Овощной плод сладок
Материалы выпуска
Сельское хозяйство как зона рискованных инвестиций Рынок Инвестиции в аграрный сектор: все свое, от поля до прилавка Экспертиза Овощной плод сладок Рынок Хлебное место Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Овощной плод сладок
Объем потенциального спроса привлекает в отрасль производства овощей и опытных, и новых игроков аграрного рынка.

Второй год подряд в Ленинградской области фиксируют падение объема собранного урожая овощей. Прогноз валового сбора овощей в 2016 году – лишь 180 тыс. тонн, что существенно ниже прошлогодних показателей: по данным профильного комитета, в 2015 году валовый сбор превышал 250 тыс. тонн, а в 2014 году – 262 тыс. тонн. Урожая этого года, как, впрочем, и прошлогоднего, явно недостаточно, чтобы накормить жителей региона: эксперты группы компаний «Лосево» оценивают потребление овощей в Петербурге и Ленобласти в 600-800 тыс. тонн в год.

Видимо, именно дефицит местных овощей делает рынок привлекательным для бизнесменов: в 2016 году в регионе было заявлено о запуске сразу нескольких крупных проектов.

Ставка на диверсификацию

Планируют рост несколько опытных игроков рынка: к примеру, агрофирма «Выборжец» построит тепличные комплексы на 5 дополнительных гектарах; выращивать планируется томаты, зелень и салат. Первый урожай должен быть собран уже осенью 2017 года. Ставропольский агрохолдинг «Экокультура» выбрал для инвестиций Пикалево: здесь планируется построить 60 Га теплиц для выращивания томатов. Годовая производительность тепличных площадей оценивается в 45 тыс. тонн. Первые томаты будут посажены уже летом 2018 года.

Однако рынок интересен и тем, для кого овощеводство – новый бизнес. Так, летом строительный холдинг «Титан-2» и инвестиционно-строительная группа «Сплав» решили совместно инвестировать в строительство крупного тепличного хозяйства в Сосновом Бору. Другой пример интереса строителей к овощным культурам: совладелец дорожно-строительной компании «Зеленый город» создал КФХ «Лукашов» в Лужском районе. При этом на 12 Га арендованной земли был высажен картофель, свекла и морковь.

Если российские компании возьмут на вооружение зарубежный опыт, то на рынок овощеводства могут выйти и hi-tech-компании. Напомним, что, опробовав технологии Интернета вещей для сельского хозяйства, в Японии выращиванием салата около двух лет назад занялась компания Fujitsu, приспособив для этого зарытую фабрику по производству чипов. Тем же путем пошла и Toshiba – под рукой оказался закрытый завод, где ранее выпускались флоппи-диски.

Пока массового движения в эту сторону со стороны IT-бизнеса в России не заметно. Однако если учесть, что в области использования Интернета вещей мы на несколько лет отстаем от наиболее развитых стран, то сейчас как раз наступает то время, когда такой интерес может появиться. Первые ласточки, кстати, уже есть: Panasonic думает об открытии в России фермы по выращиванию овощей, правда, пока речь идет о Сколково.

Погодные аномалии

Между тем, существующий овощной рынок Ленобласти сейчас переживает далеко не лучшие времена. 2016 год стал для сельского хозяйства региона самым тяжелым по климатическим условиям за последние 30 лет. Для овощеводства это оказалось большим ударом: недобор урожая составил 30%. Хуже пришлось только картофелеводам, недополучившим 35% от запланированного урожая.

«Вследствие переувлажнения почв, при которых предприятиями были предприняты все необходимые меры по уборке и сохранению урожая, недобор урожая составит в среднем 30%», – объясняет падение валового сбора заместитель председателя правительства Ленинградской области – председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Сергей Яхнюк.

Так что в этом году потребность в овощах в Ленобласти опять придется удовлетворять за счет других регионов или стран, а импортозамещение в области овощеводства в регионе если и идет, то далеко не теми темпами, каких ожидают в правительстве.

В масштабах России ситуация на овощном рынке выглядит несколько лучше. Так, валовой сбор только тепличных овощных культур по состоянию на 29 ноября 2016 года в целом по стране составил 607,1 тыс. тонн, увеличившись на 31% год к году. По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», в последние годы наблюдается и существенное снижение импорта овощей. За 9 месяцев 2016 года суммарный объем импорта основных видов овощей в нашу страну составил 770,6 тыс. тонн. Это на 35,7% меньше, чем за аналогичный период 2015 года и на 55,8% меньше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Вершки и корешки

Аналитики связывают падение объемов ввоза овощей в Россию с несколькими причинами. Прежде всего, это девальвация рубля и ограничения на ввоз овощей из ряда стран. Кроме того, влияют на ситуацию и увеличение мощностей по хранению овощей в стране, и рост эффективности возделывания овощей в РФ.

Если первые две причины для всей страны едины, то остальные имеют региональную специфику. И судя по результатам, в Ленобласти с мощностями для хранения и обработки и технологиями, влияющими на эффективность, далеко не все в порядке. Тем игрокам, которые только пришли в регион с планами по ведению «овощного» бизнеса, придется как-то решать и эти проблемы.

Конечно, в первую очередь вышеперечисленные сложности отражаются на бизнесе небольших компаний – эксперты говорят о том, что небольшим фермерским хозяйствам в текущих условиях выживать все труднее. «Есть тенденция консолидации отрасли, – утверждает Павел Петров, финансовый директор ЗАО Агрофирма «Выборжец». – Причина в том, что сейчас сложно продавать свою продукцию. Реализовывать ее можно лишь в торговые сети, а у них очень жесткая логистика, поэтому, не имея своего транспорта и инфраструктуры переработки продукции, к ним попасть очень сложно». Торговые сети предпочитают продавать вымытые, калиброванные и упакованные овощи, рассказал представитель фермерского сообщества.

Путешествие в сезон высоких цен

Эксперты ГК «Лосево» в связи с этим отмечают, что строительство современных овощехранилищ, с функциями поддержки заданной влажности и температуры, является перспективным направлением для инвестиций. «В регионе таких овощехранилищ заметно не хватает, -- говорит генеральный директор «Лосево» Эльдар Беглов. -- Из-за этого производители могут сохранять свою продукцию лишь до конца года, но не дольше, то есть все равно продают ее в сезон низких цен. После нового года, когда цены максимальны, на рынке овощей региона доминирует импорт, весной – продукция с юга, и только с конца лета – собственные овощи».

По его мнению, овощехранилища не обязательно создавать при компаниях-производителях. «Они могут существовать и сами по себе, как большие логистические центры, которые скупают продукцию у производителей и потом продают ее дальше», -- считает глава ГК «Лосево». По оценкам специалистов его компании, полностью оборудованное небольшое хранилище на 10 тысяч тонн овощей обойдется инвестору примерно в 250-300 млн рублей.

У небольших хозяйств таких инвестиционных ресурсов, разумеется, нет. Поэтому они вынуждены продавать свой товар существенно дешевле перекупщикам или тем же ритейлерам, которые сами упаковывают овощи для продажи. В результате, тепличные хозяйства теряют часть прибыли, бизнес перестает быть рентабельным, небольшие компании вынуждены уходить с рынка или искать другие ниши в сельском хозяйстве.

Задачи для коллективного решения

Технологическая составляющая также становится все более важной. «Необходимо внедрять новые технологии в производство – без них не получишь хорошего урожая, не выведешь бизнес «в плюс». Есть затраты на энергоносители, на семена и удобрения, на зарплаты персоналу, и если не обеспечить достаточной урожайности – а это возможно лишь при применении современных технологий, – ты не будешь конкурентоспособен. Однако применение инновационных технологий – это всегда масштабные инвестиции, для маленьких компаний не доступные», – объясняет Павел Петров.

Еще одна проблема – отсутствие квалифицированных кадров. Опытных специалистов, которые могли бы внедрить инновационные технологии, позволяющие повысить урожайность, в регионе чрезвычайно мало. Поэтому компании вынуждены набирать выпускников профильных вузов и отправлять их учиться и стажироваться за границу – например, в Голландию. Только после такого повышения квалификации можно рассчитывать на эффективную работу сотрудников и получение прироста урожая.

И если финансовые ресурсы крупных игроков дают им возможность выстраивать собственную инфраструктуру переработки и хранения, то быстро решить вопросы с технологиями и кадрами не получается даже при наличии денег. Для решения этих проблем потребуются более активные действия государства и кооперация представителей отрасли.