Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра»
Материалы выпуска
Технологии и безопасность: как справиться с новыми угрозами Инновации Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра» Инструменты Михаил Ветров: «Цифровизация России – преодолевая преграды» Экспертиза Семья Большого Брата: что такое комплексная безопасность города? Решения Петербургский smart city: горе без ума Инновации
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра»
Чтобы построить Smart City, нужны воля администрации города, деньги и технологии.
Алексей Иващенко, глава филиала IBM в Санкт-Петербурге

Как считает Алексей Иващенко, глава филиала IBM в Санкт-Петербурге, технологии уже готовы к внедрению, тогда как с остальными слагаемыми успеха есть проблемы. О своем видении инноваций в инфраструктуре города Алексей Иващенко рассказывает РБК+.

Какие технологические тренды сегодня наиболее перспективны, с точки зрения использования в городской инфраструктуре?

На мой взгляд, одним из перспективных направлений является использование инновационных платежных сервисов. Пример - система электронных платежей нового поколения для наземного транспорта. Это единая электронная проездная карта, используемая для оплаты любых видов транспорта – автобуса, поезда, въезда в зону платной парковки и пр. В Петербурге существуют электронные карты оплаты для общественного городского транспорта, но по ним нельзя проехать в поезде или оплатить пользование ЗСД, а это неудобно и неэффективно, причем, как для пользователя, так и для города.

Дело в том, что высокопроизводительные и масштабируемые системы способны справляться с нагрузкой в два раза большей, чем та, что сейчас требуется, а целостность подхода в предоставлении аппаратного обеспечения, программных продуктов и сервисов создает возможность интеллектуальной обработки неструктурированных данных. Вследствие этого повышается точность прогнозирования загруженности дорожной и транспортной инфраструктуры. Причем прогнозы строятся в режиме реального времени, так что и реагировать на потенциальные изменения можно быстро. Например, на основе прогноза можно корректировать количество автобусов на отдельном маршруте или в районе, открывать и закрывать полосы движения через пропускной пункт на платной дороге и так далее. В результате, улучшается качество работы наземного транспорта, оптимизируются расходы города и бизнеса, город становится более комфортным для жизни, растет уровень удовлетворенности граждан.

И это только один пример использования технологий: каждый город сам выбирает, с чего ему начать. Мне кажется, что внедрение подобной платежной системы для Петербурга было бы очень кстати.

А как технологии меняют бизнес?

Сейчас в России, как и во всем мире, наиболее актуальной задачей является цифровая трансформация, которая затрагивает все отрасли – от образования до производства. К примеру, цифровая трансформация процессов в производстве, в основе которых лежат принципы IoT, становится предпосылкой и основным движущим фактором более масштабных технологических изменений, таких как Индустрия 4.0. Такие перемены в производственных процессах и системах открывают новые возможности для достижения принципиально нового уровня производительности и совершенствования различных специфических аспектов производства. Базой для реализации трансформации может стать, например, когнитивная платформа для интернета вещей Watson IoT.

Среди основных преимуществ, которые сулит нам Индустрия 4.0, можно назвать возможность организации более универсального и унифицированного производственного процесса, более специализированной концентрации на конкретных потребностях клиентов и потребителей готовой продукции, повышение конкурентоспособности всей производственной цепочки, возможность создания новых рынков, новых сервисов и бизнес-моделей. Для Петербурга, в котором развивается довольно значительное количество производственных предприятий, решение этих задач – очень актуальная проблема.

То есть у городской администрации и бизнеса - разные подходы к технологиям?

Скорее, разные цели, отсюда и разные подходы к технологиям. Система электронных платежей ориентирована на прикладное использование в конкретной сфере и на улучшение жизни горожан. Watson IoT ориентирована на внутренние изменения предприятия – это интеллектуальная платформа управления производственными активами и оборудованием в целом, которая предоставляет полный набор возможностей для трансформации производства.

Инициатива внедрения цифровых сервисов для города обычно исходит от активных людей, которые работают либо на государство, либо на бизнес. Но я все-таки рассчитываю на то, что администрации городов и регионов не будут полностью перекладывать развитие Smart City в России на бизнес и смогут принять участие в финансировании проектов в области «умного города».

Как развитие технологий может сделать город и жизнь людей более безопасной? От кого должна идти инициатива – от бизнеса или от администраций городов и регионов?

У нас есть опыт в построении Smart Cities в Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Мадриде, Лионе и многих других городах и метрополиях современного мира. И мы видим, что инициатива обычно исходит от активных людей, которые работают либо на государство, либо на бизнес. Но я все-таки рассчитываю на то, что администрации городов и регионов не будут полностью перекладывать развитие Smart City в России на бизнес и смогут принять участие в финансировании проектов в области «умного города». Ведь в решении проблем города, прежде всего, заинтересован сам город, а технологии открывают ему огромное количество возможностей.

Приведу лишь один пример. Система управления транспортом, благодаря использованию аналитических инструментов, может трансформироваться в систему безопасного города. События последнего времени показали, как тесно транспорт связан с вопросами безопасности, и насколько это важно для города. Опыт использования IBM Watson в различных странах свидетельствует об эффективности такого подхода к развитию «умного города».

IBM сама претерпевает трансформацию, снижая акцент на продажи ИТ-оборудования в пользу других направлений. С чем это связано?

Мир сильно изменился, с точки зрения движения технологий и развития бизнеса, и компания IBM не может оставаться в стороне: она всегда была технологическим бизнес-драйвером и новатором. Поэтому IBM сама трансформируется и трансформирует мир. Наступила эра когнитивных технологий – этого нельзя отрицать. Например, уже сейчас технологии IBM обеспечивают более высокое качество собираемой и используемой информации, что заметно облегчает и улучшает жизнь.

Как развитие когнитивных технологий и машинного обучения может изменить городскую среду и бизнес? Как в IBM развивается это направление?

IBM является флагманом продвижения когнитивных технологий в городскую среду. Ответ об их влиянии лежит на поверхности. Прежде всего, эти технологии позволяют осуществлять сбор нужных данных в рамках единой универсальной, масштабируемой и безопасной платформы, визуализировать производственные данные, быстро и просто извлекать полезную информацию, которая необходима для выявления ранее неизвестных закономерностей. Кроме того, применение мощных аналитических инструментов помогает делать верные прогнозы, на базе которых можно выстраивать систему принятия обоснованных и объективных управленческих решений. Также использование когнитивных возможностей приводит к достижению лучших результатов и повышению качества производственного взаимодействия.

Эксперты считают, что в связи с цифровой трансформацией серьезно изменится процесс сбора данных и работы с ними. Так ли это? Как, по-вашему, будет развиваться направление Big Data?

IBM внедряет когнитивные технологии как раз для сбора и работы с данными, которые уже можно назвать не просто большими, а озерами и океанами данных. В мире накоплено огромное количество данных, и с каждым днем их становится все больше, но пользу приносит лишь небольшая часть этой информации, остальная же лежит мертвым грузом. Сейчас есть все предпосылки и инструменты для того, чтобы наконец получить дивиденды от этих накоплений. Например, с помощью инструментов и технологий IBM Watson большие данные изучаются и трансформируются в полезный поток, в соответствии с интересами их потребителей. И это, на наш взгляд, сможет открыть новые возможности для любого направления деятельности – будь то бизнес или совершенствование городской среды.

Как, по-вашему, изменится городская среда под влиянием технологических инноваций в перспективе 5 и более лет? Что должно способствовать их принятию?

Прежде всего, необходимо иметь программу развития городской среды, учитывающую желания граждан жить в лучших условиях. Когда цели будут утверждены, можно будет определиться с технологиями, которые будут наиболее эффективными для их достижения. Разумеется, надо учитывать опыт развития других городов мире.

Если это будет сделано, то изменится качество предоставляемых услуг транспорта, ЖКХ, повысится безопасность, жизнь горожан станет более комфортной. Например, мы перестанем тратить время и нервы на поиск места для парковки. Пробки практически исчезнут, так как транспортные потоки будут мониториться и регулироваться, а при необходимости и переводиться на другие маршруты. Чтобы получить какую-нибудь госуслугу, не нужно будет не только собирать справки, но и выходить на улицу – все необходимые действия можно будет получить удаленно, без очередей и проволочек. Даже за услуги ЖКХ мы будем платить меньше, так как датчики позволят оптимизировать расход воды, электричества и так далее.

Заметьте, это я не про какое-то далекое будущее с беспилотными автомобилями, хотя и их появление - не за горами. Я говорю о том, что можно сделать быстро, для чего уже есть технологии – было бы обоснование и ресурсы. Конечно, деньги также потребуются, но ведь это прямые инвестиции в наше будущее.