Материалы выпуска
Восстать из спада: бизнес занялся возрождением электронной промышленности Решения Как российскому Давиду победить китайского Голиафа? Рынок Чтобы развить собственные технологии, надо сначала купить чужие Экспертиза
Рынок
Материалы выпуска
Как российскому Давиду победить китайского Голиафа?
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Павел Прохоров
Фото: GS Group
Эффективные меры государственной поддержки способны помочь российским производителям электроники занять весомую долю на отечественном и мировом рынке. Но для этого участники рынка должны консолидировать усилия.

Конкуренция с иностранными производителями – вопрос не только развития, но и самого существования российской электронной промышленности. «Российские производители гражданской продукции критически отстают от своих зарубежных конкурентов в масштабе деятельности», – отмечается в проекте «Стратегии развития электронной промышленности России», подготовленном инициативной группой игроков рынка. Отставание в масштабе влечет за собой неконкурентоспособные цены и технологии – чтобы инвестировать в НИОКР на уровне мировых гигантов, нужно и зарабатывать на их уровне.

Технологическая революция и так называемая «цифровизация» превратили электронную промышленность в одну из самых перспективных отраслей мировой экономики. Электронные компоненты востребованы буквально во всех сферах народного хозяйства – автомобилестроении, авиастроении, средствах связи, станкостроении, производстве медицинской аппаратуры, ЖКХ и многих других. Любое современное устройство, начиная от «умных» часов и кончая телевизором, имеет электронную начинку разной степени сложности.

По оценкам экспертов, объем российского рынка электронных изделий достигает 1 трлн рублей в год, однако, его значительную долю отечественные компании отдают зарубежным конкурентам. «В секторе производства радиоэлектронной аппаратуры для оборонно-промышленного комплекса российские предприятия успешно конкурируют с зарубежными, а в некоторых направлениях и опережают их. Иная ситуация сложилась на потребительском рынке – здесь доминируют иностранные производители», - подчеркнул председатель совета директоров предприятия «Позитрон» Захар Кондрашов.

Проблемы отрасли усугубились в связи со вступлением России в ВТО и снижением таможенных тарифов на ввоз в страну электронных устройств. Варианты эффективных мер государственного регулирования электронной промышленности, а также возможные совместные действия компаний для улучшения ситуации, обсудили участники круглого стола, организованного РБК Петербург.

Зачем догонять конкурентов?

По мнению директора по стратегическому маркетингу GS Group Андрея Безрукова, конкурировать с зарубежными компаниями возможно и целесообразно на отдельных направлениях, там, где создан необходимый технологический задел. «В разработанной с нашим участием «Стратегии развития электронной промышленности России» эти направления отмечены – СВЧ-компоненты, силовая электроника, фотоника и еще ряд направлений, в которых отечественные компании обладают высокими компетенциями, и в которых мы несущественно отстаем от зарубежных конкурентов», - отметил руководитель «Информационно-аналитического центра современной электроники» («Совэл») Иван Покровский.

С ним согласен генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс: «Если речь идет о производстве компонентов, ТВ-панелей, процессоров, то России, в век глобализации, нет ни экономического смысла, ни возможностей «догонять» конкурентов». «Зачем, к примеру, нужно иметь собственное российское производство ТВ-панелей, если всего четыре завода в Юго-Восточной Азии полностью покрывают все мировые потребности?», - аргументирует он свой тезис, - мы находимся в неконкурентных условиях в сравнении с другими странами Европы, не говоря уже про Китай».

Генеральный директор TPV CIS Блажей Бернард Райсс: «Зачем, к примеру, нужно иметь собственное российское производство ТВ-панелей, если всего четыре завода в Юго-Восточной Азии полностью покрывают все мировые потребности?»

Заместитель генерального директора ПАО «Светлана» по научно-техническому развитию Валерий Клевцов отметил направления, в которых его предприятие успешно конкурирует на внутреннем рынке и за рубежом: «Это рентгеновские трубки, радиационно-стойкие микросхемы, а также микроволновые приборы различных классов».

Необходимость отказаться от конкуренции широким фронтом и сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях поддержал и генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон: «Массовый продукт, технологически более простой, следует приобретать у иностранных поставщиков, при этом стимулируя их открывать производства на территории России и занимаясь, таким образом, импортозамещением. А основные усилия следует направить на производство уникальных приборов и технологий – тех изделий, которые имеют высокую интеллектуальную ценность, способны обеспечить конкурентоспособность и безопасность страны».

Государство в роли садовника

Сегодня отечественные компании не участвуют в глобальном процессе мирового распределения труда в производстве электронных компонентов, уверен председатель совета директоров инжиниринговой компании «Диполь» Николай Ковалев. По его мнению, спрос на продукцию гражданского назначения в России велик, но ограничивается текущим экономическим положением страны и платежеспособностью населения: «Все хотят иметь Iphone, но не все могут себе его позволить. Если снижается общее потребление, то падает и спрос на продукцию электронной отрасли».

В этих условиях регулирование отрасли необходимо начать с предоставления преференций продуктам собственного производства, полагает Н. Ковалев: «Это кропотливая работа государственных специалистов. Нужно четкое понимание собственного продукта, его состоятельности и ценности на глобальном рынке, потенциала к развитию и многие другие факторы. Это, по сути, работа хорошего садовника. И я вижу, что потихоньку она уже ведется государством. Ну а дальше, уже защитив позиции на своем рынке и достигнув определенного уровня, можно договариваться о вхождении в глобальный мир».

«Правильная логика такая: нужно сначала упрочить позиции на российском рынке и потом, благодаря очень грамотным и выверенным точечным действиям всего сообщества и отраслевых регуляторов, выходить на международный рынок», - соглашается А. Безруков.

Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков: «Правильная логика такая: нужно сначала упрочить позиции на российском рынке и потом, благодаря очень грамотным и выверенным точечным действиям всего сообщества и отраслевых регуляторов, выходить на международный рынок»

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в сегменте производства бытовой техники государство должно постепенно ужесточать требования к локализации производства электронных устройств, что позволит стимулировать внутренний спрос на отечественную продукцию и будущие инвестиции в ее развитие.

«В среднем, уровень локализации на российских заводах по производству бытовой электроники колеблется в диапазоне от 1% до 7%, в зависимости от модели, - развивает этот тезис Блажей Бернард Райсс. - Можно увеличить локализацию на 10-15%, только за счет увеличения ввозных таможенных пошлин на готовые электронные блоки. Так действовал Китай, и действует, например, Бразилия. Не лишним было бы поднять пошлины и на готовые телевизоры, тогда в Россию вернулась бы сборка самых дорогих брендов».

Воля к защите рынка

Вопрос импортных пошлин – один из ключевых для электронной промышленности России, отметили участники круглого стола.

«Локализацию производства можно увеличить с помощью введения пошлин на ввозимое готовое изделие, - предлагает Захар Кондрашов, - в настоящее время пошлины на каждый отдельный ввозимый элемент - гораздо выше, чем на целое изделие. В результате, собирать изделие на территории РФ становится экономически невыгодно, даже с учетом текущего валютного курса и стоимости рабочей силы в РФ».

Вступление России в ВТО, ведущее к снижению тарифов на ввоз импортной продукции, существенно повредило отрасли, уверен Б.Райсс. «ВТО работает на Китай, - объясняет он. - Китай снижает импортные пошлины только тогда, когда увеличивает собственное производство и заваливает мировые рынки своей продукцией. По тем продуктам, которые нигде, кроме Китая, производить не выгодно, китайская импортная пошлина близка к нулю – пожалуйста, ввозите! Но только вы ничего не продадите, потому что китайские цены будут заведомо ниже, в силу масштабов производства и спекуляции курсом юаня».

«По тем же продуктам, где ещё хоть кто-то составляет конкуренцию Китаю, ставка на ввоз в эту страну высока, по некоторым кодам она достигает 50%», - утверждает промышленник. Если Россия не может отказаться от членства ВТО, то ей следует стимулировать внутреннее производство за счет введения заградительных пошлин на некоторые виды бытовой техники, - резюмирует Б.Райсс.

ВТО – существенная проблема, с точки зрения развития электронной отрасли, но опыт других стран, торгующих по международным правилам, показывает, что эта проблема разрешима, - отметили участники разговора. «Существует много примеров разумного протекционизма, например, защита Европой своего телевизионного рынка. Важно, чтобы появилась воля защитить собственный рынок, которая стала бы одной из задач государственной политики в отрасли», - добавляет Н.Ковалев.

Единым голосом

Чтобы голос представителей отрасли, особенно частных компаний, был услышан регуляторами, игрокам необходимо объединяться, полагает Андрей Безруков: «У нас существуют схожие пожелания и проблемы, и нам необходима площадка, подобная тем, которые существуют у представителей мясной и молочной промышленности».

«Объединение уже дает результаты, - утверждает он, - после того, как мы стали периодически собираться в Москве, многие компании отрасли нашли себе деловых партнеров, как среди частных, так и среди государственных организаций. Ведь до сих пор так и не появилось замены Министерства электронной промышленности СССР с институтом главных конструкторов, благодаря которому все знали, на каком предприятии осваивается та или иная технология».

Валерий Клевцов, со своей стороны, полагает, что кластеризация и создание крупных холдингов, подобных «Росэлектронике», позволит объединить ограниченные финансовые ресурсы отдельных отечественных предприятий и, тем самым, достичь синергии.

«Я принимал участие в создании нескольких таких ассоциаций, как на региональном, так и на федеральном уровне. Создание некоторых из них оказалось нецелесообразным, но есть и те, что активно функционируют. Например, деятельным и заметным участником формирования «повестки дня» в регионе является «Ассоциация предприятий радиоэлектроники Санкт-Петербурга»». «Важно, чтобы игроков отрасли слушали чиновники. А слышать профессионалов-технократов начали совсем недавно, года два тому назад, - делает акцент Николай Ковалев. - До этого нас выслушивали, хлопали по плечу и переходили к обсуждению более важных государственных вопросов».