#4 Инвестиции и финансы, 30 сентября 2016
Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Банкиры стремятся удержать бизнес на расстоянии

Банкиры стремятся удержать бизнес на расстоянии
Банки стараются расширить набор сервисов для юрлиц в сегменте дистанционного обслуживания. У клиентов растут запросы в отношении спектра операций, которые можно проводить, не посещая офис кредитной организации. Развитие цифровых технологий требует немалых инвестиций, но иного выхода для победы в конкурентной борьбе сейчас нет.

По наблюдениям банкиров, на данный момент подавляющее большинство корпоративных клеинтов уже применяют дистанционный банкинг. «Мы можем оценить уровень проникновения дистанционных каналов в сфере бизнеса как достаточно высокий. Он значительно выше аналогичного показателя для физических лиц, - считает Дмитрий Шендрик, начальник управления организации комплексных корпоративных расчетов Росбанка. - Доля компаний, использующих дистанционные каналы, постоянно растет и стремительно приближается к 100%». Если компания предпочитает бумажный документооборот, то это скорее вопрос особенных предпочтений или исключительных обстоятельств, нежели стандартная ситуация, добавляет он.

Инвестируй в это

Главным дистанционным каналом по-прежнему остается интернет-банкинг. Однако его функционал сейчас значительно выше, чем еще пару лет назад.

«Среди основных предлагаемых на рынке он-лайн сервисов в системе ДБО - формирование документов, проведение операций, отслеживание статуса обработки отправленных документов, получение выписок об операциях по счету в различных видах и форматах, поиск архивных документов, плановая смена ключей электронной подписи без необходимости визита в банк», - перечисляет заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – вице-президент банка ВТБ Руслан Еременко. По его словам, также у бизнеса сегодня востребованы возможности размещения средств в срочные депозиты, направления заявок на выдачу траншей в рамках кредитных линий, обмена с банком документами для внесения изменения в настройки системы, подключения и отключения дополнительных сервисов, дополнения и удаления абонентов системы, изменения реквизитов.

Как отмечает Алексей Кольчик, управляющий филиала АКБ «Российский Капитал» в Санкт-Петербурге, наиболее технологичные банки предлагают своим клиентам конверсию валюты по курсу биржи, электронный документооборот и отправку отчетности, интеграцию с облачными бухгалтериями, сервисы финансовой аналитики и проверки контрагентов, мобильные приложения, а также различные онлайн-сервисы на сайте. Такие, как регистрация бизнеса, резервирование расчетного счета. «Хорошим спросом, на наш взгляд, сейчас пользуется сервис проверки контрагентов, - рассказывает Алексей Кольчик. – Он позволяет по ИНН получить необходимые данные о контрагенте (арбитражные дела, исполнительные производства, бухгалтерскую отчетность и прочую первичную информацию) для принятия решения об оплате. У среднего и крупного бизнеса востребована host-to-host технология, позволяющая подключить учетную систему клиента к банку напрямую, минуя интерфейс ДБО». Для компаний, ведущих ВЭД актуален сервис онлайн-конверсии валюты по курсу биржи. Данный сервис повышает оперативность проведения сделки, поскольку клиент видит курсы валют в реальном времени в системе ДБО, добавляет он.

Мобильные деньги

Что касается мобильного банкинга, к которому уже привыкло большинство розничных клиентов, то в корпоративном сегменте он на этапе становления. Но инвестиции в это направление – требование времени. «Мобильное приложение для обслуживания бизнеса – инструмент достаточно новый, многие банки в последние 2-3 года активно работают над функциональностью, развиваясь от информационного сервиса и подписания уже созданных в интернет-банке платежей к полноценному средству для управления счетами компании», - считает Ольга Акуленко, начальник отдела развития дистанционных каналов банка «ГЛОБЭКС». Мобильные приложения для юридических лиц пока уступают мобильным приложениям для розничных клиентов как по функционалу, так и по востребованности. Хотя, уже сегодня некоторые банки в мобильных приложениях, кроме основных функций, внедряют такие возможности как подписание платежных поручений, поиск операций, отправку реквизитов, выставление счета в формате 1С, формирование платежного поручения со штампом банка, платежи по свободным реквизитам, с возможностью назначать очередность платежей, распознавание счетов из фотографии, уточняет она.

Руслан Еременко приводит в пример сервис ВТБ «Мобильный клиент», предлагаемый пользователям планшетов и ноутбуков. Он позволяет клиенту дистанционно получать информацию по остаткам на счетах и проведенным операциям, создавать и сохранять платежные поручения, акцептовать ранее созданные платежные документы, получать новости из банка.

В большей степени мобильный банк интересен малому и среднему бизнесу, так как у крупного все же иные масштабы финансовых операций. И в целом, потребности малого бизнеса схожи с требованиями физических лиц, считает Дмитрий Шендрик. По его словам, в их числе, кроме мобильного банка, удобный интерфейс для пользования системами, наличие решений, упрощающих их базовые расчетные потребности, такие как интеграция с облачными бухгалтериями, уведомление контрагентов о платеже по электронной почте или с помощью SMS, услуга по сканированию и распознаванию выставленных счетов для дальнейшего формирования платежного документа.

Заглянуть в будущее

Кризис не мог не сказаться на объеме инвестиций банковской системы в ИТ – технологии. По данным обзора «ИТ в банках и страховых компаниях 2015 CNews Analitics», по самым оптимистичным оценкам, бюджеты российских банков в это направление в прошлом году сократились более чем на 20%. Тем не менее деньги на новые технологии придется тратить. «Расширение функциональности систем на рынке удаленного банкинга продолжается в части совершения кредитно-депозитных операций, конверсионных операций, комплекса услуг cash-management, обмена документами свободного формата, предоставления «личных кабинетов» для топ-менеджеров предприятий, развития поддержки различных мобильных платформ для доступа в ДБО с любых устройств», - объясняет Руслан Еременко. Он считает, что на рынке будет расширяться перечень доступных операций мобильного сервиса, который позволит дистанционно не только получать информацию по счетам, но и осуществлять операции по ним. Увеличение перечня поддерживающих ОС позволит клиентам использовать различные устройства для совершения банковских операций, например, смартфонов.

Кроме того, крупные клиенты требуют все более сложных технологий и тонкой настройки ДБО под их потребности. «Корпорации, в которые входят иногда несколько десятков юридических лиц, взаимодействуют одновременно с несколькими банками. Они активно работают над созданием единого центра для выполнения казначейских функций, - рассказывает Дмитрий Шендрик. - Для них важна безопасность канала, максимально унифицированный способ взаимодействия и единый формат обмена со всеми банками». По его наблюдениям, все большее значение приобретает прямая интеграция клиентских ERP- систем и обслуживающих банков: host-to-host или использование канала СВИФТ, в основном через сервис ФайлАкт. Многие крупные корпорации ставят целью полностью отказаться от привычных систем интернет-банк, резюмирует Шендрик.

Рыночный расклад Интернет-эквайринг дорос до десятков миллиардов
Содержание
Закрыть