Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Банкиры стремятся удержать бизнес на расстоянии
Материалы выпуска
Банки демонстрируют изменчивому миру гибкость Решения Наталия Масарская: Петербург вырвался в лидеры онлайн-банкинга Экспертиза Банкиры стремятся удержать бизнес на расстоянии Инструменты Интернет-эквайринг дорос до десятков миллиардов Рынок
Инструменты Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Банкиры стремятся удержать бизнес на расстоянии
Банки стараются расширить набор сервисов для юрлиц в сегменте дистанционного обслуживания. У клиентов растут запросы в отношении спектра операций, которые можно проводить, не посещая офис кредитной организации. Развитие цифровых технологий требует немалых инвестиций, но иного выхода для победы в конкурентной борьбе сейчас нет.

По наблюдениям банкиров, на данный момент подавляющее большинство корпоративных клеинтов уже применяют дистанционный банкинг. «Мы можем оценить уровень проникновения дистанционных каналов в сфере бизнеса как достаточно высокий. Он значительно выше аналогичного показателя для физических лиц, - считает Дмитрий Шендрик, начальник управления организации комплексных корпоративных расчетов Росбанка. - Доля компаний, использующих дистанционные каналы, постоянно растет и стремительно приближается к 100%». Если компания предпочитает бумажный документооборот, то это скорее вопрос особенных предпочтений или исключительных обстоятельств, нежели стандартная ситуация, добавляет он.

Инвестируй в это

Главным дистанционным каналом по-прежнему остается интернет-банкинг. Однако его функционал сейчас значительно выше, чем еще пару лет назад.

«Среди основных предлагаемых на рынке он-лайн сервисов в системе ДБО - формирование документов, проведение операций, отслеживание статуса обработки отправленных документов, получение выписок об операциях по счету в различных видах и форматах, поиск архивных документов, плановая смена ключей электронной подписи без необходимости визита в банк», - перечисляет заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко. По его словам, также у бизнеса сегодня востребованы возможности размещения средств в срочные депозиты, направления заявок на выдачу траншей в рамках кредитных линий, обмена с банком документами для внесения изменения в настройки системы, подключения и отключения дополнительных сервисов, дополнения и удаления абонентов системы, изменения реквизитов.

Как отмечает Алексей Кольчик, управляющий филиала АКБ «Российский Капитал» в Санкт-Петербурге, наиболее технологичные банки предлагают своим клиентам конверсию валюты по курсу биржи, электронный документооборот и отправку отчетности, интеграцию с облачными бухгалтериями, сервисы финансовой аналитики и проверки контрагентов, мобильные приложения, а также различные онлайн-сервисы на сайте. Такие, как регистрация бизнеса, резервирование расчетного счета. «Хорошим спросом, на наш взгляд, сейчас пользуется сервис проверки контрагентов, - рассказывает Алексей Кольчик. – Он позволяет по ИНН получить необходимые данные о контрагенте (арбитражные дела, исполнительные производства, бухгалтерскую отчетность и прочую первичную информацию) для принятия решения об оплате. У среднего и крупного бизнеса востребована host-to-host технология, позволяющая подключить учетную систему клиента к банку напрямую, минуя интерфейс ДБО». Для компаний, ведущих ВЭД актуален сервис онлайн-конверсии валюты по курсу биржи. Данный сервис повышает оперативность проведения сделки, поскольку клиент видит курсы валют в реальном времени в системе ДБО, добавляет он.

Мобильные деньги

Что касается мобильного банкинга, к которому уже привыкло большинство розничных клиентов, то в корпоративном сегменте он на этапе становления. Но инвестиции в это направление – требование времени. «Мобильное приложение для обслуживания бизнеса – инструмент достаточно новый, многие банки в последние 2-3 года активно работают над функциональностью, развиваясь от информационного сервиса и подписания уже созданных в интернет-банке платежей к полноценному средству для управления счетами компании», - считает Ольга Акуленко, начальник отдела развития дистанционных каналов банка «ГЛОБЭКС». Мобильные приложения для юридических лиц пока уступают мобильным приложениям для розничных клиентов как по функционалу, так и по востребованности. Хотя, уже сегодня некоторые банки в мобильных приложениях, кроме основных функций, внедряют такие возможности как подписание платежных поручений, поиск операций, отправку реквизитов, выставление счета в формате 1С, формирование платежного поручения со штампом банка, платежи по свободным реквизитам, с возможностью назначать очередность платежей, распознавание счетов из фотографии, уточняет она.

Руслан Еременко приводит в пример сервис ВТБ «Мобильный клиент», предлагаемый пользователям планшетов и ноутбуков. Он позволяет клиенту дистанционно получать информацию по остаткам на счетах и проведенным операциям, создавать и сохранять платежные поручения, акцептовать ранее созданные платежные документы, получать новости из банка.

В большей степени мобильный банк интересен малому и среднему бизнесу, так как у крупного все же иные масштабы финансовых операций. И в целом, потребности малого бизнеса схожи с требованиями физических лиц, считает Дмитрий Шендрик. По его словам, в их числе, кроме мобильного банка, удобный интерфейс для пользования системами, наличие решений, упрощающих их базовые расчетные потребности, такие как интеграция с облачными бухгалтериями, уведомление контрагентов о платеже по электронной почте или с помощью SMS, услуга по сканированию и распознаванию выставленных счетов для дальнейшего формирования платежного документа.

Заглянуть в будущее

Кризис не мог не сказаться на объеме инвестиций банковской системы в ИТ – технологии. По данным обзора «ИТ в банках и страховых компаниях 2015 CNews Analitics», по самым оптимистичным оценкам, бюджеты российских банков в это направление в прошлом году сократились более чем на 20%. Тем не менее деньги на новые технологии придется тратить. «Расширение функциональности систем на рынке удаленного банкинга продолжается в части совершения кредитно-депозитных операций, конверсионных операций, комплекса услуг cash-management, обмена документами свободного формата, предоставления «личных кабинетов» для топ-менеджеров предприятий, развития поддержки различных мобильных платформ для доступа в ДБО с любых устройств», - объясняет Руслан Еременко. Он считает, что на рынке будет расширяться перечень доступных операций мобильного сервиса, который позволит дистанционно не только получать информацию по счетам, но и осуществлять операции по ним. Увеличение перечня поддерживающих ОС позволит клиентам использовать различные устройства для совершения банковских операций, например, смартфонов.

Кроме того, крупные клиенты требуют все более сложных технологий и тонкой настройки ДБО под их потребности. «Корпорации, в которые входят иногда несколько десятков юридических лиц, взаимодействуют одновременно с несколькими банками. Они активно работают над созданием единого центра для выполнения казначейских функций, - рассказывает Дмитрий Шендрик. - Для них важна безопасность канала, максимально унифицированный способ взаимодействия и единый формат обмена со всеми банками». По его наблюдениям, все большее значение приобретает прямая интеграция клиентских ERP- систем и обслуживающих банков: host-to-host или использование канала СВИФТ, в основном через сервис ФайлАкт. Многие крупные корпорации ставят целью полностью отказаться от привычных систем интернет-банк, резюмирует Шендрик.