Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
«Ревизоры» наносят удар
Материалы выпуска
Учесть всех: государство зрит в корень каждой компании Решения Налог на Google, «третий лишний» и смена юрисдикции Экспертиза «Ревизоры» наносят удар Решения О жизни «по понятиям» Решения «Спрос на квартиры не связан с размером зарплат» Экспертиза
Решения Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
«Ревизоры» наносят удар
Потемкинские деревни, сжатие и триллионные убытки — всё это ждет рынок связи, если заявленные законодательные инициативы будут полностью реализованы.
Фото: Интерпресс

Долгое время российская телеком-отрасль развивалась по собственной логике и не слишком волновала государство. В этом отношении Россия отставала от развитых стран: к примеру, в США закон «О средствах связи» был принят в 1934 году, а у нас — лишь в 2003 году, напоминает адвокат Анна Василянская. Зато за последние два года наша страна догнала и перегнала мир: внимание законодателей к телефонии и услугам доступа в интернет стало беспрецедентно высоким.

Гаечный ключ против вольнодумцев и террористов

«Борьба с терроризмом является общемировым трендом, но столь масштабные и жесткие ограничения не вводились ни в одной из развитых стран мира», — констатирует Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК «ФИНАМ», говоря о законе Яровой-Озерова. «С одной стороны, правительством были инициированы нововведения, способствующие развитию рынка мобильной связи, — рассуждает он о логике государственного регулирования, — например, MVNO, MNP, технологическая нейтральность. Эффективной мерой стала реализация программы устранения цифрового неравенства. Само собой, стоит отметить эффективность работ по расчистке частотного спектра для реализации VAS-услуг». С другой стороны, из-за антитеррористических поправок в законодательство многие мелкие игроки рынка будут вынуждены уйти с рынка связи, а крупные лишатся операционного денежного потока минимум за несколько лет, считает эксперт.

Юрий Брюквин, генеральный директор «Рустелеком», отмечает, что основные отраслевые законодательные инициативы направлены на регулирование распространения информации в интернете. «Все это регулируется с той целью, чтобы контролировать информационное поле. Государственное ТВ превратилось в инструмент чистой пропаганды, а интернет стал отдушиной для вольнодумцев. Именно поэтому его принялись интенсивно регулировать, и закручивание гаек только усиливается», — уверен Брюквин.

Конечно, сами законотворцы не позиционируют изменения, вносимые в нормативные акты, как решение политических задач — они говорят, прежде всего, об обеспечении безопасности общества. Анна Василянская считает, что у государства есть все основания усилить работу в этой сфере: «Вспомним, как начиналась деятельность компаний, предоставляющих услуги мобильной связи — SIM-карта не была закреплена за каким-то конкретным лицом. Сейчас гражданин указывает свои паспортные данные, соответственно можно идентифицировать принадлежность SIM-карты, равно как и номера, конкретному лицу. Также отметим, что нововведения последнего времени играют исключительно положительную роль при расследовании преступлений». «Все изменения закона о связи направлены исключительно на его совершенствование», — утверждает она.

В русле федеральных тенденций действуют и региональные законотворцы. Так, в апреле Заксобрание Ленобласти представило законопроект о запрете пользования соцсетями детям до 14 лет. Инициативу вызвали к жизни два обстоятельства: распространение групп, пропагандирующих подростковые суициды, и существенное омоложение протестного движения. Разумеется, отрасль и общество встретили эту инициативу с нескрываемым скепсисом.

Отраслевое министерство также запускает законодательные инициативы — они не имеют политических причин. «Инициативы Минсвязи направлены в основном на «поддержание штанов» Ростелекома и других монополий, которые у нас сложились, — рассказывает Юрий Брюквин. — Но эти регуляторные нововведения в меньшей степени влияют на отрасль, потому что они не столь масштабны».

Анна Василянская, адвокат: «Людей пугал тот факт, что информация, которой обмениваются абоненты, будет сохраняться. Однако такие нововведения направлены ни на что иное, как на безопасность граждан».

Рынок против системы: операторы судятся и проигрывают

Рынок уже ощущает негативное влияние выбранной законодателями стратегии, хотя «пакет Яровой» еще не вступил в силу. «В настоящее время только начинает ощущаться влияние новых законов, так как при выборе поставщика услуг связи компании стараются выбрать оператора, который предоставляет соответствующие закону услуги», — уверены в «Ростелекоме».

Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел», отмечает, что сейчас операторы находятся на переходном этапе, так как новые требования законодательства о фильтрации доступа к информации недавно вступили в силу. Камнем преткновения является применение ПАК «Ревизор». Он должен следить за тем, как операторы выполняют предписания Роскомнадзора о блокировке доступа к сайтам, признанным нарушающими российское законодательство.

В апреле этого года в Петербурге проходили многочисленные судебные заседания, связанные с работой «Ревизора», которая, по мнению операторов, некорректна. «Сайт-нарушитель давно заблокирован оператором, но система ошибочно считает, что он доступен пользователям, — рассказывает о возникших сбоях в работе механизма Юрий Брюквин. — Тогда Роскомнадзор выносит оператору предписание, которое оператор, разумеется, не исполняет, потому что давно заблокировал этот сайт. «Ревизор» же продолжает считать сайт незаблокированным, оператору выносится повторное предписание, которое также не исполняется, а затем данные передаются в суд и оператору назначается штраф. Операторы, в свою очередь, обращаются в суд, чтобы оспорить штрафы. Однако разработчики не признают, что система может ошибаться». Суды встают на сторону регулятора: операторы проигрывают и должны платить — за ошибки, которых не совершали.

Закон суров и неисполним

И все-таки самым критичным для отрасли обещает стать «пакет Яровой». Фактически были приняты два федеральных закона, напоминает Анна Василянская. Это 374-ФЗ от 6 июля 2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Второй — 375-ФЗ от 6 июля 2016 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Данные законы внесли изменения, в том числе и в ФЗ «О связи».

«Информация о данных законах активно обсуждалась СМИ, и народ видел только отрицательные стороны нововведений. Людей пугал тот факт, что теперь информация, которой обмениваются абоненты, будет сохраняться, — подчеркивает Анна Василянская. — Однако мы полагаем, что такие нововведения как раз и необходимы для развития рынка связи, так как направлены ни на что иное, как на безопасность граждан».

Участники рынка иначе смотрят на ситуацию. «Вступление в силу поправок к закону «О связи» с 1 июля 2018 года повлияет на весь телекоммуникационный рынок, — уверен Андрей Рего, директор департамента управления регуляторными рисками МТС. — Однако для того, чтобы предпринимать конкретные действия по реализации закона, отрасль ждет принятия Правительством РФ, Минкомсвязи и ФСБ ряда подзаконных актов, формализующих порядок, объем и сроки хранения информации». Как он поясняет, сейчас в законе обозначен срок обязательного хранения данных — до шести месяцев, который может быть сокращен правительством. Также необходимо уточнить технические требования к процессу хранения информации — параметры оборудования, используемые для съема данных протоколы, порядок осуществления доступа к информации и передачи ее уполномоченным органам, и многое другое. «Можно констатировать, что в тех объемах и в те сроки, которые определены законом и готовящимися Минкомсвязи РФ проектами нормативных актов, закон нереализуем как для мелких, так и для крупных операторов связи», — утверждает Андрей Рего.

Андрей Рего, МТС: «Если объем затрат операторов на организацию исполнения "закона Яровой" не изменится, то наш прогноз — негативный. Может произойти существенный рост тарифов на услуги мобильной и фиксированной связи, а также снижение качества связи».

Абоненты будут недовольны

Представитель МТС напоминает, что регулятор уже пошел на уступки: изначально поправки предполагали хранение голосовой информации и интернет-данных в течение трех лет, а потом срок сократился до шести месяцев. «Но для операторов связи это подразумевает по-прежнему неподъемные затраты. Так, для Группы МТС это означало бы затраты в объеме около 2,5 годовых выручки всей группы компаний», — говорит Андрей Рего.

Напомним, что выручка ГК МТС по итогам 2016 года составила 435,7 млрд рублей. Таким образом 2,5 годовых выручки — это 1089,25 млрд рублей. РСПП оценивает затраты всех операторов в 10 трлн рублей, что скажется, по прогнозам, на инфляции, которая вырастет на 1-2 п.п.

«Отрасль связи за прошлый год выросла на один процент с небольшим, — напоминает Юрий Брюквин. — Так что денег на выполнение «Пакета Яровой» у компаний нет, с кредитованием — проблемы, как и с инвестициями в отрасль. К тому же задача выглядит абсурдной изначально: операторам где-то нужно найти кучу денег, чтобы закопать ее на поле чудес — вложить в большую стройку, которая никогда не принесет доходов».

Переложить затраты на плечи абонентов тоже вряд ли получится. Деньги будут нужны практически единовременно, за «железо» придется вносить предоплату. Абоненты вряд ли будут в восторге даже в том случае, если вместо 300 рублей в месяц оператор начнет просить всего лишь 800 рублей, при том же или худшем качестве и скорости.

И ухудшение качества связи — вполне реалистичный прогноз. «Если объем затрат операторов на организацию исполнения "закона Яровой" не изменится, то наш прогноз — негативный. Может произойти существенный рост тарифов на услуги мобильной и фиксированной связи, а также снижение качества связи, потому что операторы будут вынуждены свернуть крупные инвестиционные проекты — вместо внедрения новых технологий, модернизации и расширения сетей средства будут направлены на реализацию закона», — поясняет Андрей Рего.

Юрий Брюквин почеркнул, что большинство операторов — и петербургских, и московских, не говоря уже о региональных игроках — сегодня копят деньги на сетевое оборудование, которое им нужно было установить еще вчера. «Они не найдут деньги на то, чтобы закупить дополнительные серверные мощности. Если до этого дойдет, будет наблюдаться сжатие рынка», — уверен Брюквин.

Построить корпорацию, чтобы ничего не строить

Чтобы выполнить требования «пакета Яровой» в том виде, в котором он существует сейчас, необходима не просто большая стройка, а стройка века. Мощностей для хранения таких объемов данных в России нет.

Несомненно, на реализации этого пакета заработают производители сетевого оборудования. Их позиция выжидательная — они ждут заказов. Однако речь идет преимущественно о зарубежных производителях.

Чтобы минимизировать потери отечественных компаний, нужно было еще год назад начать строить производственные мощности по выпуску оборудования для будущих ЦОДов — накопителей, коммуникационного оборудования, сетевого оборудования. И даже в этом случае на строительство требуемых мощностей дата-центров придется потратить не год и не два, а существенно больше — к лету 2018 года отрасль явно не успеет.

«Мы надеемся, что подготовка и реализация изменений в законодательство, в том числе подзаконных нормативных актов, будут обсуждаться с отраслью, — убеждены в «МегаФоне». — В частности, мы считаем, что законодательные уступки необходимы в части сокращения перечня хранимой информации по антитеррористическому пакету, а также сроков хранения информации. Мы уже предлагали установить фиксированный размер отчислений на реализацию «закона Яровой» в размере 1% от выручки компаний от оказания услуг связи».

В МТС считают, что закон должен реализовываться поэтапно — желательно в отдельных регионах в режиме пилотных проектов, на примере которых можно было бы отработать технические решения и оценить реальные затраты операторов.

Однако самый реальный вариант развития событий на данный момент — это появление потемкинской деревни. «Будет организована некая корпорация по хранению данных. Операторы ничего строить не будут, а будут лишь платить этой корпорации. Сама корпорация также строить ничего не будет: она будет состоять из клерков, печатающих справки, необходимые провайдерам, — поясняет Юрий Брюквин. — Менее вероятный сценарий — прилетят инопланетяне и построят ЦОДы».

Ждать, что регулятор пойдет на существенные уступки, не стоит. Как показал опыт «Платона», есть вероятность того, что появится переходный период, но недолгий. При этом, как видно из опыта работы с «Ревизором», не исполнять закон регулятор тоже не позволит.

Впрочем, компании не теряют оптимизма. Так, Дмитрий Петров надеется на здравый смысл представителей Минсвязи: как он считает, в министерстве понимают, что в задачи отраслевого ведомства не входит разрушение рынка, поэтому государство будет договариваться с отраслью.