#1 Digital Forum РБК, 27 апреля 2017
Компетенция , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы»

Павел Коротин, директор филиала МТС в Санкт-Петербурге
Павел Коротин, директор филиала МТС в Санкт-Петербурге
Телеком-операторы собираются строить умные города, развивать телемедицину и жонглировать большими данными.

Игроки телеком-рынка ищут новые пути развития бизнеса. Наиболее активно осваиваются инновационные направления, связанные с «умным городом», big data и «интернетом вещей». О том, чего могут добиться операторы на этом поприще и что им мешает, РБК+ беседует с Павлом Коротиным, директором филиала МТС в Санкт-Петербурге.

Администрация Петербурга всерьез намерена реализовать концепцию Smart City. Будет ли для телеком-операторов место в этом проекте?

Кто как не телеком-оператор сможет быть надежным партнером в реализации подобных проектов? Всё развитие телекоммуникаций в последние годы так или иначе подводит к созданию инфраструктуры для обслуживания «умного» города. Операторы, конечно же, будут частью Smart City, и сейчас нам вместе с городом предстоит определить, какой будет степень нашего участия.

А какие есть варианты? Самая опасная для оператора ситуация – это остаться просто «трубой», по которой перегоняют трафик, правильно?

Стандартный подход к восприятию телеком-оператора сегодня – как провайдера инфраструктуры с локальными клиентскими продуктами. Мы в МТС этот путь видим тупиковым, потому что, несмотря на то, что рынок неоднороден, и наши показатели, например, за 2016 год демонстрируют достаточно оптимистичную картину, традиционная бизнес-модель в телекоме в целом стагнирует. Но при этом созданная нами сетевая инфраструктура помогает нам успешно входить в новые бизнесы. Глупо было бы это не использовать.

Сегодня МТС намного больше, чем просто телекоммуникационная компания. Мы – мультисервисный оператор, который далеко не ограничивается передачей голоса или данных. Стратегическая ставка делается на диджитал, на новые направления нашего бизнеса: big data, системную интеграцию, на телематику как платформу для «интернета вещей».

Для Петербурга, например, я вижу огромный потенциал в развитии МТС как системного интегратора. Благодаря покупке NVision компания получила новые компетенции по облачным технологиям, серверам, анализу данных, построению комплексных сетей передачи данных. Уже сегодня в регионе МТС как интегратор реализует ряд масштабных проектов. Например, недавно мы заключили контракт с холдингом, который занимается обслуживанием портовой инфраструктуры – он очень перспективен.

Можно будет эту экспертизу интегрировать в проекты Smart City?

Конечно, системная интеграция - это один из столпов, на которых будет строиться «умный город». Именно масштабная интеграция IT и телеком-сервисов и позволит характеризовать город как Smart City. Наличие экспертизы в этом сегменте позволит компании предлагать городу не отдельные услуги, типа обеспечения канала для уличного видеонаблюдения, а полноценный комплекс сервисов «под ключ» с возможностью их изменения и совершенствования по запросу клиента.

То есть эра «умного города» наступит, когда действующие сегодня отдельные IT-проекты будут интегрированы в единую сеть?

Это так или иначе уже происходит. Само понятие «умный город» довольно относительно. Четко определить момент, когда город станет, наконец, «умным», невозможно по определению. Сегодня город уже «умнее», чем вчера, часть технологических элементов уже внедрена. Например, в области ЖКХ и на транспорте используются M2M-решения. Система ГЛОНАСС действует во всем наземном пассажирском транспорте Петербурга, и немалая часть автобусов и троллейбусов использует сеть МТС. То же самое касается «умных» систем в ЖКХ. Со стороны застройщиков есть устойчивый спрос к внедрению таких систем, целые кварталы планируются с учетом их возможностей. И это не далекое будущее, а уже сегодня. Объединение всех этих решений в один комплекс – вопрос времени, и тут необходимы воля и усилия городских властей.

Если бы то количество датчиков, которые сейчас собирают разнообразную информацию с устройств, появилось лет 5-10 назад, это было бы сверхинновационно, а сейчас мы их воспринимаем как данность. Мы работаем над тем, чтобы использовать полученные из этих решений данные не только напрямую для экономии ресурсов, но и для анализа и выводов более высокого уровня. Мы можем на основе этих данных выявлять теплопотери на том или ином участке в микрорайоне в зависимости от того, сколько гигакалорий расходуют сопоставимые объекты инфраструктуры. Это тоже элемент Smart City.

Это теоретическая возможность, или речь идет о конкретном кейсе МТС?

Да, это реализуемый в данный момент кейс.

Подобные кейсы у МТС есть только в области ЖКХ?

Не только. М2М – это один из самых быстрорастущих сегментов на корпоративном рынке, и МТС является лидером этого рынка – 43% SIM-карт М2М в России работают в нашей сети [данные AC&M-Consulting]. При этом две пятых из этих SIM-карт находится в системах мониторинга подвижных объектов и навигации. И дело не только в государственных инициативах по внедрению ГЛОНАСС, но и в активности частного бизнеса, который стремится снизить свои издержки. Например, только в Петербурге сервисом МТС «Мобильные сотрудники» пользуются свыше двух тысяч компаний.

Еще одна пятая телематических SIM-карт используются в различных датчиках систем безопасности, охранных и противоугонных системах. Остальные SIM-карты приходятся на банковские, финансовые услуги и вендинг, часть – в сегменте ЖКХ и проектах в области здравоохранения, эти направления стремительно развиваются – количество используемых здесь SIM-карт с каждым годом растет в 2,5-3 раза.

Раз уж мы заговорили про здравоохранение. За последний месяц, сразу несколько столпов российского бизнеса, и из банковской и из интернет-отраслей заговорили о выходе на рынок медицины?

Видите, какая у нас отличная компания! Мы не новички в медицинской телематике: уже много лет реализуем в России проект по мобильным кардиографам, позволяющим удаленно передать информацию о состоянии пациента в диагностический центр. У нас есть статистика, что использование таких кардиографов в некоторых регионах позволило значительно, до 7-10 процентов, снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Но сейчас мы хотим вывести телемедицину на принципиально новый уровень, и в ближайшее время предложим массовому потребителю решение для получения онлайн-консультаций. В нем будут участвовать около 2000 врачей – как терапевтов, так и узких специалистов. Проект рассчитан, прежде всего, на жителей небольших и удаленных населенных пунктов, где мало высококлассных или узкопрофильных медиков, а через наше мобильное приложение можно будет получить консультацию, например, известного московского или петербургского врача, не записываясь к нему за несколько месяцев, не тратя деньги на дорогу. В свою очередь, жители мегаполисов благодаря удаленному общению с врачами смогут более рационально использовать свое время.

Можно ли этот проект тиражировать на государственные поликлиники?

Теоретически – да, грамотное применение ресурсов телемедицины способно снизить текущую нагрузку на государственную систему здравоохранения, и отрасль очень ждет принятия окончательной версии законопроекта о развитии данного направления. А на текущем этапе мы планируем сотрудничать с крупной сетью частных клиник, с гарантированным уровнем качества услуг.

Насколько операторские сети передачи данных готовы к развитию «умного города»? Выдержат ли они?

Для понимания, большинство SIM-карт М2М сейчас работают в сетях 2G/3G, передают микроскопические объемы данных. Потенциала действующих сетей на текущем этапе развития проектов в сфере «умный город» хватает с большим запасом. Те скорости, которые абоненты сейчас получают в нашей мобильной сети, зачастую выше скоростей фиксированного доступа в интернет.

Плюс мы постоянно работает над увеличением скоростей передачи данных, максимизацией покрытия, улучшения качества работы сетей в помещениях. В Петербурге, с точки зрения технической стратегии мы акцентируется, прежде всего, на развитии сетей LTE на «голосовых» частотах, агрегации разных диапазонов частот (LTE-Advanced), внедрении стандарта TDD. Также в Петербурге «на низком старте» такие технологические решения, такие как WiFi-Calling, VoLTE, запустим уже в этом году.

Согласитесь ли вы с мнением, что эра «интернета вещей» наступит только с запуском 5G?

Отчасти. Развитие «интернета вещей» поставит перед сетями новые требования с точки зрения скорости отклика: время коммуникации между машинами должно быть мизерным, чтоб обеспечить корректное взаимодействие. Например, беспилотные автомобили при движении должны обмениваться данными без даже милисекундных задержек, иначе произойдет авария. С каждым поколением сетей, скорость отклика сети растет, в 3G это несколько десятков миллисекунд, а в сетях 5G этот показатель составит лишь единицы миллисекунд, которые будут очень важны.

Беспилотные автомобили тестируют уже сейчас, а сети 5G еще не запущены. Нет ли тут несоответствия?

Разработчики конечных услуг опережают развитие технологий. Как только будет 5G будет стандартизирован, технологически операторы смогут развернуть сеть достаточно быстро. У нас инфраструктура уже готова, часть сетевых элементов унифицирована, сеть модернизируется с учетом нужного в будущем потенциала. Вот на днях в Москве МТС провела полевое тестирование 5G, где базовая станция передавала сигнал на движущийся прототип смартфона на скорости до 25 Гбит/с. Для сравнения, такая скорость передачи данных позволяет скачать часовой фильм в HD-качестве менее чем за три секунды.

Запуск каждой новой сети происходит все быстрее. Cеть GSM мы строили примерно 20 лет, а от запуска 3G до запуска 4G прошло всего четыре года. К тому же, сейчас операторское оборудование модернизируется и масштабируется зачастую не путем замены «железа», а с помощью активации нового функционала на уровне софта. Вендоры тоже смотрят в будущее. Мы живем в эпоху технологической сингулярности. Все изменения со временем ускоряются, и в какой-то момент они случаются настолько быстро, что перестают контролироваться субъектом и сами изменения создают изменения.

Как изменилась работа оператора с данными? Есть ли в этом направлении точки роста?

Безусловно, мы смотрим на проекты в области использования big data как на точки роста для бизнеса компании в целом. Наша многомиллионная абонентская база каждый день формирует контент, события, общается между собой, потребляет услуги, и все это происходит через сети оператора. По объемам информации о потребителях сетей мы можем сравниться с банками, наверно, даже перегоняем их. Рынок много говорит о Big Data, но использовать ее полноценно в коммерческих проектах мало кто может. В МТС действует специальный центр инноваций, и идей проектов с использованием big data у коллег рождается много, но развитие сегмента сейчас сдерживает отсутствие нормативной базы. Пока МТС активно использует big data для планирования собственных сетей, розницы, а также для формирования индивидуальных предложений для клиентов. При доработке законодательных правил игры на этом поле, я уверен, вопрос существенно двинется вперед.

А есть ли на текущем этапе практические наработки, как big data использовать для городской среды?

Приведу пример совместного проекта МТС с правительством Москвы по сбору и анализу «больших данных» в целях развития городской инфраструктуры. За счет комплексного анализа нагрузок на сеть, у МТС есть достаточно много данных, которые касаются перемещения абонентов по городу, включая и дороги, и метро, и пассажирские потоки в пригородных поездах. В обезличенном виде эти данные предоставляются правительству Москвы, которое может использовать и, насколько мне известно, успешно применяет при планировании новых магистралей, размещения новых станций метрополитена и решения других транспортных вопросов.

Что мешает аналогичный проект реализовать в Петербурге?

Ничего не мешает – образно говоря, сейчас мы подняли одну ногу и решаем, куда шагнуть. Не так давно я встречался с руководством города, и мы обсуждали в том числе вопросы развития телеком-инфраструктуры для реализации инновационных проектов для Петербурга. Ведь если мы хотим получить продукт в сфере Big Data или интернета вещей, сеть должна соответствовать, а в Петербурге историческая застройка вносит существенные коррективы в планы по развитию сети. Рад, что у нас конструктивные отношения к администрацией; со стороны города, думаю, в ближайшее время будет движение, способствующее развитию телеком-инфраструктуры. Надеюсь, мы увидим яркие масштабные проекты, меняющие городскую среду - ее внешний облик и ее администрирование.

Рыночный расклад «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Материалы выпуска
Инновации Технологии и безопасность: как справиться с новыми угрозами
Инструменты Алексей Иващенко: «Smart City можно построить уже завтра»
Компетенция Михаил Ветров: «Цифровизация России – преодолевая преграды»
Решения Семья Большого Брата: что такое комплексная безопасность города?
Инновации Петербургский smart city: горе без ума
Инновации В России стартовала платформа VEON
Инструменты Пять китов цифрового Петербурга
Компетенция Петербургский телеком-рынок превращается в осажденную крепость
Компетенция Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет
Рыночный расклад Передел рынка – не апокалипсис
Инновации Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий
Компетенция «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы»
Рыночный расклад «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи»
Содержание
Закрыть