Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет
Материалы выпуска
В России стартовала платформа VEON Инновации Пять китов цифрового Петербурга Инструменты Петербургский телеком-рынок превращается в осажденную крепость Экспертиза Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет Экспертиза Передел рынка – не апокалипсис Рынок Инвестиции в инновации: эпоха великих открытий Инновации «Наша инфраструктура помогает успешно входить в новые бизнесы» Экспертиза «Machine-to-Machine – закономерный путь развития рынка сотовой связи» Рынок
Экспертиза Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Алексей Титов: Без телеком-инфраструктуры «умный город» жить не сможет
Положение крупнейшего оператора в Петербурге обязывает содержать качественную сеть и широкий набор решений, но справится ли «МегаФон» с вызовами ближайшего будущего?
Алексей Титов, директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала компании «МегаФон» (Фото: МегаФон)

Чтобы «умный город» эффективно и бесперебойно функционировал, Петербургу необходима развитая и высокотехнологичная телекоммуникационная инфраструктура. О том, насколько готова инфраструктура телеком-операторов к внедрению smart-решений, РБК+ рассказывает Алексей Титов, директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала компании «МегаФон».

Какой должна быть телеком-инфраструктура, чтобы на ней можно было успешно и эффективно развивать Smart City?

Без фундамента, каким в данном случае является телекоммуникационная инфраструктура, «умный город» жить не сможет. Датчики и камеры – и все остальное, что сможет придумать заказчик – должны передавать данные через сеть. Однако, учитывая развитость телекома в России, а особенно в Петербурге, можно уверенно сказать, что операторы к такому развитию событий готовы: здесь создана качественная инфраструктура связи как у больших, так и у локальных операторов.

Конечно, нужно смотреть, какие именно проекты будет запускать петербургская администрация, но, думаю, мы сумеем обеспечить ее запросы. У «МегаФона» большой опыт взаимодействия с госорганами: государственных контрактов для обеспечения услугами связи образовательных и медицинских учреждений много – и не только в Петербурге, но и по России. За прошлый год наш рост в госсегменте оказался самым значимым по динамике, в Петербурге мы давно первые и продолжаем расти.

Есть какие-то сегменты, где проекты «умного города» уже набрали обороты?

Конечно. Например, «умное образование» уже проникает в петербургские школы, реальностью стали электронные журналы и дневники, специальные системы допуска в школу. Инфраструктура гораздо важнее для развития Smart City в области ЖКХ. Нам предстоит еще многое сделать, чтобы «цифровизация» этой отрасли вышла на должный уровень, но начало уже положено. «МегаФон» первым в России представил наиболее эффективное комплексное решение для строительства и ЖКХ на основе сети стандарта NB-IoT – умные счетчики электроэнергии и водопотребления. Чип, который использовался в этом решении, был эксклюзивно предоставлен нам Huawei.

В нескольких регионах идут пилотные проекты по внедрению умных счетчиков, до 2020 года планируется оснастить ими все регионы. Потребители ждут таких решений – разве не нонсенс, что в век смартфонов и Интернета мы вручную вписываем в квитанции показатели расхода воды?

Кстати, в нашем офисе мы давно создали «умную сеть». Везде стоят системы автоматизированного учета, мы собираем данные. Причем речь идет не только о показаниях счетчиков – мы изучаем профили нагрузки, чтобы эффективнее работать над оптимизацией затрат на энергопотребление.

Но ведь сделать подобный проект в рамках одного офисного здания проще, чем в рамках микрорайона: и менее затратно, и понятнее, кто интересант. В масштабах города возникают многочисленные препятствия. Есть ли здесь движение вперед?

Пусть небольшое, но оно есть. В июне 2016 года «МегаФон» подписал соглашение с «Россетями», по которому мы оснастим около 300 тысяч электроподстанций датчиками для сбора телеметрии и системами наблюдения. Суть проекта в следующем: на подстанции устанавливаются датчики для сбора информации о работе оборудования и видеокамеры, данные передаются в аналитический центр, и наши специалисты в онлайн-режиме их анализируют. Это решение, помимо того, что упростит процесс управления ресурсами и поможет оперативно реагировать на нештатные ситуации, снизит операционные расходы «Россетей» на обслуживание подстанций на 20%. «МегаФон» готов обеспечить не только отдельные здания, но и города самыми современными технологиями, в том числе для развития интернета вещей, и таким примером стал город Иннополис в Татарстане.

И все-таки самое ближайшее будущее – это «умный ЖКХ»?

Я бы сделал более крупную ставку – на интернет вещей. Но для него необходимо будет перенастроить сеть. Дело в том, что обычная SIM-карта в обычном устройстве обслуживается по тем же параметрам, как и обычный телефон. А для датчиков самое важное – продолжительность работы без замены и обслуживания – они должны работать от нескольких до десяти лет. Поэтому мы и изучаем возможности специализированных сетей для IoT – мы находимся в поиске оптимального решения. Помощь в выборе может оказать реализация конкретного проекта.

Донастройка сети под проект более эффективна, чем модернизация всей сети заранее?

Опыт других стран показывает, что проводить настройки сети после появления реальных задач – оптимальный вариант. Ведь выбор решения зависит от содержания проекта, не случайно в разных странах выбирают разные варианты. Когда городская администрация решит, мониторинг каких данных ей необходим, надо будет изучить нюансы и выбрать, как настраивать сеть.

Вы будете учитывать опыт других стран?

В других странах уже накоплен довольно существенный опыт, и мы его, разумеется, изучаем. Например, в Барселоне и в Мадриде была проблема постоянного воровства канализационных люков. Администрации решили бороться с этим, установив датчики открытия на люки. Telefónica, чьим партнером мы является, разработала решение с привязкой датчиков к карте, где в режиме онлайн можно видеть, срабатывают ли они.

В Китае на пике популярности датчики для мониторинга увлажненности и освещенности рисовых полей. Это уже «умное» сельское хозяйство. Там используются разные варианты решений. Первый вариант – обычный мониторинг, на основе которого планируются работы по поливу, уборке и так далее. Второй вариант датчиков интегрирован с системой полива так, что, если уровень воды падает до определенного показателя, автоматически начинается орошение поля.

В Германии поставили датчики заполняемости мусорных контейнеров, что привело к экономии затрат на вывоз мусора. Вариантов использования датчиков много, сетевые настройки используются разные – мы все это изучаем и учитываем.

Но все-таки система датчиков, наверное, не слишком требовательна к сети связи – речь не идет о существенных проблемах из-за задержки передачи сигнала на миллисекунды. Все равно охранник не телепортируется мгновенно к открывшемуся люку, как и мусоровоз – к заполненному контейнеру. Зачем такие сложности с настройками сети?

Сейчас оператор в большей степени ориентирован на устройства связи людей, а датчики и счетчики – это М2М, интернет вещей.
Различные сервисы вносят свои требования к сети, порой противоположные: пользователям смартфонов нужно качество голоса, высокие скорости и низкие задержки, а многим M2M-устройствам скорость и задержки не важны, зато нужна возможность массового подключения, низкое энергопотребление, доступность сети даже в подвалах. А значит целесообразно использовать и разные технологии доступа.

Например, есть подземные паркинги в домах, где нужно устанавливать дополнительное оборудование, иначе там просто не будет связи, а значит, не будут работать и все системы автосигнализации, в которых установлены SIM-карты. А для установки оборудования в доме надо договариваться с жильцами, зачастую страдающими радиофобией. Но несмотря на это, для работы датчиков нам необходимо обеспечивать более плотное покрытие внутри помещения, используя нижний диапазон частот. Да, там не требуется больших скоростей, но надо обеспечить большому количеству датчиков в плохих местах приема саму возможность передачи информации.

А при трансляции видеоизображения для виртуальной реальности и connected car наиболее значимой проблемой становится задержка в передаче данных. Ведь если ты удаленно управляешь каким-то оборудованием, а изображение задерживается на 1 секунду, можно и в столб въехать. Эти требования может удовлетворить лишь «пятое поколение» сетей связи.

То есть до 5G не может появиться беспилотный транспорт?

Сейчас все думают о кейсах применения 5G. И первое, что приходит на ум, это системы для удаленного управления роботами на производстве – их же по проводу не свяжешь. На рабочем месте оператора может быть обычный канал связи, а на месте локации роботов связь будет обеспечиваться через сети «пятого поколения».

На выставке в Барселоне была создана тестовая зона удаленного управления автомобилем, который расположен на расстоянии, условно говоря, 500 км. Глядя на экран, пользователь может управлять удаленно автомобилем по реальному треку. Для передачи такого видео задержка должна быть минимальной.

Однако проблема в том, что все нижние диапазоны в России заняты. Большой полосы для передачи высокой скорости в нижних диапазонах у нас нет. Самое близкое – это диапазон в 3,5 ГГц, а он обеспечивает очень маленький радиус охвата. Поэтому пока сложно сказать, как у нас это будет реализовано: поживем – увидим. В любом случае мы все варианты протестируем.

Эта проблема актуальна и для Петербурга? Где больше проблем – в центре или в спальных районах?

У нас плотность базовых станций в городе такая, что позволяет даже в верхнем диапазоне обеспечивать хороший уровень сигнала. Безусловно, встречаются проблемные зоны, но они больше связаны с какими-то происшествиями. Релокации базовых станций по Петербургу, произведенные только за прошлый год, измеряются десятками штук, и они преимущественно касались именно центра города. Причины релокации – перестройка микрорайона, смена собственника и так далее.

При модернизации и развитии сети вы учитываете потребности таких проектов, как «умный город»?

Мы у себя придерживаемся такого принципа: фундаментальный элемент «умного города» – транспортная сеть, и она должна иметь запас емкости не в 10%, а в разы, чтобы сеть можно было путем небольшой модернизации многократно масштабировать. Поэтому мы в позапрошлом году запустили тестовую зону, где каждая базовая станция, вернее, каждая локация, была подключена к сети на скорости 10 Гбит/сек, хотя потребности тогда в таких скоростях не было. Такую сеть можно масштабировать – мы подключили 10 Гбит/сек, но, если заменить сетевую карту, будет уже 100 Гбит/сек, то есть даже больше, чем 5G. Мы же еще и крупный фиксированный оператор. Самое главное – иметь ресурс и его развивать.

Big Data предъявляет какие-то особые требования к сети оператора?

Большие данные – это вопрос хранения и обработки, а значит энергопотребления, тепловыделения и прочего. Ведь конечному пользователю или потребителю информации огромные объемы данных не нужны, требуются лишь обработанные результаты. Это не такие большие объемы – наша сеть их легко передаст.

Сейчас наша администрация говорит, что надо рассматривать для реализации проектов «умного города» не Петербург, а агломерацию, включающую город и область. Готовы ли сети в Ленобласти? Нет ли там отставания?

В области потребность в передаче данных поменьше, но сети мы развиваем везде. Территории за городом большие, население меньше, для нас затратнее обеспечивать 100% площади области LTE-покрытием. Но если во всем сельском хозяйстве внедрят датчики и каждая корова будет с чипом – мы быстро доделаем сеть. На севере и юге области у нас работают стандарты UMTS 900 и LTE 1800, которые обеспечивают большую территорию покрытия. Дороги, даже не самые основные, покрыты. Маршрут «Сапсана» на 90% своей протяженности покрыт LTE.

Каковы планы компании по развитию сети в регионе?

Мы постоянно контролируем качество сети. Оптимизация, настройка, тюнинг – процесс постоянный. Но сеть в городе уже модернизирована, оптимизирована, поэтому будем работать в основном над точечными проблемами. Например, в новых микрорайонах будем увеличивать плотность индор-покрытия. Продолжим работать в области, там есть куда расширяться: будем добиваться улучшения качества передачи данных в отдельных районах.

Планируется ли улучшать качество связи на ЗСД?

С точки зрения связиста, ЗСД – очень сложный участок. Там вокруг открытое пространство, поэтому туда дотягиваются сигналы с различных базовых станций. Настройкой сети эту проблему не решить. И хотя в целом качество связи на скоростной магистрали на высоте, случаются единичные инциденты прерывания разговоров из-за некорректного перехода сигнала между базовыми станциями.

В сотрудничестве с некоторыми другими операторами мы сейчас реализуем проект для стабилизации качества связи на территории трассы, задача которого не столько улучшить передачу данных, сколько обеспечить непрерывность разговоров. Думаю, к середине года все оставшиеся спорные моменты будут устранены.

Тут я отмечу, даже при составлении карты покрытия сети расчеты делаются с вероятностью по времени и месту. Да и вообще сотовая связь – система массового обслуживания с отказом, т.е. она изначально предполагает наличие отказов. А какой процент отказа будет приемлемым и сколько вкладывать денег в его уменьшение – это выбор оператора.

Мы как оператор со своей стороны с момента создания компании прилагаем все усилия для того, чтобы строить и поддерживать максимально надежную сеть. Я уверен, что наши абоненты это знают и ценят.