#1 Городская экология, 28 февраля 2017
Инновации , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Green Development в русской транскрипции

Green Development в русской транскрипции
Эко-девелопмент выбирают по экономическим мотивам.

По примеру западных коллег, крупные российские девелоперы строят ресурсоэффективные объекты недвижимости – даже в условиях кризиса, число таких объектов в России растет. Однако мотивы обращения к экологичным моделям стройки в России – несколько другие, чем в мире. Если на Западе забота об окружающей среде и следующих поколениях людей считается musthave для бизнеса, то отечественные компании могут без нее обойтись и выбирают только такие «зеленые» решения, которые дают экономическую отдачу. О том, как сделать выгодным ресурсосберегающее строительство, и что не следует заимствовать из иностранного опыта, говорилось на совместном круглом столе РБК Петербург и Центра импортозамещения Санкт-Петербурга.

Кому это выгодно?

Только 1-2% российских застройщиков выполняют международные «зеленые» нормативы при строительстве своих объектов, - констатировал представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), заместитель генерального директора инженерной компании «Бюро техники» Евгений Тесля. «Чаще всего по международным стандартам сертифицируются те объекты, инвесторами которых выступают иностранцы», - объяснил он. Как он добавил, сейчас и российские госкорпорации действуют по примеру крупных западных компаний – частью их политики становится размещение офисов в бизнес-центрах, получивших «зеленые» сертификаты, что не является отражением каких-либо рыночных процессов.

Представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), зам. гендиректора инженерной компании «Бюро техники» Евгений Тесля
Представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), зам. гендиректора инженерной компании «Бюро техники» Евгений Тесля (Фото: Пресс-служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга)

Более показателен интерес к «зеленым» технологиям со стороны частных девелоперов коммерческой недвижимости. Застройщики опытным путем приходят к выводу, что применение современных технологий снижает их затраты, а во время кризиса все стали лучше считать деньги, - отмечает председатель Комитета по энергоэффективности и устойчивому развитию РГУД, один из разработчиков российской системы экосертификации GREEN ZOOM Вера Бурцева. «Бизнес ищет решения для оптимизации своих бюджетов и находит их в GREEN ZOOM, - говорит она. – Причем, решения, предлагаемые национальной системой сертификации, в большинстве своем недорогие, они окупаются в течение полугода – трех лет». Основная экономия возникает на этапе эксплуатации объекта, поэтому строители деловых центров, которые сами управляют построенными зданиями, более активно внедряют эко-подходы, чем их коллеги по жилому сегменту рынка недвижимости.

По мнению генерального директора компании «МТЛ. Управление недвижимостью» Николая Антонова (компания управляет бизнес-центрами группы «БестЪ»), российские арендаторы уже обращают внимание на экологичность здания, и этот фактор влияет на выбор бизнес-центра клиентами. «Экологичное здание должно обеспечивать защиту человека от воздействия окружающей среды, а также защищать саму среду от деятельности человека. Абсолютное большинство наших арендаторов поддерживают этот подход», - отмечает он. «На наших объектах практикуется сортировка мусора, мы стараемся минимизировать выхлопы от автомобилей на парковках, а также вред от работы предприятий питания», - поясняет Н. Антонов. Он также считает, что в России по примеру Финляндии следует ввести обязательную сертификацию бизнес-центров: «Сертификация позволит активнее внедрять передовой опыт. Присвоение бизнес-центру класса «А» не может происходить без соответствия объекта высоким экологическим стандартам».

В жилищной сфере, особенно в сегменте массового строительства, «зеленые» технологии внедряются медленно - экологические достоинства жилища для большинства потребителей пока не являются значимым фактором, - полагает начальник управления перспективного развития компании «Центр развития» Галина Пилипенко: «Покупатель квартиры руководствуется не наличием у здания «зеленого» сертификата, а размером жилплощади и ее близостью к метро. Люди, скорее, заплатят за дополнительные квадратные метры, чем за дополнительные экологические характеристики». «Потребитель должен понимать, какую выгоду приносит то или иное техническое решение. Например, оборудование дома теплыми полами, вместо традиционных радиаторов, позволяет не только регулировать температуру в каждом помещении, но и существенно экономить на счетах за отопление», - подчеркивает она. Иными словами, нужно объяснять потребителю прагматичные преимущества тех или иных ресурсосберегающих моделей, - считает девелопер.

Не надо копировать

Представитель «КБ высотных и подземных сооружений» Кшиштоф Поморский предостерег от некритичного копирования международных экологических стандартов и технологий: «Европа генерирует спрос, который способствует продаже в России устаревших или ненужных технологий. Примером может служить зеленая кровля, равносильная в Петербурге покраске крыш в зеленый цвет – посаженные на крышах растения вянут и обсыпаются, никакого прока для экологии от них нет. Солнечные панели окупятся через семь лет в Калифорнии, но не в климате Петербурга, где они просто нерентабельны». «А теплые полы, приведенные здесь в пример, – это вообще мина, заложенная под новое здание, - категорично заметил он. - Трубы придут в негодность через 25 лет, и чтобы их заменить, придется выселять жильцов и разбирать перекрытия».

Представитель «КБ высотных и подземных сооружений» Кшиштоф Поморский
Представитель «КБ высотных и подземных сооружений» Кшиштоф Поморский (Фото: Пресс-служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга)

Представитель Жилищного комитета Петербурга Андрей Джалалов согласился с тем, что новые ресурсосберегающие технологии в отдельных зданиях надо применять с осторожностью: не факт, что они будут гармонично взаимодействовать с инженерной инфраструктурой города в целом. Впрочем, главный тормоз на пути к ресурсоэффективному городу – не технологический, а имущественный, - считает он: внедрять соответствующие решения должны жильцы, которые являются собственниками большей части жилого фонда. «Внедрение таких решений стоит дорого, и согласовать их на собраниях собственников, как правило, не получается», - констатировал А. Джамалов.

Кнутом и пряником

Но на позицию жильцов можно и нужно влиять, - уверен доцент СПбГУ Николай Бобылев: «Необходимо формировать общественное мнение, организовывать разнообразные шоу-румы, демонстрирующие достижения экологического строительства, в том числе «умные» города». Он сослался на собственный опыт работы в международных организациях, занимающихся реновацией городской инфраструктуры: «Существующая система сбора денег на капитальный ремонт не эффективна, и деньги расходуются неправильно. Лучше кредитовать ассоциации собственников, которые сами отвечали бы за расходование средств. Опыт Австрии, показал, что за все время работы ни одна ассоциация собственников не обанкротилась».

Руководитель некоммерческого партнерства «Экологический союз» Юлия Грачева утверждает, что российский частный потребитель уже готов дополнительно платить за экологически чистые материалы: «Важно объяснять потребителю, где строятся действительно «зеленые» здания, а где производитель и застройщик просто это декларируют», - отмечает она. Ю.Грачева считает, что повышением экологической грамотности населения должны заниматься не только некоммерческие организации, но и государственные органы.

Прямые и косвенные бонусы

Есть несколько факторов, которые будут подталкивать российский бизнес к более активному применению ресурсоэффективных технологий, - отметили участники круглого стола. Один из этих факторов назвал главный инженер проекта МФК «Лахта Центр» Сергей Никифоров: «Цена на ресурсы будет повышаться, поэтому проблема их экономии актуализируется». «Применение ресурсосберегающих решений на всем этапе жизненного цикла нашего объекта обеспечивает огромную экономию – до 40%, - утверждает он, - и каждый небольшой шаг играет важную роль в этом общем результате». Другое дело, что позитивный эффект накапливается с течением лет, а инвестиции в передовые технологии нужно сделать сразу, поэтому не всякий бизнес может себе позволить всерьез заниматься ресурсосбережением, - отмечает С. Никифоров.

Впрочем, по его словам, помимо прямого экономического эффекта, есть косвенные выгоды, которые могут получить компании, вставшие на путь «зеленого» девелопмента – в частности, «наличие у объекта экологических сертификатов может способствовать получению налоговых льгот, а также продвижению на рынке», - пояснил эксперт.

Президент ИЦ «ЭКОЭСТЕЙТ» Валерий Вакуленко уверен, что «зеленые» подходы становятся средством дифференциации – они помогают потребителю отличить современные проекты от устаревших. «Я строил отель в Сочи на земельном участке, где рос бамбук, - привел он пример. - Мы ни одного сучка не спилили, ни одного квадратного метра асфальта не положили, и экономика проекта оказалась на высоте. Большинство же девелоперов на аналогичных участках закатали всю землю в асфальт, построили там многоэтажные дома, и у них наполовину пусто, даже в сезон».

Президент ИЦ «ЭКОЭСТЕЙТ» Валерий Вакуленко
Президент ИЦ «ЭКОЭСТЕЙТ» Валерий Вакуленко (Фото: Пресс-служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга)

Конечно, это средство дифференциации, - убеждена Вера Бурцева. «Преимущества «зеленых» технологий создают основу для выгодного позиционирования объекта и, соответственно, успешных продаж, - говорит она. – В период невысокого спроса на жилье застройщику мало заявить, что у него качественный и современный проект – нужны аргументы. «Зеленые» подходы дают ему такие аргументы, и будущая экономия коммунальных расходов, которую получат жильцы, - не последний в их ряду».

Содержание
Закрыть