Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Рожденные c Big Data
Материалы выпуска
Ставка на QuadroPlay Инструменты П. Коротин: Трансформация восприятия связи диктует направление движения Экспертиза Рожденные c Big Data Инструменты Телеком-операторы вступили в борьбу за дозу счастья Решения Бизнес-коммуникации: новые источники прибыли Инновации 7 причин подключить колл-центр в облаке Новости партнеров Петр Акульшин: «Пришло время новых решений» Экспертиза
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Рожденные c Big Data
Пока другие индустрии всего лишь присматриваются к использованию Big Data, телеком-операторы вовсю пожинают плоды тренда, причем не особо опасаясь стать «трубой» для передачи этих самых Больших Данных.

По данным аналитиков IDC, мировая выручка в сегменте Big Data в 2016 году вырастет на 11,3% и примерно такие же темпы сохранятся как минимум до 2019 года. Вполне понятно, что все отрасли хотят хоть чуть-чуть откусить от этого «пирога». Правда, удастся это далеко не всем.

Телекому повезло. Это одна из немногих отраслей, которые, по прогнозу аналитиков, будут лидировать по среднегодовому росту доходов от Big Data. Причина в том, что операторы, как, впрочем, и банки, уже достаточно много инвестировали в инфраструктуру Больших Данных и, что не менее важно, уже научились с ними работать, извлекая прибыль. Фактически телеком – одна из тех отраслей, которая вошла в период зрелости в отношении использования Big Data.

«В стремлении за новаторскими решениями и модными трендами, многие способны упускать из вида основную суть. В случае с Big Data очень важно понимать, что это – все же инструмент, а не результат. Говорить о наступлении всеобщего благополучия в следствие перехода на Big Data еще очень рано, – объясняет Екатерина Куканова, региональный управляющий директор Linxdatcenter в Санкт-Петербурге. – Для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами, предоставляемыми так называемыми Большими данными, необходимо в первую очередь заниматься разработкой специализированных приложений, результатом работы которых как раз и станут качественные изменения в той или иной отрасли. Сегодня существует большое количество областей деятельности, в которых внедрение технологий Big Data оказалось бы идеологически правильным. В масштабах нашего города разработка данных приложений – это задача для руководства города, которому мы, как телекоммуникационные и сервисные компании, готовы оказать квалифицированную помощь в ее решении».

Разумеется, операторы тратятся на Большие Данные не просто так: они намерены получить существенную отдачу – причем, по всем возможным направлениям. Так, «МегаФон» первым из мобильных операторов в России начал развивать направление Big Data для повышения эффективности собственных инвестиций в развитие сети. В области развития инфраструктуры Big Data используется оператором для оценки целесообразности строительства базовых станций в том или ином регионе в соответствии с потенциальным спросом на услуги, для выявление слабых мест, что приводит к минимизации сроков устранения неисправности.

«Big Data позволяет повысить эффективность инвестиций, помогая планировать строительство инфраструктуры и развитие собственной розницы, – считают в «МегаФоне». – Это дает возможность создать новый продукт с добавленной стоимостью для корпоративных и государственных клиентов. Влияет на другие отрасли, создавая новые подходы к бизнесу – например, на строительство, транспорт, логистику, страхование. Big Data обладает большим потенциальном для развития отрасли и роста бизнеса оператора».

«Мы в МТС уже давно используем Big Data для планирования собственных сетей. В частности, анализируя статистику передвижений абонентов по городу и прогнозируя скопление абонентов в конкретных районах, мы превентивно увеличиваем пропускную способность сетей для высокого качества связи даже в часы пиковых нагрузок, – рассказывает Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком МТС «Северо-Запад». – Кроме того, в Москве мы запустили пилотный проект по развитию фирменной розничной сети с помощью технологии Big Data. Мы исследуем пешеходный трафик в районе предполагаемого открытия салона и обезличено анализируем его по множеству показателей. По результатам такого исследования наши специалисты принимают решение о площади салона, количестве работающих в нем консультантов, специально подбирают ассортимент гаджетов и аксессуаров, планируют акции и распродажи, а также определяют приоритеты в перечне мобильных, фиксированных и банковских услуг»

Екатерина Куканова также указывает на то, что ключевым показателем эффективности для бизнеса, безусловно, является доход: «В настоящий момент мы наблюдаем стремление рынка задействовать новые инструменты, предоставляемые технологиями Big Data. Но в то же время понимаем, что далеко не все проекты способны быть интересными с точки зрения их монетизации. Некоторые решения, напротив, могут быть даже убыточны в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Отчасти из-за этого несколько тормозится развитие рынка Big Data. Очевидно, что сегодня требуется проявление инициативы со стороны крупных компаний, способных взять на себя риски внедрения перспективных технологий, и обеспечить потребителей новым уровнем качества сервиса. В противном случае возможны два сценария развития, способных полностью переформатировать привычный телекоммуникационный рынок: либо стагнация, приводящая к технологическому отставанию, либо появление новых игроков рынка, неожиданных стартапов, сфокусированных на внедрении приложений Big Data и имеющих в своих активах лишь идеологическую составляющую».

«Сам по себе анализ больших данных ничего не даёт. Добавленную стоимость генерируют решения и сервисы, использующие полученные данные для достижения конкретной цели. Самостоятельно заниматься развитием таких сервисов мы не планируем, а изучаем партнёрские предложения от разработчиков и вендоров», – рассказывает Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Комфортел».

Клиентоориентированная философия

По данным IBM Institute for Business Value, более половины компаний используют Big Data в сфере клиентского сервиса. И телеком в этом отношении не исключение.

Так, в «МегаФоне», примеру, Big Data применяется для более гибкой тарификации и адаптации к быстро меняющимся потребностям клиента, для ускорения обработки запросов и претензий клиентов. В области маркетинга и клиентских сервисов – для разработки персонализированных продуктов и услуг с учетом конкурентного анализа текущего предложения других провайдеров. В борьбе с мобильным мошенничеством Большие Данные помогают обнаружить факты подмены номеров и переброса трафика от одного абонента к другому.

МТС также активно использует методы анализа Big Data и инструменты бизнес-аналитики на основе профиля потребления интернет-трафика, типов используемых абонентских устройств, круге общения, покупках, которые позволяют формировать индивидуальные предложения для клиентов.

Кроме того, МТС, оценив перспективы собранных за время существования данных, сделал ставку на финансовые сервисы. В частности, в компании уверены, что лучше многих банков знают, кому стоит давать кредит, а кому нет. Ведь операторы знают об абоненте почти все: начиная с того, выезжает ли он за границу, сколько и как регулярно платит за связь, и заканчивая тем, делает ли покупки через Интернет. Все это позволяет судить о платежеспособности клиента.

«В частности, в ближайшее время для банков мы выводим продукт, позволяющий оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с МТС (например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярность пополнения баланса). Кроме того, мы технически готовы предложить банкам сервис по мониторингу подозрительных активностей с SIM-картой абонента, к номеру которого привязаны банковские карты. Этот сервис, разработанный для предотвращения фрода с банковских карт, будет запущен после устранения законодательных ограничений на обработку персональных данных», – рассказывает Елена Абрамова.

«Драйвером развития BigData-анализа в сетях связи станет маркетинг, - уверен Дмитрий Петров. Возможность видеть картину целиком и отслеживать общие поведенческие тенденции в сети позволит более адресно и точно проводить как широкомасштабные, так и точечные маркетинговые акции для своих клиентов».

И, разумеется, эти инструменты работают не только на массовом рынке. Продавать накопленные данные бизнесу тоже выгодно. Например, система геопространственной аналитики «МегаФона», разработанная еще в ноябре 2013 года, может использоваться для задач эффективного планирования городской среды и решения бизнес-задач коммерческими организациями. Так что «МегаФон» развивает Big Data как новый вид бизнеса для корпоративных и государственных клиентов.

«Мы предоставляем данные на основе анализа более тысячи параметров из нашей̆ сети, получаемых фактически каждую десятую долю секунды. У нас работает более 120 тысяч станций, собирающих данные с географией̆ от Калининграда до Владивостока. Точность этой̆ информации по времени – 100%. Анализ данных абонентов сотовой связи позволяет делать вывод о структуре населения города и взаимодействия его жителей с городской инфраструктурой. Позволяет сделать такой анализ быстрее и эффективнее, снижая стоимость принятия решения для отраслей экономического и городского планирования. При этом используются только обезличенные данные – конечный результат предоставляется в виде агрегированного отчета, сторонние организации в анализе данных не принимают участия», - рассказывают в «МегаФоне».

«Мы наблюдаем качественные изменения на рынке телекоммуникационных услуг. Постепенно происходит трансформация функций, выполняемых компаниями-поставщиками услуг. Можно сказать, что ранее существовало ярко выраженное деление на сегменты деятельности, и каждая из компаний существовала только в рамках привычной парадигмы, занимаясь оказанием одних и тех же услуг. Данная концепция морально устарела, и сегодня стремящиеся преуспеть в бизнесе компании обязаны смотреть на более широкий горизонт, и заранее планировать возможность собственных изменений в рамках существующих трендов, оказывающих влияние на всю индустрию. Одним из таковых трендов сегодня является сервисная составляющая, в которую в первую очередь вкладывается стремление действовать на опережение, то есть, способность прогнозировать и предвосхищать желания заказчиков. Таким путем уже давно идет наша компания Linxtdatacenter, работая по идеям индустрии 4.0, – поясняет Екатерина Куканова. – Это в свою очередь, можно считать общим вектором движения бизнеса в сторону глубокой интеграции, позволяющей осуществлять проекты с высокой степенью кастомизации, столь необходимой для развития экосистемы Big Data. Существующий уровень конкуренции и увеличивающиеся требования, предъявляемые заказчиками, заставляют провайдеров и сервисные компании применять инновационные подходы, обеспечивающие возможность внедрения новых решений. Очевидно, что это сложный путь, и далеко не все партнеры по телекоммуникационному рынку окажутся способными его пройти».

«Операторы телекоммуникационного рынка, на наш взгляд, скоро будут вынуждены настроится на работу с большим объемом данных. Потому что если до настоящего времени операторы выступали в качестве «поставщика трубы», по которой можно получать услуги связи, то сейчас наступает то время, когда все большую ценность приобретают грамотно используемые дополнительные возможности. А для телеком-игроков, с нашей точки зрения, это и есть обращение к анализу данных о пользователях «своей трубы», – говорит Ксения Караджа, коммерческий директор «Эт Хоум». – Мы планируем развиваться в этом направлении и надеемся, как и раньше, стать одними из первых независимых операторов в новой нише».

Запас мощности

Лишь пару лет назад топ-менеджеры телекоммуникационных операторов постоянно говорили о том, что самое страшное для оператора – стать трубой для передачи данных. Такая перспектива вызывала опасения, потому что операторы думали, что им придется инвестировать в развитие инфраструктуры, а зарабатывать на ней фактически будут другие – провайдеры IP-телефонии, такие глобальные корпорации, как Google и так далее.

Сейчас такие разговоры уже практически не ведутся. Операторы сами научились зарабатывать на данных. Более того, операторы продолжают инвестировать в развитие и совершенствование сетевой инфраструктуры, являясь одновременно и одним из лидеров по инвестициям в Big Data.

Таким образом операторы создают определенный запас прочности для того, чтобы не только сейчас, но и в будущем обеспечить гарантированное качество сервисов. А то, что в будущем будут передаваться большие объемы данных, не вызывает сомнения. К примеру, по прогнозам Cisco, объемы потребления только мобильного интернет-трафика в России с 2015 года по 2020 год вырастет на 800%. И телекоммуникационные сети к этому должны быть готовы.

«Работа с Big Data требует значительных вложений со стороны операторов, - убеждена Елена Абрамова. - В первую очередь, в инфраструктуру, позволяющую обрабатывать наши детальные знания об абоненте в обезличенный массив данных, который можно рассматривать в различных срезах, а также использовать для своих целей или продажи, естественно с соблюдением всех требований законодательства. В МТС накоплен существенный опыт по работе с «большими данными», поэтому в целом наша инфраструктура готова к нагрузкам, но мы постоянно работаем над её совершенствованием».

«Существующая сегодня инфраструктура позволяет говорить о готовности к увеличению объема хранимых и обрабатываемых данных. Общемировые тенденции развития рынка телекоммуникационных услуг заставляют всех игроков рынка работать на опережение и уже сейчас задумываться над внедрением передовых технологических инноваций. Ключевой тренд ближайшего времени – это так называемый промышленный Интернет вещей. В рамках этой концепции предполагается возможность подключения всевозможных производственных структур к единой информационной сети предприятия, каждой из которых необходимо взаимодействовать с другими на основе обработки данных, предоставляемых соседними «умными» элементами. Сегодня массового внедрения подобных систем пока еще не происходит, причиной тому служит некоторое отставание самих технологических блоков, используемых на предприятиях. Другими словами, должно пройти несколько итераций обновления оборудования, применяемого в технологической цепочке. Тем не менее, провайдеры телекоммуникационных сетей и сервисные компании предвидят планируемый скачок объемов данных и уже сегодня активно внедряют технологии, позволяющие создать необходимый запас мощности», - резюмирует Екатерина Куканова.