Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Профстандарты о двух концах
Материалы выпуска
Стабильность в преддверии вызовов Рынок Рынок труда: от монолога к диалогу Экспертиза Из регистраторов – в регуляторы Решения Профстандарты о двух концах Инструменты Поиск работы в соцсетях: ставь лайк Инструменты Рейтинг Financial Times: выпускники СПбГУ стали богаче Экспертиза
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Профстандарты о двух концах
Профстандарты – попытка систематизировать рабочую силу и упростить жизнь работодателям через предоставление им определенных гарантий квалификации потенциальных сотрудников. Вместе с тем, как любое масштабное начинание в стадии запуска, оно не может не иметь уязвимых мест как с точки зрения работников, так и с точки зрения нанимателей. Власти Санкт-Петербурга это понимают и перестраховываются через идею создания специализированного Агентства.
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Многие руководители компаний в частных беседах характеризуют текущий период на кадровом рынке как «эпоху непрофессионалов». Речь о том, что, во-первых, значительная доля экономически активного населения работает не по имеющейся специальности - зачастую новоиспеченные специалисты, не желающие по тем или иным причинам реализовываться в соответствии с полученным образованием, наскоро закончили какие-то курсы и полагают, что наберутся опыта дальше в процессе. Во-вторых, само по себе наличие диплома не гарантирует нужной работодателю квалификации, особенно в силу некоторого отрыва программ обучения от потребностей экономики. В-третьих, даже годами работающие по специальности сотрудники не всегда имеют стимул и мотивацию к самообразованию, и к моменту смены работодателя могут иметь существенные пробелы в квалификации с его точки зрения – это относится прежде всего к ряду гуманитарных специальностей, ко всем управленческим должностям, а также к сферам, которые в силу требований времени и развития технологий быстро меняются (IT-отрасль, врачебные специальности и др.). В-четвертых, при подборе персонала кадровые службы ориентируются на формальные признаки, которые опять же не всегда соответствуют реальным потребностям работодателя. И так далее. В конечном итоге, зачастую вопрос принятия человека на работу находится в прямой корреляции с имеющимися у кандидата навыками самопрезентации. Что, естественно, далеко не всегда имеет отношение к необходимым профессиональным навыкам.

Напомним, с 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный Закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», являющийся основой для внедрения профессиональных стандартов и развития национальной системы квалификаций. На данный момент разработано порядка 1000 профстандартов, и это примерно половина от имеющейся потребности. Данные стандарты утверждены Министерством труда и соцзащиты РФ и обязательны к применению как для государственных организаций и коммерческих предприятий с долей государства в собственности более 50%, так и для иных организаций, для которых выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям законодательство связывает с предоставлением компенсаций и льгот, либо с наличием ограничений, требующих сертифицирования специалистов (бухгалтеры, аудиторы, врачи и пр.). Для работников и работодателей прочих организаций профстандарты на данный момент носят рекомендательный характер. Более подробно см. статью «Профстандарты – инструмент для работодателя».

Риски можно скорректировать

В рамках Межрегиональной конференции по вопросам внедрения национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне Дмитрий Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, указав на ряд очевидных плюсов от внедрения системы профстандартов, отметил и объективные минусы. Это, крупным планом, дополнительная нагрузка на бизнес; угроза развитию системы образования, включая междисциплинарные программы; непрозрачность механизма внедрения профессиональных стандартов – прежде всего в негосударственном секторе; отсутствие необходимой инфраструктуры для оценки профессиональных квалификаций. Участники конференции отметили уже имеющее место мошенничество по выдаче свидетельств о квалификации, когда самозванные ЦОКи (Центры оценки квалификаций) за деньги штампуют сертификаты, что автоматом превращает всю идею в фикцию.

«В федеральном законе «О независимой оценке квалификаций» практически не учтена роль регионов в процессе создания системы независимой оценки квалификаций, а также не учитываются особенности региональных рынков труда. Большая часть инфраструктуры национальной системы квалификаций сосредоточена в Москве», - указал также Дмитрий Чернейко. Вместе с тем, поскольку на данный момент система независимой оценки квалификации находится в стадии формирования, это и дает возможность задать тренд ее развитию с учетом интересов предприятий Северо-Западного федерального округа, а также подготовить инфраструктуру для наиболее эффективного внедрения этой системы. И в этом смысле Петербург уже стал первопроходцем, явившись инициатором создания специализированного Агентства.

Так, для координации действий всех участников системы независимой оценки профессиональных квалификаций в Северо-Западном федеральном округе, в том числе и для предотвращения возможного мошенничества или конфликта интересов, создана и уже начала функционировать автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе» (далее Агентство). Агентство создавалось без участия государства, но с участием объединений бизнеса СПб и ЛО, что позволяет сделать эту организацию достаточно гибкой. Интерес к АНО уже проявил ряд регионов СЗФО, а в ближайшие полгода планируется подключить все регионы Северо-Запада к новой структуре.

«Одна из важных задач Агентства - формирование инфраструктуры для создания в Санкт-Петербурге системы независимой оценки квалификаций (ЦОК), что позволит региону получить дополнительное конкурентное преимущество и по ряду профессий и технологий задать направление развития в масштабах всей Российской Федерации, - говорит Дмитрий Чернейко. - Координируя усилия интересантов разного уровня, Агентство сможет внедрять изменения и передовые практики в систему профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование, в соответствии
с потребностями работодателей, вектором модернизации системы рабочих мест и направлением развития отраслей и экономики Северо-Запада
в целом». При новой структуре уже сейчас создается пул экспертов, которые смогут заниматься оценкой профессиональной квалификации работников в различных сферах.

В перспективе деятельность Агентства по развитию человеческого капитала может быть расширена такими направлениями как целевое содействие образовательной и трудовой миграции, формирование объединений и кластеров с учетом структуры человеческого капитала, кадровый аудит и комплексное кадровое обеспечение проектов, независимая оценка кадровой составляющей инвестиционных проектов и стратегий развития отраслей и кластеров, управление трудом, развитие новых форм занятости (гибких, дистанционных и пр.), развитие системы добровольного страхования от безработицы, координация разработки и внедрения передовых информационных технологий в сфере трудоустройства и подбора персонала.

По итогам конференции между Национальным агентством развития квалификаций и Агентством по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе было подписано соглашение о взаимодействии в области развития национальной системы профессиональных квалификаций на региональном уровне. Такая официальная «прописка» делает Агентство по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе легитимным участником, курирующим внедрение профстандартов на региональном уровне.