Материалы выпуска
Восстать из спада: бизнес занялся возрождением электронной промышленности Решения Как российскому Давиду победить китайского Голиафа? Рынок Чтобы развить собственные технологии, надо сначала купить чужие Экспертиза
Решения
Материалы выпуска
Восстать из спада: бизнес занялся возрождением электронной промышленности
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Автор: Павел Прохоров
Доля отечественной продукции на мировом рынке не превышает 0,5%, и на внутреннем - не более 15% Фото: GS Group
Негосударственные компании объединяются и предлагают собственную стратегию развития радиоэлектронной отрасли

«Российская электроника находится в глубоком кризисе, но это не является предметом пристального внимания и тревоги со стороны государства, экспертов, общественности, хотя речь идет о стратегической, во многих отношениях, отрасли», - констатирует директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков. Не дожидаясь решительных мер «сверху», компании сами разработали программу действий по возрождению электронной индустрии – но реализовывать задуманное они будут с государственным участием.

Вдалеке от переднего края

Чуть менее 2 трлн долларов – в такую сумму оценивает Минпромторг РФ текущий объем международного рынка радиоэлектронной аппаратуры. К 2030 году этот рынок, по прогнозам того же министерства, будет «весить» в деньгах более $3 трлн.

Работа на глобальном рынке радиоэлектроники обеспечивает бизнес большим и постоянно растущим доходом. Важнейшая причина роста объема продаж радиоэлектронных изделий – происходящая в мире диджитализация, или, другими словами, цифровая трансформация, выражаемая в массированном создании кибертехнических систем. Как отмечает главный эксперт Московского Научно-Исследовательского Телевизионного Института (МНИТИ) Калью Кукк, цифровая трансформация ведет к «ускоренному росту числа единиц индивидуального радиоэлектронного вооружения, передаваемого в управление одному человеку». Если раньше индивид владел телефонным аппаратом, радиоприемником и телевизором, то теперь персональный набор оборудования включает начиненный электроникой личный автомобиль, смартфон, планшет, персональный компьютер, навигатор, спутниковую станцию, игровые приставки, устройства теленаблюдения, и так далее, - перечисляет эксперт. По мере расширения персональных парков техники, расширяется и мировой рынок.

Корпоративный сегмент потребителей радиоэлектроники пополняется строителями «умных» зданий, игроками рынка телемедицины, владельцами беспилотных самолетов и другими участниками новой экономики, формируемой на базе цифровых технологий. Разработка и производство высокотехнологичных электронных устройств стали стратегическими навыками – они дают доступ к новой экономике в целом.

Судя по позиции России на мировом рынке радиоэлектроники, страна этого доступа не имеет, несмотря на заявленную линию цифровизации народного хозяйства. «В фундаментально-прикладных вопросах мы отстали абсолютно. У нас нет собственного производства средств производства, - утверждает председатель совета директоров инжиниринговой компании «Диполь» Николай Ковалев. - Мы не участвуем в развитии технологий. Все мировые технологические тренды рождаются и умирают без нашего участия. Мы являемся потребителями третьего уровня некоторых доступных технологических решений». «Россия неплохо развивается в части разработки ПО, но критически отстала в области создания решений, подразумевающих наличие аппаратной составляющей, - соглашается Андрей Безруков. - Мы не можем разработать устройство; страна практически потеряла этот навык, без которого невозможна состоятельность ее экономики».

Николай Ковалев: «Мы не участвуем в развитии технологий. Все мировые технологические тренды рождаются и умирают без нашего участия»

Вперед, по нисходящей

После обвала в 1990-х годах российская электронная отрасль постепенно восстанавливалась, и в течение 1999-2009 годов демонстрировала среднегодовой рост свыше 20%. Затем, из-за снижения мировых цен и введения западных санкций в отношении России, этот рост затормозился. «Становится понятно, что мы наблюдаем долгосрочный нисходящий тренд, выйти из которого без структурных изменений невозможно», - утверждает руководитель «Информационно-аналитического центра современной электроники» (далее – «Совэл») Иван Покровский.

При этом российские производители сейчас практически полностью вытеснены из потребительских сегментов, они ограничены сборкой продукции иностранных брендов. Доля отечественной продукции на мировом рынке не превышает 0,5%, и на внутреннем - не более 15%.
«Совэл», совместно с GS Group и рядом других игроков отрасли, предложил «Стратегию развития радиоэлектронной отрасли РФ», которая предполагает достижение среднегодовых темпов роста в 10%, а также увеличение доли отечественной продукции на мировом рынке к 2026 году до 2,5%. «Проделана существенная аналитическая работа с участием сообщества, в которое вошли более 50 компаний. Отраслевая стратегия - это гармонизированное видение развития частного и окологосударственного сегментов рынка», - утверждает Андрей Безруков. По его словам, целевой прогноз составлен на основе глубокого статистического анализа отрасли.

«Совэл» прогнозирует, что спрос на электронную продукцию в рамках гособоронзаказа останется стабильным в течение двух ближайших лет, а затем сократится: «Скорее всего, сокращение наступит после окончания программы перевооружения в 2020 году»

Вместе сильнее

Как утверждают авторы стратегии, главные задачи отрасли состоят в том, чтобы интегрироваться в мировой рынок в качестве полноправного игрока, а также стать привлекательным объектом частных инвестиций. Для решения этих задач необходимо начать с отраслевого объединения – оно позволит совместно устранять накопленные проблемы и разговаривать с государственными органами «в один голос».
«Когда российский рынок рос темпами 20-30% в год, было непонятно, зачем объединяться. Перед каждым тогда стояла задача освоить быстрорастущий рынок, каждый работал на себя. Теперь ситуация другая: рынок стагнирует», - утверждает И.Покровский. По его мнению, новая стратегия предполагает масштабные структурные изменения отрасли и, прежде всего, ее негосударственных игроков, которые рискуют потерять бизнес: «Частный сектор отрасли, состоящий из большого числа мелких компаний, будет и далее сокращаться, пока не достигнет равновесия на более низком уровне доходов».
Чтобы к голосу отечественных частных игроков прислушались регуляторы, необходимо создавать сильный отраслевой союз, - уверены промышленники. По мнению «Совэл», объединение ресурсов частных компаний позволит реализовать крупные производственные проекты - тем самым, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Частная доля

Разработкой и производством электронных устройств сегодня занимаются около 2,5 тыс. российских компаний. Более 500 из них полностью или частично контролируются государством, около 30 предприятий являются зарубежными «дочками», а примерно 2 тысячи – это частные структуры. «Частники - это в основном малый и средний бизнес с нишевым позиционированием», - отмечает И.Покровский.
Компании с государственным участием зарабатывают, главным образом, за счет гособоронзаказа, тогда как частные структуры работают на потребительском рынке в сегментах B2C и B2B. Несмотря на то, что объем гособоронзаказа в последние годы стабильно рос, поддерживая крупных игроков электронной отрасли, для многих частных компаний он оставался либо недоступным, либо неинтересным.

«Совэл» прогнозирует, что спрос на электронную продукцию в рамках гособоронзаказа останется стабильным в течение двух ближайших лет, а затем сократится: «Скорее всего, сокращение наступит после окончания программы перевооружения в 2020 г. Насколько масштабным оно будет, мы представить не можем». Косвенным подтверждением этого тезиса служит требование к предприятиям, входящим в госкорпорацию «Ростех», довести долю гражданской продукции до 50% к 2025 году.
Однако директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Сергей Хохлов считает, что гособоронзаказ не уменьшится и в перспективе. «Это в большей степени рынок военных, но этот рынок достаточно стабилен. Поверьте, он будет стабильным и после 2020 года и до 2025 года, - цитирует С.Хохлова издание ComNews.

Так или иначе, частным компаниям приходится работать на конкурентном потребительском рынке, где сегодня доминируют иностранные поставщики.

Обнуление в пользу Китая

Сегмент B2C в электронной промышленности – это потребительская продукция, которая поступает в розничную продажу: мобильные телефоны, телевизионная техника, компьютеры, автомобильные системы, бытовая техника различного назначения. Спрос в сегменте B2B обеспечивают нефтегазовые, электроэнергетические и металлургические компании. Кроме того, электронное оборудование поставляется телекоммуникационным компаниям, банкам, торговым и транспортным структурам. В обоих сегментах электронные компоненты поступают из-за границы, главным образом – из китайской провинции Шэньчжэнь.

Доминированию Китая способствует огромный спрос на электронные компоненты на мировых рынках, искусственно-низкий курс юаня, а также благоприятные для импорта таможенные тарифы. В связи с вступлением России в ВТО ввозные таможенные пошлины на целый ряд электронных компонентов и устройств были обнулены. Понятно, что в первую очередь это ударило по тем компаниям, которые работают на потребительском рынке и не защищены «зонтиком» оборонного заказа.

«Удивительно, что страна, которая декларирует курс на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и «отказ от нефтяной иглы», создала на своем рынке, в рамках ВТО, режим особого благоприятствования для зарубежных компаний», - отмечает А.Безруков. «Однако, битва не проиграна: используя инструменты тарифного регулирования, мы можем отвоевать у зарубежных вендоров рынок электронной аппаратуры», - полагает он.

Защитить и локализовать

Комплекс мер, предложенный участниками рынка, предполагает двухэтапное вхождение продукции отечественной радиоэлектронной отрасли на мировой рынок. Сначала необходимо закрепиться на собственном рынке, а затем встраиваться в глобальное распределение труда. В качестве первостепенной меры предлагается увеличить ввозные пошлины на готовые электронные изделия, что позволит защитить внутренний рынок и будет способствовать локализации иностранных производств. Государственная политика в области производства радиоэлектронной продукции должна отстаивать принцип «покупай российское» и создавать рабочие места в России, считают разработчики стратегии.«Без включения основного инструмента – таможенного регулирования, - будет происходить не локализация, а имитация локализации. Задача отрасли состоит в том, чтобы с помощью таможенного и налогового регулирования, а также снижения административных барьеров стало выгоднее производить электронную продукцию в России, а не импортировать ее», - подчеркивает И.Покровский.

Решить проблему установления справедливых таможенных пошлин и разумного протекционизма на внутреннем рынке одним частным компаниям не по плечу. Им, очевидно, потребуется помощь государственных органов, которые на словах заинтересованы в развитии наукоемких отраслей экономики. Разработчики стратегии надеются, что чиновники услышат их пожелания, поскольку развитие радиоэлектроники в России – не только экономический, но и во многом политический вопрос.

При подготовке статьи использованы материалы, размещенные на сайте «Информационно-аналитического центра современной электроники» - http://www.sovel.org