедить людей ехать отдыхать в северные широты — совсем не просто?

Главный ответ — кооперация. Мы должны предложить региональным и иностранным потребителям комплексный продукт в области медицины, диагностики, лечения, реабилитации и оздоровления. Например, в наших планах — развитие сотрудничества с расположенной в Сестрорецке 40-й городской больницей. Полагаю, путем сочетания наших уникальных природно-климатических факторов и бальнеологических возможностей с передовыми диагностическими, лечебными и реабилитационными услугами данного медицинского центра, можно сформировать очень востребованное предложение.

Осенью 2016 года было анонсировано создание Туристско-рекреационного кластера Курортного района, поддержанное властями города. Чем может помочь государство в развитии направления медицинского туризма в рамках этого кластера?

Для начала нужно провести тщательный анализ текущей ситуации, определить приоритетные направления развития и наиболее крупные, конкурентоспособные учреждения медицинской сферы, оздоровления и активного отдыха. Особенно узнаваемые на региональном, федеральном и международном уровне бренды необходимо активно использовать в качестве локомотивов при продвижении услуг нашего региона. Также необходимо разработать осмысленную маркетинговую стратегию, подкрепив ее целевым финансированием.

Кроме того, нужен авторитетный общественный орган/дискуссионная площадка для организации конструктивного диалога между субъектами программы развития медицинского туризма — потенциальными участниками туристско-рекреационного кластера — и государственными институтами.

НАШ ЛАТИНСКИЙ КВАРТАЛ

На каком этапе кластер находится сейчас?

С юридической точки зрения — на этапе регистрации в Минюсте. С организационной — на этапе консолидации всех заинтересованных сторон, в сотрудничестве с Администрацией Курортного района и Ассоциацией курортов Северо-Запада.

Возвращаясь к идее интеграции, в том числе в рамках туристско-рекреационного кластера, хочу сказать, что нужно сформировать полноценный пул специализированных учреждений. Под полноценным я имею в виду наличие совместного продвижения, сбалансированной и разнообразной линейки предлагаемых услуг, баланса «звездности» (чтобы в пул входили качественные курорты с разным количеством «звезд», для людей разного достатка), развитая инфраструктура.

В качестве примера: когда мы, прогуливаясь по Парижу, заходим в Латинский квартал, нас впечатляет разнообразие и высокая концентрация всевозможных кондитерий, кафе и ресторанов, вкупе с их высокой заполняемостью. На первый взгляд, налицо жесткая конкуренция предприятий одного профиля деятельности. И в то же время, являясь мощным центром притяжения огромных потоков людей, этот гастрономический кластер позволяет каждому из многочисленных участников очень успешно существовать на нем.

Так же и Курортный район, при умелом подходе, можно сделать центром притяжения большого потока туристов, нуждающихся в лечении, оздоровлении и отдыхе. Для этого нужно отказаться от местечкового мышления и понять, что, во-первых, у нас пятимиллионный город, населению которого нужно на регулярной основе оказывать качественные медицинские услуги, и, во-вторых, мы можем шагнуть в другие регионы и получить еще миллионы будущих потенциальных клиентов.

Замечу, что у Сестрорецкого курорта есть собственные скважины с лечебной водой, эксклюзивная лицензия на добычу лечебной грязи, уникальные природно-климатические условия, целебный воздух — ценные ресурсы, на основе которых мы предлагаем классические санаторно-курортные услуги. Но эта важная ниша становится для нас тесной. Именно для того, чтобы выйти за ее рамки, мы вместе с нашими партнерами — компанией RBI — запустили новый проект. Он позволит нам в процессе его реализации привлечь новых клиентов за счет комплексного благоустройства территории, появления дополнительного номерного фонда высокой категории качества, модернизации лечебной части и расширения спектра услуг.

Где вы планируете взять деньги на модернизацию?

За десятилетия активной эксплуатации без капремонта здания, сооружения советской постройки, оборудование и инвентарь санаториев Курортного района оказались морально и физически изношенной. Поэтому мы начали реализацию на территории санатория проекта оздоровительного апарт-отеля, что открывает перед нами перспективу качественной модернизации санаторно-курортного комплекса. Стартовые инвестиции обеспечивают участники проекта. Основную финансовую нагрузку на начальном этапе принимает на себя компания RBI, но мы прогнозируем достаточно комфортный период возврата инвестируемых в проект ресурсов путем их замещения средствами дольщиков.

На каких инвесторов вы рассчитываете?


Мы рассчитываем, прежде всего, на российских инвесторов, которые, по ряду причин, предпочитают размещать деньги на родине, заботятся о своем здоровье и о благополучии своих близких, и доверяют нам как надежным партнерам и профессионалам своего дела.
 

Что может побудить инвесторов вложиться в проект в сложной экономической ситуации?


Как это ни странно, его уникальность. Благодаря особенным географическим и природно-климатическим условиям, продукт, который мы создаем, невозможно растиражировать. Когда проект будет завершен, произойдут позитивные качественные изменения жилой среды вокруг него, что повысит капитализацию инвестиций.

Войти в проект на вторичном рынке станет дороже и сложнее. Это одна из мотивационных составляющих для потенциальных частных и институциональных инвесторов.

ВПЕРЕД, К ИСТОКАМ

Вам известны зарубежные примеры реализации такой модели — апартаменты внутри курорта?

Да, их немало — Болгария, Кипр, Прибалтика, Финляндия и другие популярные для отдыха регионы. В нашем случае жильцы, помимо отдыха, будут восстанавливать здоровье и продлевать свою молодость.

После такой реформы сохранит ли Сестрорецкий курорт свой шарм?

Мы планируем возродить то, ради чего этот курорт создавался в конце XIX века. Он был центром интересных музыкальных, культурных и научных событий, модным тусовочным местом для светской публики, где она сочетала приятное с полезным. Я полагаю, нам следует вернуться к истокам, но на качественно ином уровне. Мы хотим обратить внимание на уникальные природные факторы: сосновый бор, Финский залив, песчаные дюны, минеральная вода и лечебная грязь; дополнить их комфортными условиями проживания и современными медицинскими услугами.

Я также считаю, что надо непременно реализовать экскурсионный потенциал Курортного района. Здесь присутствует «гений места» — усадьбы известных людей; места встреч литераторов, музыкантов, художников.

Создание интересных экскурсионных программ маршрутов, выпуск каталога исторических мест, музеев и памятников Курортного района — еще одно направление нашего сотрудничества с коллегами по курортной деятельности.